Дело № 2-1445/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 августа 2011 года г.Нефтекамск Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в лице судьи Рахматуллиной З.М., с участием помощника прокурора г.Нефтекамска Олешко И.И., представителя ответчика администрации городского округа г.Нефтекамск Галиакбаровой Г.Ф., представителя ответчика МОБУ СОШ № 9 городского округа г.Нефтекамск Ситниковой В.В., при секретаре Ахмадиевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Нефтекамска в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа г.Нефтекамск, муниципальному образовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа № 9 городского округа г.Нефтекамск о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к учреждению, УСТАНОВИЛ: прокурор г.Нефтекамска обратился в суд с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа г.Нефтекамск, муниципальному образовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа № 9 городского округа г.Нефтекамск о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к учреждению. В заявлении указывает, что в ходе проведенной прокуратурой г.Нефтекамска проверки установлено, что ответчик является образовательным учреждением, объектом социальной инфраструктуры, однако в учреждении не установлено специальных приспособлений и оборудования для свободного передвижения и доступа инвалидов. В результате бездействия учреждения лица с ограниченными возможностями здоровья лишены возможности доступа в учреждение, получения образования, что приводит к нарушению их конституционных прав. Просит признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в отсутствии беспрепятственного доступа инвалидов к учреждению, обязать администрацию городского округа г.Нефтекамск осуществить финансирование мероприятий по оборудованию здания учебного заведения пандусом (подъемниками) и поручнями в срок до 31 декабря 2011 года, а также обязать учебное заведение установить пандус (подъемники) и поручни на лестничном подъеме центрального входа в здание учреждения в срок до 01 сентября 2012 года. В судебном заседании помощник прокурора г.Нефтекамска Олешко И.И. исковые требования поддержал. Представитель ответчика администрации городского округа г.Нефтекамск Галиакбарова Г.Ф. исковые требования не признала, пояснив, что стороны администрации не имеется нарушений прав и законных интересов граждан. Представитель ответчика Муниципального образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 9 городского округа г.Нефтекамск Ситникова В.В. исковые требования не признала. Суд, выслушав доводы участвующих лиц, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2). Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места». Одним из средств конкретизации оспариваемого положения части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»). Согласно ст. 15 Федерального закона «О защите прав инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Из материалов дела следует, что здание Муниципального образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 9 городского округа г.Нефтекамск не оборудовано пандусами и поручнями на центральном входе для обеспечения доступа в здание инвалидов на колясках. Следовательно, бездействие ответчиков, выразившееся в отсутствии беспрепятственного доступа инвалидов к учреждению, является незаконным. При таких обстоятельствах суд считает обоснованными требования прокурора г.Нефтекамска о возложении на администрацию городского округа г.Нефтекамск обязанности по осуществлению финансирования мероприятий по оборудованию здания учебного заведения пандусом (подъемниками) и поручнями на лестничном подъеме центрального входа в здание в срок до 31 декабря 2011 года и на учебное заведение - обязанности по установке на лестничном подъеме центрального входа в здание учреждения пандусов (подъемников) и поручней в срок до 01 сентября 2012 года. Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: исковые требования прокурора г.Нефтекамска в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа г.Нефтекамск, муниципальному образовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа № 9 городского округа г.Нефтекамск о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к учреждению удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации городского округа г.Нефтекамск, муниципального образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 9 городского округа г.Нефтекамск, выразившееся в отсутствии беспрепятственного доступа инвалидов к учреждению. Обязать администрацию городского округа г.Нефтекамск осуществить финансирование мероприятий по оборудованию здания муниципального образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 9 городского округа г.Нефтекамск пандусами (подъемниками) и поручнями на лестничном подъеме центрального входа в здание в срок до 31 декабря 2011 года. Обязать муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 городского округа г.Нефтекамск установить пандусы (подъемники) и поручни на лестничном подъеме центрального входа в здание учреждения в срок до 01 сентября 2012 года. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня вынесения. Судья З.М.Рахматуллина Решение не вступило в законную силу.