По иску прокурора г. Нефтекамска к администрации ГО г. Нефтекамск о возложении обязанности по увеличению числа мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.



№ 2-1288/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2011 года Нефтекамский городской суд РБ в составе: председательствующего судьи Л.Р. Ахтямовой, при секретаре Л.Ф. Шарифьяновой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Нефтекамска в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГО г. Нефтекамск о возложении обязанности по увеличению числа мест к муниципальных дошкольных образовательных учреждениях,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Нефтекамска обратился в суд с иском к администрации ГО г. Нефтекамск в интересах неопределенного круга лиц с требованием о возложении обязанности по созданию дополнительных а мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

В обоснование исковых требований указано, прокуратурой г. Нефтекамск проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части общедоступности дошкольного образования. В результате проверки установлено, что на территории города в 2008 году проживал 10421 ребенок в возрасте до 7 лет, в 2009 году - 10866 детей, в настоящее время в городе проживает 11560 детей. Из данного количества детей не все дети дошкольного возраста устроены в дошкольные учреждения. Основной причиной является отсутствие мест в дошкольных учреждениях города, которые увеличиваются из года в год. В городе действует 30 муниципальных дошкольных учреждений. За период с 1995 по настоящее время перепрофилировано 14 детских садов, которые используются в настоящее время не по прямому назначению.

В связи с этим просит признать бездействие администрации ГО г. Нефтекамск, связанное с ненадлежащей организацией предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории ГО г. Нефтекамск, незаконным, обязать ответчика создать дополнительные места в муниципальных учреждениях дошкольного образования в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечив предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории ГО г. Нефтекамск для всех малолетних детей, нуждающихся в дошкольном обучении, в соответствии с существующей потребностью населения.

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Нефтекамска иск поддержала по указанным в нем основаниям, суду пояснила, что на сегодняшний день в г. Нефтекамске существует очередь на места в дошкольные образовательные учреждения, в связи с чем нарушается конституционное право детей на получение образования. Администрацией ГО г. Нефтекамск меры по надлежащему обеспечению детей местами в дошкольных образовательных учреждениях не предпринимаются.

Представитель администрации ГО г. Нефтекамск иск не признала, суду пояснила, что ответчик согласен с наличием очередности на места в дошкольных образовательных учреждениях, однако считает, что предпринимаются все возможные меры для сокращения очередности и максимального обеспечения детей местами в дошкольных образовательных учреждениях. Так, пояснила, что заключены муниципальные контракты на строительство на территории ГО г. Нефтекамск трех детских садов на 220 мест каждый. Кроме того, администрация ГО г. Нефтекамск и в дальнейшем планирует всеми возможными методами увеличивать количество мест в дошкольных учреждениях.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, иск следует признать подлежащим частичному удовлетворению в связи со следующим.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в г. Нефтекамске действительно имеется очередность на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях. Данный факт сторонами не оспаривается.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.

В соответствии с Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, дошкольное образовательное учреждение реализует общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

Неисполнение должностными лицами своих обязанностей по предоставлению и обустройству детей в дошкольные образовательные учреждения влечет за собой нарушение прав малолетних на образование.

Анализ сложившейся ситуации по комплектованию дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о том, что работа в данном направлении действительно не соответствует реально сложившейся обстановке в данной сфере, поскольку при постоянном росте количества детей в возрасте до 7 лет, увеличении количества детей, состоящих в очереди на получение места в ДОУ, администрацией ГО г. Нефтекамск достаточные меры по развитию социальной инфраструктуры для детей, увеличению количества дошкольных образовательных учреждений не предпринимаются.

В соответствии с п. 2.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 №5-П важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства. Государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Следовательно, прокурором обоснованно поставлен вопрос о необходимости обеспечения предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории ГО г. Нефтекамск для всех малолетних детей, нуждающихся в дошкольном обучении.

Между тем, следует признать, что довод прокурора относительно бездействия администрации ГО г. Нефтекамск, связанного с ненадлежащей организацией предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, следует признать необоснованным, поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что в рамках республиканской адресной инвестиционной программы на 2010 год, утвержденной Распоряжением Правительства РБ от 31 декабря 2009 года № 1515-р (с последующими изменениями), между администрацией ГО г. Нефтекамск и ООО «...» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заключены муниципальные контракты соответственно под номерами № ..., № ..., № ... на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству трех детских садов на 220 мест каждый. Постановлением главы администрации ГО г. Нефтекамск № 4307 от 31 декабря 2010 года утверждено место размещения детского сада на 220 мест.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что для решения рассматриваемого вопроса необходимы большие финансовые вложения, оснований для вывода о бездействии администрации ГО г. Нефтекамск не имеется.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Следует признать, что срок создания дополнительных мест в дошкольных учреждениях г. Нефтекамска, определенный прокурором г. Нефтекамска в исковом заявлении, является разумным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Нефтекамска удовлетворить частично.

Обязать администрацию ГО г. Нефтекамск создать дополнительные места в муниципальных учреждениях дошкольного образования в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечив предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа г. Нефтекамск для всех малолетних детей, нуждающихся в дошкольном обучении, в соответствии с существующей потребностью населения.

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Нефтекамска в части признания бездействия администрации ГО г. Нефтекамск, связанного с ненадлежащей организацией предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа г. Нефтекамск незаконным отказать.

Решение суда в течение 10 дней может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Нефтекамский городской суд РБ.

Мотивированное решение суда составлено в 10.00 часов 16 сентября 2011 года.

Судья Л.Р. Ахтямова

Решение вступило в законную силу 27.09.2011 г.