По иску прокурора г. Нефтекамск к ГБУ `Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамск РБ, МТиСЗН РБ о признании незаконным бездействия, связанного с отсутствием обеспечения мер по пожарной безопасности и др.



Дело № 2-2436/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2011 года г. Нефтекамск

Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи А.Х. Галиева, с участием помощника прокурора г. Нефтекамска Республики Башкортостан И.И. Олешко, при секретаре Л.Ф. Шарифьяновой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Нефтекамска в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан», к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия, связанного с отсутствием обеспечения мер по пожарной безопасности, и о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Нефтекамска Республики Башкортостан обратился с данным иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что при проведенной по заданию прокуратуры Республики Башкортостан прокуратурой г. Нефтекамска проверке соблюдения государственным бюджетным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан» законодательства о пожарной безопасности в здании учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения.

Складские помещения не отделены противопожарными дверями от эвакуационных путей, что является нарушением п. 3 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) и п. 7.4 СНиП 21-01-97.

Помещения электрощитовой не отделены от эвакуационных путей противопожарными дверями, что является нарушением п. 3 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) и п. 1.82 СНиП 2.08.02-89.

Не определены категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПЭУ трех складских помещений, что является нарушением п. 3.3 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03).

Выходы на кровлю здания не оборудованы противопожарными люками 2-го типа размером не менее 0,6 х 0,8 м, что является нарушением п. 3 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) и п. 8.4 СНиП 21-01-97.

Проверкой также установлено, что состояние пожарной безопасности в государственном бюджетном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан» не отвечает всем требованиям пожарной безопасности из-за отсутствия достаточного финансирования этого учреждения его учредителем - Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей ответчиками создается угроза жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара.

Прокурор просил признать бездействие ответчиков, связанное с вышеуказанными нарушениями требований пожарной безопасности, незаконными, возложить на государственное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан» устранить в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу вышеперечисленные нарушения.

Прокурор также просил обязать Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан предусмотреть финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в государственном бюджетном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан».

В судебном заседании помощник прокурора г. Нефтекамска Олешко И.И. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, также пояснил, что указанные нарушения допущены из-за недостаточного финансирования противопожарных мероприятий Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. В части требований об определении категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны по ПЭУ трех складских помещений помощник прокурора г. Нефтекамска Олешко И.И. представил заявление прокурора об отказе от иска. Это обстоятельство помощник прокурора г. Нефтекамска объяснил тем, что данное требование прокурора ответчиком уже выполнено.

В указанной части производство по делу прекращено, о чем вынесено отдельное определение.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – отдела НД городов Нефтекамск и Агидель УГПН ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, Гайсин Э.А. исковые требования прокурора поддержал, пояснил, что указанные прокурором нарушения требований пожарной безопасности были обнаружены в ходе проведенной 17 октября 2011 года проверки. В ходе судебного разбирательства по данному делу государственным бюджетным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан» представлены документы, подтверждающие, что категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПЭУ складских помещений определены.

При подготовке к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства представители государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан» Шамсиев Ф.Г. (директор учреждения) и Князев Н.Е. возражений против иска не имели, пояснили, что указанные нарушения требований пожарной безопасности были выявлены при проведении прокурорской проверки в октябре этого года. Проверки состояния пожарной безопасности проводились и ранее, но такие недостатки никто не замечал, поэтому они и не были устранены. В настоящее время в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан направлена заявка на финансирование работ по устранению указанных недостатков состояния противопожарной безопасности в здании учреждения. Кроме того, одно из требований, указанных прокурором в иске, уже выполнено, а именно: определены категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПЭУ складских помещений, о чем извещены прокурор и орган пожарного надзора.

Ответчик – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан – своего представителя в суд не направил, хотя было извещен о времени и месте рассмотрения дела. В своем возражении, представленном в суд, ответчик иск не признал, указал, что государственное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, находящимся в ведомственном подчинении Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан не отвечает по обязательствам государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан», и поэтому не может быть ответчиком по данному делу.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков, Правительство Республики Башкортостан своего представителя в суд не направило, хотя было извещено о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав представителей сторон, третьего лица, проверив представленные суду материалы, суд считает иск прокурора г. Нефтекамска подлежащим удовлетворению частично, исходя из следующего.

Из пояснений участвующих в деле лиц и материалов дела следует, что 17 октября 2011 года прокуратурой г. Нефтекамска с участием представителя отдела НД городов Нефтекамск и Агидель УГПН ГУ МЧС России по Республике Башкортостан была проведена проверка соблюдения требований законодательства пожарной безопасности государственным бюджетным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан».

