2-108/2012 гражданское дело по исковому заявлению Габидуллиной Г.Р., Шайхутдиновой Ф.М.к администрации городского округа город Нефтекамск о признании права собственности на пристрой к жилому дому и веранду



Дело № 2-108/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2012 года г.Нефтекамск

Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Рахматуллиной З.М.,

с участием представителя истцов Гильмиярова М.И.,

представителя ответчика Минязевой В.Р.,

при секретаре Ахмадиевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Габидуллиной Г.Р., Шайхутдиновой Ф.М. к администрации городского округа город Нефтекамск о признании права собственности на пристрой к жилому дому и веранду,

УСТАНОВИЛ:

Габидуллина Г.Р., Шайхутдинова Ф.М. обратились в суд с исковым заявлением к администрации городского округа город Нефтекамск о включении в наследственную массу пристроя к жилому дому и веранды. В заявлении указывают, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, наследниками которого являются истицы. С заявлением о принятии наследства истицы обратились в нотариальную контору, однако при оформлении документов выяснилось, что право собственности на пристрой к жилому дому, построенный в 1975 году, ФИО1 зарегистрировано не было. Веранда, построенная в 1975 году, также не была учтена в БТИ. Просит включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, пристрой (литера А1, площадь 14,7 кв.м) к жилому дому и веранду (литера а, площадь 13,6 кв.м), находящиеся по адресу: <адрес>.

В дальнейшем истцы уточнили свои требования, просили признать за Шайхутдиновой Ф.М. право собственности в порядке наследования на 5/8 доли пристроя к жилому дому и на 5/8 доли веранды, находящихся по адресу: <адрес>, за Габидуллиной Г.Р. – на 3/8 доли пристроя к жилому дому и на 3/8 доли веранды, находящихся по адресу: <адрес>.

Истцы Габидуллина Г.Р., Шайхутдинова Ф.М. на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще извещены, ходатайств суду не представили.

Представитель истцов Гильмияров М.И., действующий на основании доверенностей, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика – администрации городского округа г.Нефтекамск Минязева В.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что ответчиком права и интересы истцов не нарушались.

Суд, выслушав доводы участвующих лиц, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно п. 1 ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Как следует из свидетельства о смерти, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> умер ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что ФИО1 являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53). В материалах дела имеется также регистрационное удостоверение , выданное ДД.ММ.ГГГГ Янаульским БТИ, из которого следует, что право собственности ФИО1 на домовладение по вышеуказанному адресу было зарегистрировано на основании решения Амзинского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании установлено, что в 1975 году ФИО1 были возведены пристрой к жилому дому и веранда, которые в установленном законом порядке зарегистрированы не были.

В соответствии с п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Из материалов дела следует, что после смерти ФИО1 было открыто наследственное дело к его имуществу. Истица Габидуллина Г.Р. является наследницей по завещанию, истица Шайхутдинова Ф.М. является наследницей по закону. Второй наследник по закону ФИО9 отказался от наследства (л.д. 44).

Судом установлено, что Шайхутдинова Фагиля Минязевна являлась супругой умершего, Габидуллина Гульнара Робертовна – внучкой умершего. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о заключении брака, о рождении (л.д. 47, 48).

В материалах дела имеется копия завещания от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 завещал все свое имущество Габидуллиной Г.Р. (л.д. 46).

Из наследственного дела следует, что Шайхутдиновой Ф.М. были выданы свидетельства о праве собственности на супружескую долю имущества в виде 1/2 доли жилого дома с надворными постройками и 1/2 доли земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Кроме того, Шайхутдиновой Ф.М. были выданы свидетельства о праве на наследство по закону на обязательную долю наследства в виде 1/4 доли от 1/2 доли земельного участка и 1/4 доли от 1/2 доли жилого дома с надворными постройками, расположенных по вышеупомянутому адресу. Истице Габидуллиной Г.Р. были выданы свидетельства о праве на наследство по завещанию в виде 3/4 долей от 1/2 доли земельного участка и 3/4 доли от 1/2 доли жилого дома с надворными постройками, расположенных по вышеупомянутому адресу.

Таким образом, Габидуллина Г.Р. является собственницей 3/8 долей жилого дома с надворными постройками и земельного участка, а Шайхутдинова Ф.М. – собственницей 3/8 долей указанного имущества.

В соответствии с ч. 2 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Согласно п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Как разъясняется в пунктах 26, 27, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ. Положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

Из технического заключения, составленного Нефтекамской мастерской – филиалом ГУП проектный институт «Башжилкоммунпроект» РБ, следует, что основные несущие конструкции пристроя и веранды к жилому дому по <адрес> соответствуют требованиям СНиП и находятся в удовлетворительном работоспособном состоянии. Существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил при возведении пристроя и веранды данным заключением не установлено.

В судебном заседании установлено, что возведенные в 1975 году веранда (литера а, площадью 13,6 кв.м) и пристрой к жилому дому (литера А1, площадью 14,7 кв.м) находятся на земельном участке, право собственности на который перешло к истцам в порядке наследования, постройки не создают угрозу жизни и здоровью граждан. При указанных обстоятельствах суд считает возможным признать за истцами право собственности на пристрой к жилому дому и веранду пропорционально наследуемым долям в жилом доме. Таким образом, суд признает за истцом Габидуллиной Г.Р. право собственности на 3/8 доли пристроя к жилому дому и 3/8 доли веранды, за истцом Шайхутдиновой Ф.М. – право собственности на 5/8 доли пристроя к жилому дому и 5/8 доли веранды.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Габидуллиной Г.Р., Шайхутдиновой Ф.М. к администрации городского округа город Нефтекамск о признании права собственности на пристрой к жилому дому и веранду удовлетворить.

Признать за Габидуллиной Г.Р. право собственности в порядке наследования на 3/8 доли пристроя (литера А1, площадью 14,7 кв.м) к жилому дому и на 3/8 доли веранды (литера а, площадью 13,6 кв.м), находящихся по адресу: <адрес>.

Признать за Шайхутдиновой Ф.М. право собственности в порядке наследования на 5/8 доли пристроя (литера А1, площадью 14,7 кв.м) к жилому дому и на 5/8 доли веранды (литера а, площадью 13,6 кв.м), находящихся по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Нефтекамский городской суд в течение месяца со дня принятия.

Судья З.М.Рахматуллина

Решение не вступило в законную силу.