По иску прокурора г. Нефтекамска к администрации ГО г. Нефтекамск, Густову Г. А. о признании незаконным постановления главы администрации, изъятии земельного участка из владения Густова.



Дело № 2-1543/2011 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12.08.2011 года г. Нефтекамск

Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи А.Х. Галиева, при секретаре А.Х. Гаязовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Нефтекамска в интересах Российской Федерации, муниципального образования городской округ г. Нефтекамск к администрации городского округа г. Нефтекамск, Густову Г. А. о признании незаконным постановления главы администрации городского округа г. Нефтекамск № 2886 от 07.09.2010 года, изъятии земельного участка из владения Густова Г.А.,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Нефтекамска РБ обратился в суд с данным заявлением, указав, что 23 мая 2011 года поступило обращение государственного регистратора Республики Башкортостан Алимбекова Р.М. о нарушениях законодательства при принятии постановления главы администрации городского округа г. Нефтекамск № 2886 от 07 сентября 2010 года «О предоставлении в аренду Густову Г.А. земельного участка для садоводства».

При проведении проверки установлено, что вышеуказанным постановлением Густову Г.А. в аренду сроком на 5 лет из категории земель населенных пунктов для садоводства предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч. ч. 1 и 3 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов в аренду.

Между тем, администрацией городского округа г. Нефтекамск не представлены какие-либо документы о предварительном согласовании и выборе Густовым Г.А. земельного участка в установленном порядке.

Считая, что действия администрации городского округа г. Нефтекамск по предоставлению Густову Г.А. в аренду земельного участка для садоводства не соответствует установленному порядку, противоречит интересам Российской Федерации и муниципального образования городской округ г. Нефтекамск, прокурор просил признать постановление главы администрации городского округа г. Нефтекамск № 2886 от 07 сентября 2010 года «О предоставлении в аренду Густову Г.А. земельного участка для садоводства» незаконным. Также прокурор просил обязать главу администрации городского округа г. Нефтекамск устранить допущенное нарушение путем отмены указанного постановления, изъять земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, из владения Густова Г.А. и передать этот земельный участок в муниципальную собственность.

В судебном заседании помощник прокурора г. Нефтекамска Олешко И.И. заявленные требование поддержал по указанным в иске основаниям.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ Алимбеков Р.М. с иском согласился, считал, что земельный участок Густову Г.А. выделен в аренду без соблюдения условий ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Представитель ответчика - администрации городского округа г. Нефтекамск - Галиакбарова Г.Ф. иск не признала, пояснила, что спорный земельный участок предоставлен Густову Г.А. в аренду с соблюдением требований ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Ответчик Густов Г.А. иск не признал, пояснил, что спорный земельный участок был предоставлен ему в пользование ещё 1990 году, но в настоящее время у него документы, подтверждающие это обстоятельство, не сохранились, поэтому ему предложили оформить данный земельный участок в аренду.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

По правилам ст. ст. 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Обосновывая свой иск, прокурор ссылается на ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации, которая регламентирует порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства.

В соответствии с указанной нормой закона предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Однако, как следует из пояснений лиц, участвующих в деле, а также из материалов дела, спорный земельный участок Густову Г.А. предоставлен в аренду не для строительства, а для садоводства.

Между тем, порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен в ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия такого решения.

Из материалов дела следует, что Густов Г.А. обратился с заявлением в администрацию городского округа г. Нефтекамск 24.04.2009 года, где просил оформить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на его имя. В последующем Густовым Г.А. обеспечил выполнение землеустроительных работ по уточнению границ земельного участка и по согласованию местоположения границ земельного участка. Нефтекамским филиалом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РБ Густову Г.А. выдана выписка из государственного кадастра недвижимости с указанием адреса и кадастрового номера земельного участка.

Согласно постановлению главы администрации городского округа г. Нефтекамск № 2886 от 07.09.2010 года Густову Г.А. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен для садоводства сроком на 5 лет.

Таким образом, спорный земельный участок Густову Г.А. предоставлен в аренду не для строительства, а для садоводства, и законом установлен иной порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. При принятии решения о предоставлении Густову Г.А. спорного земельного участка в аренду установленный законом порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не нарушен.

При таких обстоятельствах иск прокурора о признании не соответствующим законодательству постановления главы администрации городского округа г. Нефтекамск № 2886 от 07.09.2010 года «О предоставлении в аренду Густову Г.А. земельного участка для садоводства», изъятии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, из владения Густова Г.А., является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194- 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В иске прокурора г. Нефтекамска Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, муниципального образования городской округ г. Нефтекамск к администрации городского округа г. Нефтекамск, Густову Г. А. о признании незаконным постановления главы администрации городского округа г. Нефтекамск № 2886 от 07.09.2010 года «О предоставлении в аренду Густову Г.А. земельного участка для садоводства», изъятии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, из владения Густова Г.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Нефтекамский городской суд.

Мотивированное решение составлено 17.08.2011 года.

Председательствующий: А.Х. Галиев

06.10.2011 г. Верховным Судом РБ решение отменено полностью с направлением на новое рассмотрение.