2-374/2012 гражданское дело по иску Андугановой С.Ш. к ГУ УПФ РФ в г. Нефтекамск РБ о признании решения ГУ УПФ РФ по РБ незаконным,включении в специальный стаж периодов работы, обязании ГУ УПФ РФ по РБ в г.Нефтекамск назначить досрочную трудовую пенсию



Дело №2-374/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2012 года г. Нефтекамск

Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи И.Ф. Мутагарова,

при секретаре Л.М. Фазлетдиновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Андугановой С.Ш. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Нефтекамск Республики Башкортостан о признании решения ГУ УПФ РФ по РБ в г.Нефтекамск незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, обязании ГУ УПФ РФ по РБ в г.Нефтекамск назначить досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Андуганова С.Ш. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование иска указала, она работает в должности медицинской сестры-анестезистки в отделении анестезии-реанимации <данные изъяты> <адрес>, решением ГУ Управления пенсионного фонда РФ в г. Нефтекамск РБ (далее ГУ УПФ РФ в г.Нефтекамск РБ) от ДД.ММ.ГГГГ за ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Ответчик включил в трудовой стаж период работы 23 года 9 месяца 10 дней.

В специальный стаж не были зачтены периоды прохождения курсов повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ (в общей сложности 5 месяцев 25 дней в льготном исчислении 1 год как за 1 год 6 месяцев).

Засчитаны в календарном порядке следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения в отпуске по беременности и родам (разница в льготном исчислении год как за 1 год 6 месяцев составляет 4 месяца 29 дней);

Ответчик не включил в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который подлежит исчислению в льготном порядке 1 год как за 1 год 6 месяцев, что составляет 4 года 2 месяца 27 дней.

Ответчик не включил в стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работу в должности медсестры–анестезистки отделения анестезиологии-реанимации <данные изъяты> <адрес> – 4 месяца, в льготном исчислении – 6 месяцев.

Итого ответчиком не включено в специальный стаж 5 лет 7 месяцев 21 день.

Кроме того, с момента обращения с заявлением в УПФ прошло 7 месяцев, с учетом льготного исчисления 1 год за 1 год 6 месяцев составляет 10 месяцев 15 дней.

С учетом периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в отпусках по уходу за ребенком в льготном исчислении ее трудовой специальный стаж составляет на момент предъявления иска 30 лет 3 месяца 16 дней.

Просила отменить решение ГУ УПФ РФ в г.Нефтекамск РБ от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать включить в специальный медицинский стаж для назначении досрочной трудовой пенсии: периоды нахождения на курсах повышения квалификации – 5 месяцев 25 дней, разницу в исчислении периода отпусков по беременности и родам – 4 месяца 29 дней, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком – 4 года 2 месяца 27 дней, период работы в должности медсестры-анестезистки – 6 месяцев. Назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе производства по гражданскому делу истица уточнила исковые требования, просила обязать ответчика включить в специальный медицинский стаж для назначении досрочной трудовой пенсии: периоды нахождения на курсах повышения квалификации – 5 месяцев 25 дней, разницу в исчислении периода отпусков по беременности и родам – 4 месяца 14 дней, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком – 4 года 2 месяца 27 дней, период работы в должности медсестры-анестезистки – 6 месяцев. Назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

На судебное заседание истица Андуганова С.Ш. не явилась, суду направила заявление о рассмотрении дела без ее участия (л.д.49).

На судебном заседании представитель истицы Андугановой С.Ш. – Ниязова А.Р., действующая по доверенности, исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель ГУ УПФ РФ по г. Нефтекамск РБ Фаезов В.Д., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признал.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает, что иск Андугановой С.Ш. подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного заседания достоверно установлено, и сторонами не оспаривается, что истица осуществляла лечебную деятельность в учреждении здравоохранения <адрес> РБ.

Из решения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истице в специальный трудовой стаж не зачтены:

период работы в должности медицинской сестры-анестезистки отделения анестезиологии-реанимации <данные изъяты> <адрес> на 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ г.

кроме того, периоды отпусков по беременности и родам в период работы в должности медицинской сестры-анестезистки отделения анестезиологии-реанимации <данные изъяты> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в специальный стаж в календарном исчислении, с чем истица не согласна.

Ст.7 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона.

В п.2 названной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из оспариваемого истицей решения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что специальный стаж истицы на ДД.ММ.ГГГГ определен в 23 года 9 месяцев 10 дней.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» установлено, что исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии – реанимации - один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

В Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, включены – средний медицинский персонал: медицинская сестра-анестезист; наименование учреждений: центральная городская больница (пункт 1).

Пунктом 2 Перечня структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев (Приложение к Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066) включены: отделения анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений; наименование должностей: медицинские сестры-анестезистки.

Суд установил, что истица Андуганова С.Ш. работала:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезистки детского отделения анестезиологии-реанимации <данные изъяты> <адрес>;

с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности медицинской сестры-анестезистки отделения анестезиологии-реанимации.

В период работы в указанной должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в отпуске по беременности и родам(л.д.11). Данный период ответчиком был включен в специальный стаж в календарном исчислении.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 (в редакции от 15.04.92), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции Приказа Минздравмедпрома России N 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации N 66 от 25.06.96, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.

Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, истицей обоснованно заявлено требование о включении в специальный трудовой стаж в льготном порядке периода отпуска по беременности и родам во время работы в качестве медицинской сестры-анестезистки отделения анестезиологии-реанимации <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, разница исчисления периода отпусков по беременности и родам составляет 4 месяца 13 дней.

В соответствии со ст.167 КЗоТ РФ, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы с применением льготного исчисления.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года №25 установлено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года,, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, как указано выше, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включению в специальный стаж не подлежит.

Период работы в должности медицинской сестры-анестезистки отделения анестезиологии-реанимации <данные изъяты> <адрес> на 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой (л.д.11) не подлежит зачислению в специальный трудовой стаж на том основании, что в соответствии с п 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Суд установил, что Андуганова С.Ш. обучалась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением среднемесячной заработной платы в периоды с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой <данные изъяты> <адрес> (л.д.11).

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г.), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, повышение квалификации является для истицы обязательным условием выполнения работы.

Таким образом, решение Управления пенсионного фонда в части исключения периода нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ из специального стажа, дающего право на льготную пенсию по старости является неправомерным, поскольку истец имеет право на зачет периода нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в специальный стаж.

При этом, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит исчислению в том же порядке, как работа, в период которой истица направлялась на курсы повышения квалификации.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении составляют 5 месяцев 22 дня.

Таким образом, общий трудовой стаж на день обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии составляет: 23 года 9 месяцев 10 день (неоспариваемый стаж) + 4 мес. 13 дн. (разница в исчислении трудового стажа в период отпуска по беременности и родам) + 5 мес. 22дн. ( периоды нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении) = 24 лет 7 мес. 15 дн., которого не достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность.

В связи с изложенным, требование истца о признании решения УПФ РФ в г.Нефтекамске по РБ об отказе в установлении пенсии незаконным и назначении пенсии со дня обращения подлежит удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Нефтекамск РБ об отказе Андугановой С.Ш. в назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту от ДД.ММ.ГГГГ отменить частично.

Включить в специальный стаж Андугановой С.Ш., дающей право на досрочное назначение пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении один год как за один год и шесть месяцев.

В остальной части иска отказать.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через Нефтекамский городской суд РБ.

Мотивированное решение составлено 28.03.2012 года в 17-30 час.

Судья: И.Ф. Мутагаров

Решение не вступило в законную силу.