решение по иску о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обратиться с заявлением по принятию на учет бесхозяйного имущества



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 16 » февраля 2011 года г.Нефтегорск.

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., с участием помощника прокурора Петрова Д.В., главы сельского поселения Зуевка Л.., при секретаре Сургаевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора к администрации сельского поселения Зуевка о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обратиться с заявлением по принятию на учет бесхозяйного имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился с данным иском в интересах неопределенного круга лиц указав, что была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений на территории с.п.Зуевка муниципального района Нефтегорский Самарской области, в ходе которой установлено, что на территории поселения находится водохранилище на <адрес>, в составе которого имеются гидротехнические сооружения: плотина, паводковый водосброс. Данные ГТС являются бесхозяйными. Отсутствие собственника ГТС влечёт неисполнение предусмотренных ст.9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению их безопасности, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Согласно п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. П.24 ст.7 Устава с.п.Зуевка к вопросам местного значения поселения отнесена организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Меры, установленные ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не могут быть реализованы по причине неопределённости балансовой принадлежности ГТС, представляющих угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит ГТС. Поскольку названные ГТС расположены в административных границах с.п.Зуевка, факт необращения администрации поселения в регистрирующий орган с заявлением о принятии ГТС на учёт как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч.3 ст.225 ГК РФ.

Указанным бездействием нарушаются права граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, предусмотренные п.1 ст.18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В связи с этим просил признать незаконным бездействие администрации с.п.Зуевка по постановке на учёт указанного бесхозяйного имущества и возложить на нее обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений – плотины и паводкового водосброса водохранилища на р.Ветлянка.

В судебном заседании представитель прокурора заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

Ответчик с исковыми требованиями о наличии бездействия не согласился, указав, что администрацией проводилась работа, связанная с постановкой на учет ГТС на <адрес>. Были разосланы запросы в КУМИ муниципального района Нефтегорский, Министерство имущественных отношений Самарской области, Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, Федеральную службу госрегистрации для уточнения информации о наличии или отсутствии в реестрах перечисленных организаций данного объекта. Ответы на запросы получены. Для постановки на учет данного объекта как бесхозного имущества необходим кадастровый паспорт на этот объект, который невозможно сделать без технического паспорта. Прежде чем изготовить технический паспорт на объект необходимо сделать кадастровый паспорт на земельный участок под ним. Межевание земельного участка под ГТС невозможно без проведения кадастровой съемки земельного участка. На изготовление документов нужны большие средства, которыми бюджет поселения не располагает. Представитель администрации с.п.Зуевка пояснил, что пруд, на котором находятся ГТС, ранее использовался колхозом «<данные изъяты>», на базе которого был образован СПК «<данные изъяты>», который в свою очередь был ликвидирован в 2009 году. Правопреемник его неизвестен. Указанное имущество в собственность сельского поселения не принималось.

Выяснив мнение сторон, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Уставом с.п.Зуевка к вопросам местного значения поселения отнесена организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст.ст.3, 9 Закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий такого сооружения. Собственник ГТС и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности ГТС при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку его безопасности, в т.ч. регулярную оценку безопасности ГТС и анализ причин ее снижения с учетом работы ГТС в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС, финансировать мероприятия по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС и др.

При этом под гидротехническим сооружением понимаются плотины, здания ГЭС, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Собственником ГТС признается РФ, субъект РФ, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения таким сооружением.

Согласно ст.10 указанного закона основным документом, подтверждающим соответствие ГТС критериям безопасности, является декларация безопасности ГТС.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела 15.07.2010 года Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области безопасности ГТС на территории Нефтегорского района и выявлено наличие ГТС водохранилища на <адрес>, включающих в себя плотину и паводковый водосброс, общее состояние которого оценено как неудовлетворительное, собственник ГТС не установлен, территориально ГТС относятся к с.п.Зуевка (л.д. 34-36). Декларация безопасности ГТС водохранилища на р.Ветлянка на утверждение в Средне-Поволжское управление Ростехнадзора не поступала (л.д. 42). По сообщениям Росреестра, администрации муниципального района Нефтегорский, Министерства имущественных отношений Самарской области сведения о праве собственности на данные ГТС отсутствуют, в реестрах муниципального и регионального имущества они не числятся (л.д. 43-46).

В соответствии со ст.225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. В силу ч.3 данной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

На основании исследованных доказательств суд приходит к выводу о доказанности того, что рассматриваемые объекты относятся к ГТС и являются бесхозяйными ввиду неопределенности их балансовой принадлежности.

Не смотря на отрицание ответчиком бездействия со своей стороны в проведении мероприятий, направленных на решение вопроса, касающегося определения принадлежности ГТС, расположенных в границах поселения, суд считает имеющим место фактическое наличие такого бездействия. Ответчиком не отрицается осведомленность как о наличии самих ГТС на территории поселения, так и о возможной их бесхозяйности, что следует из наличия информации о ликвидации хозяйствующего субъекта, находившегося на территории поселения и использовавшего водоем, на котором находятся указанные в заявлении ГТС. Однако не смотря на это до настоящего времени обращения в регистрирующий орган от администрации с.п.Зуевка о постановке их на учет не последовало.

Поскольку ГТС находятся в границах территории с.п.Зуевка, то необращение администрации поселения в регистрирующий орган с заявлением об их постановке на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч.3 ст.225 ГК РФ. Отсутствие достаточных денежных средств как причина необращения не может быть поставлено в зависимость от необходимости исполнения требований закона.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Самарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Зуевка муниципального района Нефтегорский Самарской области по постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения (земляной плотины, паводкового водосброса), расположенного в границах сельского поселения.

Обязать администрацию сельского поселения Зуевка муниципального района Нефтегорский Самарской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения (земляной плотины, паводкового водосброса), расположенного на <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.

Судья В.В.Лопутнев