В результате проверки в здании учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения.

Складские помещения не отделены противопожарными дверями от эвакуационных путей, что является нарушением п. 3 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) и п. 7.4 СНиП 21-01-97.

Помещения электрощитовой не отделены от эвакуационных путей противопожарными дверями, что является нарушением п. 3 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) и п. 1.82 СНиП 2.08.02-89.

Выходы на кровлю здания не оборудованы противопожарными люками 2-го типа размером не менее 0,6 х 0,8 м, что является нарушением п. 3 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) и п. 8.4 СНиП 21-01-97.

Не были определены категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПЭУ трех складских помещений, что является нарушением п. 3.3 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) (в связи с тем, что после обращения прокурора в суд указанное нарушение было устранено, истец в этой части отказался от иска).

В ходе рассмотрения дела эти обстоятельства представители ответчика - государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан» - не оспаривали.

В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Таким образом, суд считает установленным, что в здании государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан» имеются указанные истцом нарушения требований пожарной безопасности.

В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

По правилам ст. 9.2. (Бюджетное учреждение) Федерального закона N 7 - ФЗ бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Как следует из пояснений сторон, и что подтверждается имеющимся в материалах дела Уставом, государственное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан» является юридическим лицом и находится в ведомственном подчинении Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, которое от имени Республики Башкортостан осуществляет полномочия учредителя.

Имущество государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан» является государственной собственностью Республики Башкортостан и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Функции и полномочия собственника имущества государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан» от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Государственное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан» отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Республика Башкортостан не несет ответственности по обязательствам учреждения.

В силу ст. 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны возлагается на руководителей организаций. Кроме того, перечисленные должностные лица обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

При таких обстоятельствах требование прокурора о возложении обязанности устранить указанные нарушения требований пожарной безопасности на государственное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан» является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Учитывая то, что финансирование и проведение работ по устранению указанных нарушений требуют значительных материальных и временных затрат, суд считает необходимым установить для исполнения решения суда срок в 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Прокурор также просил возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан предусмотреть финансирование мероприятий по устранению требований пожарной безопасности, выявленных в здании государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан», как на учредителя.

Это требование прокурор обосновал тем, что в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения функций бюджетного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Между тем из системного анализа вышеуказанных норм законов следует, что несоблюдение перечисленных требований Федерального законодательства, регламентирующих соблюдение в государственных бюджетных учреждениях требований пожарной безопасности, влечет за собой гражданско-правовую ответственность только бюджетных учреждений, их не соблюдавших, но не влекут ответственность их учредителей по финансированию мероприятий по устранению допущенных нарушений.

Следовательно, необходимо признать, что Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по данному делу не является надлежащим ответчиком, и требование прокурора о возложении на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обязанности предусмотреть финансирование мероприятий по устранению требований пожарной безопасности, выявленных в здании государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан», не соответствует положениям закона и не может быть удовлетворено.

В силу п. 12 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ от 08.05.2010 года положения аб.6 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 01 января 2011 года.

Поскольку рассматриваемые обязательства государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан» возникли после 01 января 2011 года, исключается возможность привлечения к участию в деле в качестве соответчика и возложения обязанности по финансированию мероприятий по устранению указанных нарушений требований пожарной безопасности и на собственника имущества указанного учреждения, функции которого в соответствии с Уставом учреждения осуществляет от имени Республики Башкортостан Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора г. Нефтекамск Республики Башкортостан удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан», связанное с отсутствием обеспечения мер по пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес>.

Обязать государственное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан» устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности в здании учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, оборудовать 3 складских помещения, расположенные на 1 этаже здания противопожарными дверями; оборудовать помещение электрощитовой, расположенной на 1 этаже здания противопожарной дверью; 4 люка выхода на кровлю здания оборудовать противопожарными люками 2-го типа размером не менее 0,6 х 0,8 м.

Для исполнения решения суда ответчику установить срок - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В части признания незаконным бездействия Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, связанного с отсутствием обеспечения мер по пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, и о возложении на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан предусмотреть финансирование мероприятий по устранению требований пожарной безопасности, выявленных в здании государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Нефтекамска Республики Башкортостан», расположенного по адресу: <адрес>, в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Нефтекамский городской суд.

Мотивированное решение составлено 26.12.2011 года.

Председательствующий: А. Х. Галиев

Решение не вступило в законную силу.