Дело № 2-2316/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13.12.2011 года г. Нефтекамск Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи А.Х. Галиева, при секретаре А.Х. Гаязовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Нефтекамска в интересах Российской Федерации, муниципального образования городской округ г. Нефтекамск к администрации городского округа г. Нефтекамск, Густову Г. А. о признании незаконным постановления главы администрации городского округа г. Нефтекамск № ... от 07.09.2010 года, изъятии земельного участка из владения Густова Г. А., У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Нефтекамска Республики Башкортостан обратился в суд с данным заявлением, указав, что 23 мая 2011 года поступило обращение государственного регистратора Республики Башкортостан Алимбекова Р.М. о нарушениях законодательства при принятии постановления главы администрации городского округа г. Нефтекамск № ... от 07 сентября 2010 года «О предоставлении в аренду Густову Г.А. земельного участка для садоводства». При проведении проверки установлено, что вышеуказанным постановлением Густову Г.А. в аренду сроком на 5 лет из категории земель населенных пунктов для садоводства предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов в аренду. Между тем, администрацией городского округа г. Нефтекамск не представлены какие-либо документы о предварительном согласовании и выборе Густовым Г.А. земельного участка в установленном порядке. Считая, что действия администрации городского округа г. Нефтекамск по предоставлению Густову Г.А. в аренду земельного участка для садоводства не соответствует установленному порядку, противоречат интересам Российской Федерации и муниципального образования городской округ г. Нефтекамск, прокурор просил признать постановление главы администрации городского округа г. Нефтекамск № ... от 07 сентября 2010 года «О предоставлении в аренду Густову Г.А. земельного участка для садоводства» незаконным. Также прокурор просил обязать главу администрации городского округа г. Нефтекамск устранить допущенное нарушение путем отмены указанного постановления, изъять земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, из владения Густова Г.А. и передать этот земельный участок в муниципальную собственность. В судебном заседании помощник прокурора г. Нефтекамска Олешко И.И. заявленные требование поддержал в части признания постановления главы администрации городского округа г. Нефтекамск № ... от 07 сентября 2010 года «О предоставлении в аренду Густову Г.А. земельного участка для садоводства» незаконным, в остальной части представил заявление прокурора с отказом от иска. Отказ прокурора от иска в указанной части принят судом, о чем вынесено отдельное определение. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска на стороне истца, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ - Алимбеков Р.М. с иском согласился, считал, что земельный участок Густову Г.А. выделен в аренду без соблюдения условий статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Представитель ответчика - администрации городского округа г. Нефтекамск - Галиакберова Г.Ф. - иск не признала, пояснила, что спорный земельный участок предоставлен Густову Г.А. в аренду с соблюдением требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и основания для удовлетворения иска отсутствуют. Также представитель администрации городского округа г. Нефтекамск указала, что в настоящее время она не может предоставить суду принятый органом местного самоуправления какой-либо нормативный правовой акт, регулирующий предоставление земельных участков для ведения садоводства. Ответчик Густов Г.А. иск не признал, пояснил, что спорный земельный участок был предоставлен ему в пользование ещё 1990 году, но в настоящее время у него документы, подтверждающие это обстоятельство, не сохранились, поэтому ему предложили оформить данный земельный участок в аренду для садоводства. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. По правилам статей 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса. В силу части 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Согласно статье 13 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования. Размер садового, огородного или дачного земельного участка устанавливается органами местного самоуправления с учетом установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для граждан отдельных категорий предельных норм предоставления земельных участков. В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков. Таким образом, нормы ЗК РФ, Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» допускают использование для садоводчества только тех земельных участков, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан. Кроме того, такие земельные участки для ведения садоводства предоставляются гражданам в собственность, а не в аренду. Предоставление земельных участков для ведения садоводства в собственность граждан предусмотрено и статьей 10 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан». Из пояснений лиц, участвующих в деле, и из материалов дела следует, что Густов Г.А. обратился с заявлением в администрацию городского округа г. Нефтекамск 24.04.2009 года, где просил оформить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на его имя для ведения садоводства. В последующем Густовым Г.А. обеспечил выполнение землеустроительных работ по уточнению границ земельного участка и по согласованию местоположения границ земельного участка. Нефтекамским филиалом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РБ Густову Г.А. выдана выписка из государственного кадастра недвижимости с указанием адреса и кадастрового номера земельного участка. Согласно постановлению главы администрации городского округа г. Нефтекамск № ... от 07.09.2010 года Густову Г.А. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен для садоводства, сроком на 5 лет. Таким образом, спорный земельный участок Густову Г.А. предоставлен в аренду не для строительства и не для иных целей, а предоставлен для садоводства. Между тем законом установлен иной порядок предоставления земельных участков для этих целей. При таких обстоятельствах следует признать, что при принятии решения о предоставлении Густову Г.А. спорного земельного участка в аренду установленный Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства нарушен. Следовательно, иск прокурора о признании не соответствующим законодательству постановления главы администрации городского округа г. Нефтекамск № ... от 07.09.2010 года «О предоставлении в аренду Густову Г.А. земельного участка для садоводства», изъятии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, из владения Густова Г.А. является обоснованным и подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора г. Нефтекамска Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, муниципального образования городской округ г. Нефтекамск к администрации городского округа г. Нефтекамск, Густову Г. А. удовлетворить. Признать незаконным постановление главы администрации городского округа г. Нефтекамск № ... от 07.09.2010 года «О предоставлении в аренду Густову Г.А. земельного участка для садоводства». Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней, со дня его вынесения в окончательной форме, через Нефтекамский городской суд. Мотивированное решение составлено 16.12.2011 года. Председательствующий: А.Х. Галиев Решение не вступило в законную силу.