№ 2-649/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 апреля 2012 года г. Нефтекамск Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе судьи Проскуряковой Е.Н., при секретаре Савченко В.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Нефтекамска в интересах Бадретдиновой К.В. к администрации ГО г. Нефтекамск, Правительству РБ о признании бездействия в непредставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма незаконным, обязании представить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Нефтекамска обратился в суд в интересах Бадретдиновой К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с требованием о признании бездействия ответчиков в непредставлении Бадретдиновой жилого помещения вне очереди по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и обязании ответчиков предоставить им благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди в пределах г. Нефтекамска по норме предоставления жилья, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В обоснование исковых требований указав, что Бадретдинова, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. В судебном заседании помощник прокурора г. Нефтекамска Ахметшина Э.Ф. иск поддержала, приведя доводы, изложенные в иске. Бадретдинова К.В. исковые требования прокурора поддержала по изложенным требованиям, пояснив, что она на данный обучается в <данные изъяты>, находится на полном обеспечении, но в июне она заканчивает обучаться и лишится общежития, так как прошлым летом ее выселяли из общежития, а иного жилья у нее нет. На получение жилья она писала заявление в ДД.ММ.ГГГГ и ее поставили на учет, но жилье так и не было предоставлено. Представитель администрации городского округа г. Нефтекамска Аксанова Г.Ф., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснив, что права Бадретдиновой они не нарушали, поскольку срок для предоставления жилья не наступил. В ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на учет, но поскольку она после окончания школы не достигла 18-ти лет и продолжает обучение в <данные изъяты>, ей было предоставлено жилье в общежитии, где Бадретдинова находится на полном обеспечении. Жилье истице будет предоставлено после окончания <данные изъяты>, т.е. в ДД.ММ.ГГГГ. На данный момент списки направлены, и к лету жилье она получит. Бездействия с их стороны не подтверждаются материалами дела, а истцом не представлены доказательства. Правительство РБ, будучи надлежащим образом извещенным о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, о причинах не явки суд не уведомили. Министерство образования РБ, будучи надлежащим образом извещенные о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представив отзыв, в котором также иск прокурора не признали в связи с тем, что ими не допущено нарушений прав на жилье Бадретдиновой и заявка на предоставление денежных средств направлено администрацией своевременно. Министерство финансов РБ, будучи надлежащим образом извещенные о дне рассмотрения дела, на судебное заседание не явились. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает, что иск прокурора подлежит частичному удовлетворению исходя из следующего. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40). Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных - прежде всего). На судебном заседании установлено, что постановлением администрации городского округа г. Нефтекамска № от ДД.ММ.ГГГГ Бадретдинова К.В. признана ребенком-сиротой, оставшейся без попечения родителей и постановлением от № от ДД.ММ.ГГГГ над ней установлено попечительство (опека). Закрепленного и собственного жилья у Бадретдиновой на момент установления над ней попечительства и в настоящее время не имеется. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Исходя из представленного аттестата об окончании основного общего образования, Бадретдинова, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, окончила школу № г. Нефтекамска в ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, на момент окончания школы Бадретдиновой 18 лет не исполнилось, и она находилась под опекой, проживала не в образовательном учреждении, а находилась в приемной семье. На данный момент учиться в <данные изъяты>, где находится на полном государственном обеспечении, заканчивает учебу в ДД.ММ.ГГГГ. В силу ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогична данной статье и ст. 8 Закона РБ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которая относит дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение к расходным обязательствам Республики Башкортостан и обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.. Во исполнение постановления Правительства РБ от 20.06.2007 года №200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в целях государственной поддержки детей сирот в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на основании решения Совета опеки и попечительства при администрации городского округа г. Нефтекамска от 03.03.2010 года, а также руководствуясь ст.ст. 14,49,51,52 ЖК РФ, Законом РБ « О регулировании жилищных отношений в РБ», администрацией городского округа г. Нефтекамска постановлением от 13 апреля 2007 года №1098 утвержден список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получения жилья по договору найма, в который включена Бадретдинова К.В., а так же включена в заявку на 2012 год, что документально подтверждено ответчиком и не оспаривалось истцом. Исходя из ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов указанных в ней субъектов частного и публичного права. Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются в силу ст. 56 ГПК РФ, доказательства представленные истцом. Между тем истцом не представлены в суд доказательства факта бездействия администрации, так как, исходя из Закона РБ (с измен. От 31.10.2011 года) « О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано в органом местного самоуправления РБ, который вступил в действие с 01.01.2012 года. Следовательно, довод прокурора о том, что администрация бездействует по предоставлению жилья с ДД.ММ.ГГГГ, не состоятелен, поскольку Бадретдинова была признана и поставлена на учет для получения жилья, а на данный момент включена в заявку о предоставлении денежных средств для приобретения ей жилья. Кроме того, жилье должно быть предоставлено исходя из ст.8 Закона после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. Ранее федеральным законодательством (ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), обязанность по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счет их средств, а заключение договора и само предоставление жилья возложено на орган местного самоуправления. Согласно п.6 постановления Правительства РБ от 20.06.2007 года №200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан обязаны представлять в Министерство образования Республики Башкортостан: списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений; предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования в части предоставления жилья подлежат удовлетворению, поскольку возникшее у Бадретдиновой право на получение во внеочередном порядке жилого помещения по нормам ст. 57 ЖК РФ не реализовано, и в данной части иск подлежит удовлетворению, поскольку срок для предоставления жилья наступает в ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию городского округа г. Нефтекамска предоставить Бадретдиновой К.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления площади по договору социального найма вне очереди в черте города Нефтекамска. В части признания бездействий администрации ГО г. Нефтекамска, выразившегося в непредставлении Бадретдиновой К.В. жилого помещения по договору социального найма вне очереди, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный суд Республики Башкорстан с момент изготовления мотивировочной части через Нефтекамский городской суд РБ. Мотивированное решение изготовлено и оглашено 2.05.2012 года. Судья: Е.Н. Проскурякова Решение не вступило в законную силу.