решение по иску о включении периодов работы в льготный стаж



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 21 » января 2011 года г.Нефтегорск.

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., при секретаре Сургаевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хоботовой Л.П. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Нефтегорском районе Самарской области о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась с иском указав, что ее специальный стаж как медицинского работника составляет 27 лет 2 месяца 21 день, в связи с чем у нее возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии как медицинскому работнику на основании ст.28 п.11 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» как проработавшего в учреждениях здравоохранения в сельской местности более 25 лет. Комиссия УПФ отказала в назначении пенсии, т.к. на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ не выработан специальный стаж 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа. Комиссия засчитала общими условиями следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> на 0,5 ставки и <данные изъяты> на 0,5 ставки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> на 0,5 ставки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> на 0,75 ставки. Однако комиссия не учла что, с ДД.ММ.ГГГГ она была принята на должность <данные изъяты>, до настоящего времени работает на одном и том же месте в учреждении здравоохранения в сельской местности, которое являлось структурным подразделением Нефтегорской ЦРБ, Нефтегорского ТМО и муниципального медицинского учреждения. Просит признать отказ комиссии незаконным, включить в специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях указанные периоды работы в льготном исчислении и назначить пенсию с момента обращения в Пенсионный фонд.

В судебном заседании истица свои требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении. Пояснила, что в больнице имеется лечебный кабинет, до настоящего времени получает надбавку за работу в сельской местности. Ставка рабочего времени врача составляет 6 часов. В период работы на 0,5 и 0,75 ставки стоматолога фактически работала по 3 часа, но при этом остальное время рабочей смены выполняла работу медсестры <данные изъяты>. Просила зачесть в специальный стаж курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика исковые требования не признал по основаниям, изложенным в решении комиссии. Пояснил, что истица обратилась с заявлением в УПФ ДД.ММ.ГГГГ. Для назначения пенсии ей необходимо наличие 30-летнего стажа работы, т.к. трудовая деятельность протекала кроме сельской местности в городе.

Из показаний свидетеля А. установлено, что она до 2000 года работала медсестрой у Хоботова Л.П., которая была <данные изъяты>. Выполняла работы по стерилизации медицинского инструментария, для чего использовался <данные изъяты>. После их разделения медсестры у Хоботова Л.П. не было.

Из показаний свидетеля Б. следует, что Хоботова Л.П. работала <данные изъяты>, об условиях ее работы ничего не известно.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, изучив представленные документы, суд приходит к следующему.

На основании ст.28 ч.1 п.11 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (с учетом Постановления КС РФ № 11-П от 3.06.2004 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п/п.«а» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п/п.11 п.1 ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то названные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Как следует из записей в трудовой книжке и представленных документов пенсионного дела, Хоботова Л.П. работала с 1983 по 1985 год <данные изъяты> № 2 г.Куйбышева, остальное время в <данные изъяты> больнице, переименовывавшейся в отделение <адрес> ЦРБ, в свою очередь переименовывавшейся в Нефтегорское ТМО. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> на 0,5 ставки и 0,5 ставки <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> на 0,5 ставки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> на 0,75 ставки (л.д. 9-13). Из справки, уточняющей условия труда, следует, что истица находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа больницы. Согласно справке Нефтегорской ЦРБ Хоботова Л.П. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время получает сельские выплаты в размере 25%.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» включены должности врачей всех наименований, медсестры стерилизационной, инструктора-дезинфектора больниц всех наименований.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 464 от 6.09.1991 года «Об утверждении Списка профессий должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшему до 1.11.1999 года, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности.

Письмом Минздрава РФ № 2510/7706-01-32 от 19.07.2001 года и Постановлением Минтруда РФ № 38 от 14.05.2001 года по согласованию с Пенсионным фондом РФ установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6.09.1991 года, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений (ТМО) включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.

Номенклатурой должностей медицинского персонала и специалистов в учреждениях здравоохранения, утвержденных приказом Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999 года, были предусмотрены должности заведующих, врачей, в т.ч. врачей-интернов структурных подразделений лечебных учреждений, медицинской сестры стерилизационной как среднего медперсонала. Таким образом, фактическая работа истицы в этих должностях, в т.ч. на неполную ставку указывает на их существование как штатных.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении КС РФ № 320-О от 5.11.2002 года, гражданин, выполняя соответствующую работу, ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

На основании п.4 Правил, утвержденных постановлением правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 1.11.1999 года в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в Списке должностях, засчитываются в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей. Суммирование должностей <данные изъяты> дает 1 ставку, что позволяет сделать вывод о выполнении требуемой продолжительности рабочего времени. Из объяснений истицы и показаний свидетеля А. установлено, что к <данные изъяты> до определенного момента времени была прикреплена медсестра для выполнения работ по стерилизации медицинского инструментария, и данная работа являлась необходимой в связи с особенностями лечебной деятельности <данные изъяты>. Таким образом, при сохранении должности <данные изъяты> не смотря на уменьшение ставки этой должности неизменность характера осуществляемой им лечебной деятельности не вызывает сомнений. С учетом этого суд приходит к выводу о доказанности фактического совмещения истицей в период ее работы на неполную ставку <данные изъяты> обязанностей медсестры стерилизационной и как следствие этого соблюдение нормы рабочего времени для полной ставки.

Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней зарплаты, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В связи с этим указанный истицей период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. При этом ввиду фактического неосуществления в этот период непосредственной лечебной деятельности он подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении.

Поскольку фактическая работа истицы за исключением периода с 1983 по 1985 год осуществлялась в сельской местности, то эти периоды подлежит исчислению как 1 год работы за 1 год 3 месяца трудового стажа. Произведенным судом расчетом установлено, что рассматриваемые периоды работы, относящиеся к лечебной деятельности, в т.ч. при исчислении 1 год за 1 год 3 месяца в сумме с зачтенным комиссией УПФ стажем работы будут составлять более 30 лет на момент ее обращения в Пенсионный фонд (ДД.ММ.ГГГГ), что является достаточным для назначения досрочной пенсии. При этом мнение истицы о достаточности 25-летнего стажа работы является ошибочным, т.к. в ее трудовой деятельности имел место период работы в городе.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости Хоботова Л.П.: периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> на 0,5 ставки и <данные изъяты> на 0,5 ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> на 0,5 ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> на 0,75 ставки исходя из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца трудового стажа; период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из расчета 1 год работы за 1 год трудового стажа.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> произвести начисление пенсии Хоботова Л.П. с ДД.ММ.ГГГГ (с момента обращения в Пенсионный фонд).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.

Судья В.В.Лопутнев