№ 2-815/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2011 года г. Нефтекамск
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Проскуряковой Е.Н., при секретаре Савченко В.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Нефтекамска в интересах Ергунова А. Е., Ергунова С. Е. к администрации ГО г. Нефтекамск, Правительству РБ о признании бездействия в непредоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма незаконным, обязании внести Ергунова С.Е. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся во внеочередном получении жилого помещения по договору социального найма, обязании представить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Нефтекамска обратился в суд в интересах Ергунова А.Е., Ергунова С.Е. с требованием о признании бездействия ответчиков в непредставлении Ергуновым жилого помещения вне очереди по договору социального найма как лицам из числа детей-сирот и обязании ответчиков предоставить им благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди в пределах г. Нефтекамска по норме предоставления жилья, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В обоснование исковых требований указав, что Ергуновы в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как относятся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени жилое помещение им не предоставлено.
В судебном заседании прокурор свой иск поддержал, приведя доводы, изложенные в иске. Пояснив, что Ергуновым после окончания ... не было предоставлено жилье по социальному найму, а Ергунов С.А. не включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся во внеочередном получении жилого помещения по договору социального найма, в связи с бездействием администрации, так как его документы были утеряны, хотя после окончания учебы являлся нуждающимся в получении жилья, а своего жилья не имел и не имеет.
Ергунов А.Е., Ергунов С.Е. исковые требования прокурора поддержали по изложенным выше требованиям.
Правительство РБ, будучи надлежащим образом извещенным о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось. Представив отзыв на исковое заявление, в котором иск прокурора не признали, указав, что они надлежащим ответчиком по данному иску не являются, так как предоставление жилья возложено на орган местного самоуправления в лице администрации ГО г. Нефтекамск.
Министерство образования РБ, будучи надлежащим образом извещенным о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, представив отзыв, в котором также иск прокурора не признали в связи с тем, что ими не допущено нарушений прав на жилье Ергуновых, и заявка на предоставление денежных средств направлена ими своевременно.
Министерство финансов РБ, будучи надлежащим образом извещенным о дне рассмотрения дела, на судебное заседание не явилось, представив отзыв, в котором иск прокурора не признали в связи с тем, что предоставление жилья возлагается на муниципальный орган, и просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель администрации городского округа г. Нефтекамска Аксанова Г.Ф., действующая на основании доверенности, иск в части предоставления жилого помещения Ергуновым не признала, пояснила, что обязание администрации предоставить жилье истцам явилось бы нецелевым использованием средств, кроме того, будут нарушены права иных лиц, состоящих в очереди. В части требования о постановки Ергунова А.Е. на учет и включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся во внеочередном получении жилого помещения по договору социального найма, признала, пояснив, что документы по нему были утрачены, в связи с чем он выпал из списков, хотя Ергуновы имеют право на получение жилья.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О и от 5 марта 2009 N 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных - прежде всего).
На судебном заседании установлено, что Ергунов А.Е. и Ергунов С.Е. признаны детьми, оставшимися без попечения родителей, сиротами, постановлением главы администрации городского округа г. Нефтекамска № ... от ДД.ММ.ГГГГ над ними установлено попечительство (опека). Закрепленного и собственного жилья у Ергуновых на момент установления над ними попечительства не имелось и не имеется в настоящее время. При установлении опеки (попечительства) над Ергуновым А.Е. последний на учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья, для предоставления жилого помещения не поставлен. Постановлением № ... от ДД.ММ.ГГГГ Ергунов С.Е. признан нуждающимся в получении жилья и включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, хотя окончил учебу в образовательном учреждении ... в ДД.ММ.ГГГГ.
Ергунов А.Е. окончил учебу в июле ДД.ММ.ГГГГ, отслужил в армии, но на данный момент так и не поставлен на учет, хотя своего жилья не имеет, что не отрицалось ответчиками, но не предоставление жилья администрация связывает с утерей документов и отсутствием финансирования из бюджета РБ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичное требование по предоставлению жилья содержит и абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Поскольку во исполнение постановления Правительства РБ от 20.06.2007 года №200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в целях государственной поддержки детей-сирот в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на основании решения Совета опеки и попечительства при администрации городского округа г. Нефтекамска от 03.03.2010 года, а также руководствуясь ст.ст. 14,49,51,52 ЖК РФ, Законом РБ «О регулировании жилищных отношений в РБ», администрацией городского округа г. Нефтекамска постановлением от 28.02.2011 года №518 утвержден список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получения жилья по договору найма, в который Ергунов А.Е. не вошел по вине администрации, данный факт который ими был признан, а Ергунов С.Е. включен в указанный список.
Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Названные расходные обязательства субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъектов РФ.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы государственной власти субъектов РФ за счет их средств.
С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку возникшее у Ергуновых право на внеочередное предоставление жилого помещения по нормам ст. 57 ЖК РФ не реализовано, в связи с бездействием администрации ГО г. Нефтекамска и Правительства РБ требуется судебная защита.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие администрации ГО г. Нефтекамска и Правительства РБ, выразившееся в непредоставлении Ергунову А. Е., Ергунову С. Е. жилого помещения по договору социального найма вне очереди, незаконным.
Обязать внести Ергунова А. Е. в действующий список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся во внеочередном получении жилого помещения по договору социального найма.
Обязать администрацию городского округа г. Нефтекамска и Правительство РБ предоставить Ергунову А. Е., Ергунову С. Е. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления площади по договору социального найма вне очереди в черте города Нефтекамска.
Мотивированное решение изготовлено 20.05.2011 года в 17-00 часов.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней Верховный суд Республики Башкорстан с момента изготовления мотивировочной части.
Судья: Е.Н. Проскурякова
Решение не вступило в законную силу.