По иску прокурора г. Нефтекамска в интересах Гиндуллина Р. Д. к Администрации ГО г. Нефтекамск, Правительству РБ о признании бездействия в непредоставлении вне очереди жилого помещения незаконным и обязании предоставить вне очереди жилое помещение.



№ 2-814/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2011 года г. Нефтекамск

Нефтекамский городской суд РБ в составе: председательствующего судьи Е.Н. Проскуряковой, при секретаре В.Э.Савченко, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Нефтекамска в интересах Гиндуллина Р. Д. к администрации ГО г. Нефтекамск, Правительству РБ о признании бездействия в непредоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма незаконным и обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Нефтекамска обратился в суд в интересах Гиндуллина Р.Д. с требованием о признании бездействия ответчиков в непредоставлении Гинудуллину жилого помещения вне очереди по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и обязании ответчиков предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди в пределах г. Нефтекамска по норме предоставления жилья, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В обоснование исковых требований указал, что Гиндуллин в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

В судебном заседании прокурор Шагидуллина Р.М. свой иск поддержала, приведя доводы, изложенные в иске, пояснив, что Гиндуллину после окончания ... и возвращения из армии не было предоставлено жилье по социальному найму. Закрепленного или собственного жилья Гиндуллин не имеет.

Гиндуллин Р.Д. на судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дне рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил.

Правительство РБ, будучи надлежащим образом извещенным о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось. Ранее ими был представлен отзыв, в котором иск прокурора не признали, указав, что они надлежащим ответчиком по данному иску не являются, так как предоставление жилья возложено на орган местного самоуправления в лице администрации ГО г. Нефтекамск.

Министерство образования РБ, будучи надлежащим образом извещенным о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, представив отзыв, в котором также иск прокурора не признали в связи с тем, что ими не допущено нарушений прав на жилье Гиндуллина Р. Д., и заявка на предоставление денежных средств направлена ими своевременно.

Министерство финансов РБ, будучи надлежащим образом извещенным о дне рассмотрения дела, на судебное заседание не явились. Ранее ими был представлен отзыв, в котором иск прокурора не признали в связи с тем, что предоставление жилья возлагается на муниципальный орган, и просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель администрации городского округа г. Нефтекамска Аксанова Г.Ф., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представив отзыв на иск, в котором указывает на тот факт, что ими предприняты все действия по решению вопроса по предоставлению Гиндуллину жилья, но деньги на приобретения жилья не были выделены.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Закрепляя право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных - прежде всего).

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Аналогично данной статье и ст. 8 Закона РБ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которая относит дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение к расходным обязательствам Республики Башкортостан относится и обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Из материалов дела следует, что Гиндуллин Р.Д. в апреле ДД.ММ.ГГГГ окончил учебу в образовательном учреждении ..., что подтверждается дипломом об окончании. Постановлением главы администрации городского округа г. Нефтекамска № ... от 13.04.2007 года признан ребенком, оставшимся без попечения родителей, сиротой, и принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

На данный момент своего жилья не имеет, что не отрицалось ответчиками, но не предоставление жилья администрация связывает с отсутствием финансирования из бюджета РБ, хотя все заявки были направлены ими своевременно, что подтверждается постановлением от 13.04.2007 года № ... о признании и включении Гиндуллина в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получения жилья по договору найма, и направлены своевременно в Министерство образования для согласования. Таким образом, администрацией еще до окончания учебы Гиндуллин был включен в список лиц, нуждающихся в получении жилья во внеочередном порядке ( л.д.8).

Данные списки были направлены администрацией в Министерство образования для формирования заявок на выделение средств из бюджета РБ, порядок предоставления которых согласно п. 3 Постановления Правительства РБ от 20.07.2007 года №200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» осуществляется путем перечисления средств бюджета РБ в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов РБ на основании распоряжения Правительства РБ.

Согласно п.6 постановлению Правительства РБ от 20.06.2007 года №200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан обязаны представлять в Министерство образования Республики Башкортостан списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений; предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв.м. – для одиноко проживающих и 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в том числе решения вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Названные расходные обязательства субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъектов РФ.

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы государственной власти субъектов РФ за счет их средств.

Довод администрации о том, что кроме Гиндуллина в списке имеются и иные граждане, относящиеся к данной категории лиц, а потому жилье будет предоставлено после получения денег и по очереди, не состоятелен, так как реализация права граждан на внеочередное предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников.

С учетом изложенного суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку возникшее у Гиндуллина право на внеочередное предоставление жилого помещения по нормам ст. 57 ЖК РФ им не реализовано в связи с бездействием администрации ГО г. Нефтекамска и Правительства РБ.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие администрации ГО г. Нефтекамска и Правительства РБ, выразившееся в непредставлении Гиндуллину Р. Д. жилого помещения по договору социального найма вне очереди, незаконными.

Обязать администрацию городского округа г. Нефтекамска и Правительство РБ предоставить Гиндуллину Р. Д. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления площади, по договору социального найма вне очереди в черте города Нефтекамска.

Мотивированное решение изготовлено 19.05.2011 года в 17-30 часов.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней Верховный суд Республики Башкорстан с момент изготовления мотивировочной части.

Судья: Е.Н. Проскурякова

Решение не вступило в законную силу.