По иску Коршун Н. А. о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.



Дело №2-809/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2011 года г. Нефтекамск

Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Проскуряковой Е.Н, при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коршун Н. А. к Администрации городского округа г. Нефтекамска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Коршун Н.А. обратилась в суд с иском о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди как лишившейся жилого помещения в результате пожара. В обоснование иска указав, что она является собственником квартиры <адрес>, которая сгорела вместе со всем домом в мае 2008 года и на данный момент не пригодна для проживания. При обращении к ответчику с заявлением она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет, но до сих пор ответчик не предоставил иное жилье, ссылаясь на тот факт, что вне очереди жилье предоставляется только лицам, квартиры которых находились в найме, и дом не был признан непригодным, с чем она не согласна, так как законодатель не связывает возможность признания гражданина, нуждающегося в получении жилого помещения, с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение, а потому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Коршун Н.А. и ее представитель Хафизова К.Г., выступающая на основании доверенности, иск поддержали, приведя доводы, изложенные в иске. Кроме того, пояснив, что дом весь сгорел, виновников пожара не установили, квартира не застрахована. Коршун на данный момент и члены ее семьи являются нуждающимися в получения жилья вне очереди, так как дом сгорел и является не пригодным для проживания в связи с его отсутствием, а иного жилья нет. Приобрести другое жилье не позволяют доходы.

Аксанова Г.Ф.- представитель администрации городского округа г. Нефтекамска, выступающая на основании доверенности, иск не признала, пояснив, что жилой дом, где находится спорная квартира, уничтожен в результате пожара. Учитывая, что право на внеочередное получение жилья имеют граждане, жилье которых в установленном порядке признано не пригодным для проживания, а спорный дом в целом не пригодным для жилья не признавался, обеспеченность истца жильем должна быть произведена в общем порядке. Коршун на сегодня состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, льгот не имеет, и, соответственно, при подходе ее очереди будет предоставлено жилье. Кроме того, истица являлась собственником квартиры, а потому самостоятельно несет расходы по гибели квартиры.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает, что иск Коршун подлежит удовлетворению исходя из следующего.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Исходя из ст. 1,2 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище и в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции. (Определение Конституционного суда РФ от 05.03.2009 года №376-О).

Согласно п.1, ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке не пригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В судебном заседании установлено, что постановлением № ... от 11.03.2004 года дом <адрес> передан в муниципальную собственность. Коршун является собственником квартиры <адрес> общей площадью ... кв.м. на основании договора дарения от 13.08.2007 года, которая сгорела вместе со всем домом в мае 2008 года, что подтверждается справкой МЧС (л.д.17). На основании Постановления главы администрации № ... от 14.08.2008 года Коршун Н.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановлена на учет на основании заявления от 05.08.2008 года. В заявлении членами семьи указаны 4 человека, у которых своего жилья не имеется. Общий доход семьи составляет ... рублей.

09.03.2011 года ответчик отказал истцу предоставить вне очереди жилье, ссылаясь на тот факт, что она является собственником квартиры, а собственники риск гибели своего имущества несут за свой счет, кроме того, отсутствует решение о признании сгоревшего дома не пригодным для проживания.

Между тем, данный довод ответчика не состоятелен. Согласно ч. 1 ст.1; ч.1 ст.7; ст.18 и ч.1,2 статья 19 Конституции Российской Федерации Российскую Федерацию провозглашает социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования ( Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, статья 40 Конституции Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом предусматривая, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации), и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно самих граждан.

На судебном заседании установлено и не отрицалось ответчиком, что Коршун и члены ее семьи являются малоимущими, так как их доход на 4 человека меньше прожиточного минимума. Лишились единственного жилья вследствие пожара, причинитель которого не был установлен, квартира не была застрахована, другого жилья у них нет, следовательно, исходя из требований ст. 49 и 52 ЖК РФ являются нуждающимися в улучшении жилья. Постановлением администрации городского округа г. Нефтекамска от 14.08.2008 года № ... Коршун была признана таковой и поставлена на учет для получения жилья. На данный момент проживают и зарегистрированы временно у матери мужа.

При этом вышеуказанные статьи не связывают возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Довод ответчика о том, что сгоревший дом в установленном порядке не был признан непригодным, так как Коршун не обращалась с заявлением о признании его таковым, несостоятелен. Исходя из ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Исходя из п.7,8 Положения «О признании помещения жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 494), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений.

Согласно п. 38 данного положения основанием для признания жилого помещения не пригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать не пригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно, и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

На судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиком, что дом <адрес> является муниципальной собственностью, что подтверждается и постановлением администрации г. Нефтекамска № ... от 11.03.2004 года, и сгорел полностью, о чем свидетельствует представленная фотография, а в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, но учитывая, что дом сгорел и на данный момент не подлежит восстановлению, так как от него остался только фундамент, что не оспаривалось ответчиком, следовательно, дом <адрес> является после пожара не пригодным для проживания для всех жильцов, в том числе и собственников.

Следовательно, пригодность или непригодность дома для проживания должна определяться администрацией городского округа, а не по заявлению лиц, лишившихся жилья от пожара. Учитывая, что в данном случае отсутствует решение о признании сгоревшего дома не пригодным для проживания, а на судебном заседании факт непригодности был установлен и ответчиком не отрицается, а Коршун, лишившись единственного жилья в результате пожара, имеет право на получение жилья во внеочередном порядке по договору социального найма, исходя из п.1ч.2 ст.57 ЖК РФ.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Коршун Н. А. к Администрации городского округа г. Нефтекамска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа г. Нефтекамска предоставить Коршун Н. А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью ... кв.м. в черте города Нефтекамска.

Мотивировочная часть решения изготовлена 29.04.2011 года в 17-40 часов.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Башкортостан с момента изготовления мотивировочной части.

Судья: Е. Н. Проскурякова

Решение не вступило в законную силу.