о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 25 » ноября 2010 года г.Нефтегорск.

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Семыкина А.Н., с участием прокурора Каранфил А.А., при секретаре Сургаевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтегорского межрайонного прокурора Самарской области к администрации сельского поселения <адрес> муниципального района Нефтегорский Самарской области о признании незаконным бездействия по обеспечению эффективной системы очистки территории и ликвидации несанкционированной свалки,

У С Т А Н О В И Л:

Нефтегорский межрайонный прокурор обратился с иском, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой на окраине села была выявлена несанкционированная свалка бытового мусора, размеры свалки 50м х100м., ограждения свалки и обозначение границ свалки отсутствуют. В соответствии с ч.1 ст.51 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Согласно п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно картографическому описанию границ муниципального района Нефтегорский Самарской области, утвержденному Законом Самарской области от 25.02.2005 года № 54-ГД, указанное размещение несанкционированной свалки расположено в границах сельского поселения <адрес>. Согласно абзаца 1 ст.17 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Согласно ч.1 ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Администрация сельского поселения <адрес> требования указанного законодательства не выполняет, сбор и вывоз мусора с территории указанной несанкционированной свалки не осуществляется. Просит признать бездействие администрации сельского поселения <адрес> муниципального района Нефтегорский Самарской области незаконным и обязать ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов с окраины села.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Представитель администрации сельского поселения <адрес> З. исковые требования признал в части обязанности уборки бытовых отходов в месте указанной свалки, не согласен с наличием бездействия со стороны администрации, т.к. сбор и вывоз бытовых отходов на территории села организован в соответствии с генеральной схемой очистки муниципального района, место для временного складирования отходов определено, заключен договор на вывоз мусора. Пояснил, что в 2013 году планируется получение целевых денежных средств по областной программе на ликвидацию свалок в сельских поселениях и рекультивации земельных участков.

Представитель отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Нефтегорский Ш. пояснила, что указанная свалка расположена на территории, которая находится в ведении сельского поселения <адрес>. В муниципальном районе Нефтегорский разработана и утверждена Генеральная схема санитарной очистки территории муниципального района Нефтегорский, в которой проработаны вопросы сбора и вывоза твердых бытовых отходов, в том числе с территории сельского поселения <адрес>.

Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные прокурором требования поддерживает в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что на окраине села <адрес> в промышленной зоне выявлена свалка бытового мусора (л.д. 6-7). Согласно плану земельного участка обнаруженная свалка расположена на земельном участке с кадастровым номером . (л.д. 32). Постановлением администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года № утверждена «Генеральная схема санитарной очистки территории муниципального района Нефтегорский Самарской области» в соответствии с которой по каждому населенному пункту муниципального района Нефтегорский, в том числе и по селу <адрес>, предусмотрены мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок в сельских поселениях и рекультивации земельных участков. Генеральная схема санитарной очистки территории муниципального района Нефтегорский Самарской области разработана как составная часть областной целевой программы «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской области на 2010-2012 г.г. и на период до 2020 года». Реализация вышеуказанных мероприятий предусматривается за счет средств областного бюджета при софинансировании из районного бюджета.

Согласно ст.14 ч.1 п.18 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с ч.1 ст.51 Закона РФ «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст.22 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения, окружающей среды и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части возложения на администрацию сельского поселения <адрес> обязанности ликвидации свалки. Наличие свалки бытовых отходов, тем более в неустановленном для этого месте и не оборудованной соответствующими приспособлениями для сбора отходов, оказывает негативное воздействие на окружающую среду и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Территория, на которой обнаружена свалка, относится к территории общего пользования, находящейся в ведении администрации сельского поселения <адрес> муниципального района Нефтегорский, в связи с чем, обязанность ее содержания в надлежащем состоянии лежит на администрации. С учетом согласованного сторонами срока исполнения решения суд считает возможным установить для этого срок согласно «Генеральной схеме санитарной очистки территории муниципального района Нефтегорский Самарской области», утв. Постановлением администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года №

Одновременно с этим на основании представленных доказательств, суд считает недоказанным бездействие администрации сельского поселения Кулешовка по обеспечению эффективной системы очистки территории поселения. Из объяснений представителя администрации установлено, что сбор и вывоз бытовых отходов организован в соответствии с генеральной схемой очистки района, места для временного складирования отходов определены. В генеральной схеме санитарной очистки территории района определены сроки по выделению бюджетных средств на район по областной целевой программе «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской области на 2010-2012 г.г. и на период до 2020 года». Таким образом, суд не усматривает бездействия администрации сельского поселения Кулешовка в решении данного вопроса. Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Нефтегорского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать администрацию сельского поселения <адрес> муниципального района Нефтегорский Самарской области ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и осуществить уборку мусора и бытовых отходов с территории промышленной зоны на окраине села (кадастровый номер земельного участка ) в срок, установленный «Генеральной схемой санитарной очистки территории муниципального района Нефтегорский Самарской области».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.

Судья А.Н. Семыкина