Дело № 2-593/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 апреля 2012 года Нефтекамский городской суд РБ в составе: председательствующего судьи Л.Р. Ахтямовой, при секретаре Н.Г. Шмониной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Нефтекамск в интересах неопределенного круга лиц к ГОУ Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, Министерству образования РБ о признании бездействия Министерства образования РБ, ГОУ Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, связанного с нарушением прав на безопасные условия обучения, незаконным, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Нефтекамска обратился с исковым заявлением о признании бездействия Министерства образования РБ, ГОУ Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, связанного с нарушением прав на безопасные условия обучения, незаконным, мотивировав тем, что прокуратурой г. Нефтекамск совместно со специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ проведена проверка соответствия деятельности ГОУ Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида санитарным нормам (организация питания, соблюдение температурного режима при организации образовательного процесса, исполнения санитарных норм и правил при наполняемости учебных классов, соответствие санитарным нормам расписаний занятий учреждения). В результате проверки установлено, что в учебных помещениях и рекреациях второго этажа, игровых, гардеробных первого этажа оконные рамы ветхие, не плотно закрываются, остекление значительной части окон выполнено не из цельного стеклополотна, имеются разбитые стекла, фрамуги не имеют рычажные приборы. Просит признать бездействие ГОУ Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида Республики Башкортостан, Министерства образования Республики Башкортостан, связанное с отсутствием обеспечения достаточных мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным. Обязать ГОУ Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида Республики Башкортостан устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обязать Министерство образования РБ предусмотреть финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. В судебном заседании представитель прокуратуры г. Нефтекамска исковые требования поддержала по указанным основаниям. Пояснила, что в ходе проведенной проверки были обнаружены вышеуказанные нарушения. Ходатайство Министерства образования об исключении из числа ответчиков считает необоснованным, поскольку последнее является учредителем ГОУ Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида, контролирует все вопросы финансирования учебного заведения. Директор ГОУ Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида с иском согласилась, Признала наличие указанных в исковом заявлении прокурора нарушений, пояснила, что в настоящее время решается вопрос о выделении Министерством образования РБ учебному заведению денежных средств в сумме 800000 руб. в целях установки оконных блоков. С ходатайством Министерства образования РБ об исключении из числа ответчиков не согласилась на том основании, что финансирование учебного заведения осуществляется субъектом РФ – Республикой Башкортостан из республиканского бюджета. Распределение средств производится Министерством образования РБ. Представитель Министерства образования Республики Башкортостан, будучи надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства образования РБ. Представитель Правительства Республики Башкортостан, будучи надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился, передана телефонограмма. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, иск следует признать подлежащим удовлетворению в связи со следующим. В ходе рассмотрения дела установлено, что прокуратурой г. Нефтекамск совместно со специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ проведена проверка соответствия деятельности ГОУ Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида санитарным нормам (организация питания, соблюдение температурного режима при организации образовательного процесса, исполнения санитарных норм и правил при наполняемости учебных классов, соответствие санитарным нормам расписаний занятий учреждения). В результате проверки, согласно акта от 24 февраля 2012 года установлено, что в учебных помещениях и рекреациях второго этажа, игровых, гардеробных первого этажа оконные рамы ветхие, не плотно закрываются, остекление значительной части окон выполнено не из цельного стеклополотна, имеются разбитые стекла, фрамуги не имеют рычажные приборы, что является нарушением требований п.6.10, п.6.8 СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В мае 2011 года была проведена плановая проверка в ГОУ Нефтекамская специальная (коррекционная) образовательная школа - интернат VIII вида территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РБ, по результатам которой выдано предписание № 02-21-11-121 от 3 мая 2011 года, в том числе по замене ветхих оконных рам в целях обеспечения соблюдения воздушно-теплового режима, данный пункт выполнен не полностью - ветхие оконные рамы заменены частично. Директором интерната в Нефтекамский территориальный отдел представлено ходатайство о продлении срока выполнения предписания, срок полного выполнения предписания продлен до 20.08.2012 г. Также директором школы-интерната Х. за исх. № 196 от 11.05.2011 года, было направлено письмо-ходатайство в Министерство образования РБ о выделении финансовых средств для проведения ремонтных работ по выполнению предписания. Согласно части 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» гласит о том, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно ст. 28 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что состояние помещений школы-интерната до настоящего времени не отвечает всем требованиям санитарных норм и правил из-за отсутствия должного финансирования со стороны учредителя, так как замена ветхих оконных рам требует большого финансирования, самостоятельно школа-интернат не сможет устранить указанные нарушения. Следовательно, Министерством образования РБ полномочия по бюджетному финансированию, укреплению материально-технической базы учреждения, обеспечению соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства должным образом не исполняются. Следует признать, что в рассматриваемых правоотношениях Министерство образования является надлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с п. 1.7. Устава учебного заведения учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства образования РБ, осуществляющего функции и полномочия учредителя. В соответствии с п. 3.4. Устава крупная сделка может быть совершена учреждением только с предварительного согласия учредителя. В силу п. 3.8. Устава одним из источников финансирования учебного заведения являются средства бюджета РБ. Согласно п. 3.15. Устава финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета РБ. Кроме того, в ходе рассмотрения данного спора установлено, что в смете Министерства образования РБ на 2012 год предусмотрено выделение Нефтекамской специальной/коррекционной школе 800000 руб. на установку оконных блоков. Соглашением о порядке и условиях предоставления из бюджета РБ субсидий бюджетным учреждениям,… также предусмотрено выделение финансовых средств учебному заведению учредителем из бюджета РБ. При таких обстоятельствах прокурором верно обязанность по финансированию указанного мероприятия возложена на Министерство образования РБ. Ссылка представителя Министерства образования РБ на то обстоятельство, что учебное заведение как юридическое лицо должно самостоятельно отвечать по своим обязательствам несостоятельна, поскольку в данном случае спор по каким-либо обязательствам отсутствует. Принимая во внимание то, что бездействием Министерства образования РБ, ГОУ Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Республики Башкортостан затрагиваются и нарушаются права и законные интересы воспитанников интерната, педагогов, технического персонала, медицинских работников, посетителей, требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Однако с учетом объема работы, необходимой для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, следует признать целесообразным исполнение решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Нефтекамск удовлетворить. Признать бездействие ГОУ Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида Республики Башкортостан, Министерства образования Республики Башкортостан, связанное с отсутствием обеспечения достаточных мер по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ГОУ Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида Республики Башкортостан, незаконным. Обязать ГОУ Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида Республики Башкортостан устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Обязать Министерство образования Республики Башкортостан предусмотреть финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленных в ГОУ Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида Республики Башкортостан. Решение суда в течение месяца может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан. Мотивированное решение суда составлено в 10.00 часов 16 апреля 2012 года. Судья Л.Р. Ахтямова Решение не вступило в законную силу.