Гражданское дело по иску Тимирбаевой В.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Нефтекамск РБ о возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-75/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2012 года г.Нефтекамск

Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Рахматуллиной З.М.,

с участием представителя истца Минлибаева В.Ф.,

представителя ответчика Фаезова В.Д.,

при секретаре Ахмадиевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тимирбаевой В.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ о возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Тимирбаева В.А. обратилась в суд с исковым заявлением о возложении на ответчика обязанности по назначению досрочной пенсии. В заявлении указывает, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Решением ГУ УПФ РФ в г.Нефтекамск РБ от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано по причине отсутствия требуемого по закону 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, так как в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, не включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — период нахождения в учебном отпуске (29 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (2 года 8 месяцев 4 дня); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства (1 месяц 2 дня). Также, ответчиком неправильно - календарно - учтены периоды нахождения в отпуске по беременности и родам в период работы в должности медицинской сестры 2-го хирургического отделения МУЗ «ЦГБ» городского округа <адрес>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как 8 месяцев 21 день, при подсчете же с учетом 1 год за 1 год 6 месяцев данный период составляет 1 год 1 месяц 6 дней. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в период работы в должности медицинской сестры 2-го хирургического отделения МУЗ «ЦГБ» городского округа <адрес> в календарном исчислении составляет 1 год 5 месяцев 10 дней, при подсчете же с учетом 1 год за 1 год 6 месяцев данный период составляет 2 года 4 месяца. Просит отменить решение ответчика об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика пересмотреть заявление и включить в специальный трудовой стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии период нахождения в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также учесть периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком из расчета 1 год как за 1 год 6 месяцев специального стажа. Просит также обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

На судебное заседание истец Тимирбаева В.А. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще извещена, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца Тимирбаевой В.А. - Минлибаев В.Ф., действующий на основании доверенности, исковые требования уточнил в части учета периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - из расчета 1 год как за 1 год 6 месяцев специального стажа.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по г.Нефтекамск РБ Фаезов В.Д.. действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что мотивы отказа истице в назначении досрочной пенсии изложены в решении об отказе от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст.15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

С учетом правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении № 320-О от 05.11.2002 года, при решении вопроса о том, подлежат ли включению в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, отпуска по уходу за ребенком (в том числе дополнительные без сохранения заработной платы), следует руководствоваться нормами законодательства, регулировавшими данные отношения на момент предоставления этих отпусков.

В соответствии с п. 2 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 года № 517 руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.

Из пункта 2 принятого в развитие Постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30.03.1970 года № 4/11 «О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года» (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30.03.1970 года) следует, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

Первоначальная редакция статьи 167 КЗоТ РСФСР, вступившая в действие с 01.01.1972 года, также предусматривала возможность включения дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставленного матери по уходу за ребенком по достижении им возраста один год, дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Лишь с 06.10.1992 года (когда были внесены изменения в КЗоТ РСФСР) никакие отпуска по уходу за детьми (ни частично оплачиваемые, ни дополнительные отпуска без сохранения заработной платы) не включаются в стаж, дающий право на льготную пенсию.

Судом установлено, что отпуск истицы по уходу за ребенком начался с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия вышеупомянутых нормативных актов. С учетом положений Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный трудовой стаж истицы.

Требование истицы о включении в ее специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы также подлежит удовлетворению.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В качестве льгот для работников, совмещающих учебу с обучением на основании ст. 198 КЗоТ РСФСР, действовавшей в рассматриваемый период, лицам, успешно обучающимся в заочных высших и средних специальных учебных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставлялся отпуск с сохранением заработной платы.

Таким образом, период нахождения истицы в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Что касается возникшего спора по поводу календарного или льготного исчисления продолжительности отпуска по беременности и родам в период работы истицы в должности медицинской сестры 2-го хирургического отделения МУЗ «ЦГБ» городского округа <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд считает необходимым исчислять продолжительность данных периодов работы в льготном исчислении по следующим причинам.

Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшему в период работы истицы Тимирбаевой В.А. в должности медицинской сестры 2-го хирургического отделения МУЗ «ЦГБ» городского округа <адрес>, врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, один год работы в этих должностях и подразделениях считался за один год и 6 месяцев.

Согласно п. 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. Указанный Перечень содержит наименование такого структурного подразделения как хирургическое отделение.

На основании изложенного, требования о включении в специальный трудовой стаж периодов нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в льготном исчислении - из расчета 1 год как за 1 год 6 месяцев — подлежат удовлетворению.

Исходя из указанного, специальный стаж Тимирбаевой В.А. на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составляет более 30 лет, что является достаточным для назначения досрочной пенсии по старости для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в связи с чем требования о признания права истицы на досрочную трудовую пенсию подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах суд признает незаконным решение ответчика об отказе в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости.

Из материалов дела следует, что Тимирбаева В.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем требование о возложении на ответчика обязанности по назначению ей досрочной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ также подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Тимирбаевой В.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г.Нефтекамск РБ о возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтекамск Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Тимирбаевой В.А..

Включить в специальный трудовой стаж Тимирбаевой В.А. период нахождения в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Включить в специальный трудовой стаж Тимирбаевой В.А. периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении - из расчета 1 год как за 1 год 6 месяцев специального стажа.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г.Нефтекамске Республики Башкортостан назначить Тимирбаевой В.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия.

Судья З.М.Рахматуллина

Решение не вступило в законную силу.