Дело № 2-1605/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 августа 2012 года г. Нефтекамск Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи А.А. Хановой, с участием помощника прокурора И.И. Олешко, при секретаре А.В.Соболевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Нефтекамска Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному автономному учреждению Лицей №1 городского округа г. Нефтекамска, администрации городского округа г. Нефтекамск об обязании устранить нарушения трудового законодательства в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Нефтекамска обратился в суд с требованием об обязании ответчиков устранить нарушения трудового законодательства в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г. Нефтекамска проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в части аттестации рабочих мест в образовательных учреждениях. Проведенной проверкой установлено, что в МОАУ Лицей №1 городского округа г. Нефтекамск в нарушение требований трудового законодательства аттестация рабочих мест по условиям труда проведена не на всех рабочих местах, имеющихся в лицее. Прокурор г. Нефтекамска просил обязать администрацию городского округа г. Нефтекамск предусмотреть финансирование мероприятий по аттестации по условиям труда рабочих мест в течение 2 месяцев и обязать МОАУ Лицей №1 городского округа г. Нефтекамск устранить нарушения требований трудового законодательства, провести аттестацию рабочих мест по условиям труда всех имеющихся в организации рабочих мест в течение 3 месяцев. В судебном заседании помощник прокурора г. Нефтекамска И.И. Олешко исковые требования поддержал по указанным основаниям. Пояснил, что проведение аттестации рабочих мест необходимо с целью получения характеристики каждого рабочего места предприятия, в которой указаны условия работы граждан. Директор МОАУ Лицей №1 городского округа г. Нефтекамск В.Ю.Гареев с исковыми требованиями согласился, пояснил, что мероприятия по проведению аттестации рабочих мест проводятся поэтапно, по мере поступления финансовых средств. Представитель администрации городского округа г. Нефтекамск, Г.Ф.Аксанова иск не признала, сообщила, что Администрация городского округа г. Нефтекамск не является органом, осуществляющим финансирование, в частности МОАУ Лицея №1 городского округа г. Нефтекамск. Формирование бюджета городского округа г. Нефтекамск относится к компетенции городского совета. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, иск следует признать подлежащим частичному удовлетворению в связи со следующим. В соответствии с требованиями статьи 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором. Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, в том числе обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. В соответствии со ст. 209 и ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда; работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда. Под аттестацией рабочих мест по условиям труда в соответствии со ст. 209 ТК РФ понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Согласно Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 года № 342н, порядок проведения аттестации рабочих мест устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации. Требования Порядка распространяются на работодателей юридических и физических лиц, а также на организации оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. В соответствии с п.п. 1 и 5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569, действовавшего до издания приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 года № 342н, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежали все имеющиеся в организации рабочие места. Также ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечивается приоритет сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждений здоровья работников являются основным направлением государственной политики в области охраны труда. Согласно ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. В ходе рассмотрения дела установлено, что прокуратурой г. Нефтекамска проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в части аттестации рабочих мест в образовательных учреждениях г. Нефтекамска. Проведенной проверкой установлено, что в МОАУ Лицей № 1 городского округа г. Нефтекамск в нарушение требований трудового законодательства аттестация по условиям труда проведена не на всех рабочих местах, имеющихся в лицее, что представителем ответчика не оспаривается. Доказательств, подтверждающих, что МОАУ Лицей № 1 городского округа г. Нефтекамск приняло все необходимые меры для проведения аттестации в полном объеме, суду не представлено. Поскольку в соответствии с пунктом 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда аттестации подлежат все рабочие места работодателя, а такой аттестации не проведено, что существенно нарушает трудовые права работников на безопасные условия труда, суд считает необходимым возложить на общеобразовательное учреждение обязанность устранить нарушения требований трудового законодательства путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда всех имеющихся в организации рабочих мест. Учитывая то, что финансирование и проведение работ по устранению указанных нарушений требуют значительных материальных и временных затрат, суд считает необходимым установить для исполнения решения суда срок - 3 месяца, со дня вступления решения в законную силу. В соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. В соответствии с п.2,4-9 ст.2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества. В числе источников формирования имущества и финансовых ресурсов МОАУ Лицей № 1 городского округа г. Нефтекамск в пп.3.8, 3.9 Устава указаны бюджетные поступления в виде субсидий, субвенций. Финансовое обеспечение выполнения МОАУ Лицей № 1 городского округа г. Нефтекамск муниципального задания осуществляется в виде субсидий из бюджета городского округа город Нефтекамск РБ на основе государственных и местных нормативов в расчете на одного обучающегося, установленных в бюджете соответствующего уровня и с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за МОАУ Лицей № 1 городского округа г. Нефтекамск учредителем или приобретенных МОАУ Лицей № 1 городского округа г. Нефтекамск за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В силу ст. 15 Бюджетного кодекса РФ в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий. Как следует из пояснений сторон и подтверждается имеющимся в материалах дела Уставом, МОАУ Лицей № 1 городского округа г. Нефтекамск является юридическим лицом, функции и полномочия учредителя и собственника Лицея осуществляет администрация городского округа г. Нефтекамск РБ. МОАУ Лицей № 1 городского округа г. Нефтекамск отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Городской округ г. Нефтекамск не несет ответственности по обязательствам учреждения. При таких обстоятельствах требование прокурора о возложении обязанности предусмотреть финансирование мероприятий по аттестации рабочих мест по условиям труда всех имеющихся в МОАУ Лицей № 1 городского округа г. Нефтекамск рабочих мест является необоснованным и не подлежит удовлетворению. Это требование прокурор обосновал тем, что в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения функций бюджетного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Между тем из системного анализа вышеуказанных норм законов следует, что несоблюдение в муниципальных автономных учреждениях требований трудового законодательства, влекут за собою гражданско-правовую ответственность только муниципальных автономных учреждений их не соблюдавших, но не влекут ответственность их учредителей по финансированию мероприятий по устранению допущенных нарушений. В соответствии с требованиями ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, с МОАУ Лицей № 1 городского округа г. Нефтекамск подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Нефтекамска удовлетворить частично. Обязать муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Лицей №1 городского округа г. Нефтекамск устранить нарушения требований трудового законодательства путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда всех имеющихся в организации рабочих мест. Для исполнения решения суда ответчику установить срок 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В части возложения обязанности на администрацию городского округа г. Нефтекамск предусмотреть финансирование мероприятий по аттестации по условиям труда всех имеющихся в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении Лицей № 1 городского округа г. Нефтекамск рабочих мест в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, отказать. Взыскать с Муниципального общеобразовательного автономного учреждения Лицей № 1 городского округа г. Нефтекамск государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей. Решение суда в течение месяца со дня составления в окончательной форме может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Нефтекамский городской суд. Мотивированное решение суда составлено 03 сентября 2012 года. Судья А.А. Ханова Решение не вступило в законную силу.