Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации « 4 » марта 2011 года г.Нефтегорск. Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., с участием помощника прокурора Каранфил А.А., при секретаре Сургаевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нефтегорского межрайонного прокурора к МДОУ детский сад № 2 «Сказка» г.Нефтегорска и администрации муниципального района Нефтегорский об устранении нарушений требований пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Нефтегорский межрайонный прокурор обратился в суд указав, что прокуратурой совместно с ОГПН проведена проверка соблюдения Федерального закона «О пожарной безопасности», и установлено, что МДОУ детский сад № 2 «Сказка» не принимаются меры по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Выявлены следующие нарушения: - стены на лестничных клетках и в коридорах обработаны горючим материалом (масляная краска), чем нарушены ППБ 01-03 п.53; - план-схема эвакуации людей в случае возникновения пожара выполнен не по ГОСТу 12-2.143-2002; - у гидранта отсутствует указатель, чем нарушены ППБ 01-03 п.90; - в электрощитовой дверь установлена не противопожарная, чем нарушены СНиП 21.01-97* п.5.14, СНиП 2.08.02-89* п.1.82; - в помещении с массовым пребыванием людей (музыкальный зал) ковер не закреплен надежно к полу, чем нарушены ППБ 01-03 п.56. Руководители организаций на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в т.ч. их вторичных проявлений. Обязанности по обеспечению мер пожарной безопасности возложены на заведующего МДОУ д/с «Сказка». В соответствии со ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» предприятия, в т.ч. учреждения и индивидуальные предприниматели, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Сложившееся положение создает опасные условия для неопределенного круга лиц, которые могут находиться в здании учреждения. В соответствии с Уставом МДОУ учредителем является администрация муниципального района Нефтегорский. Администрация закрепляет за детским садом на праве оперативного управления движимое и недвижимое имущество. Имущество, закрепленное за детским садом на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью. Деятельность детского сада финансируется учредителем. По этим основаниям администрация муниципального района Нефтегорский выступает в качестве третьего лица. На основании ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц просил обязать МДОУ д/с № «Сказка» устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, указанные в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика была привечена администрация муниципального района Нефтегорский. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении. Уточнил их, отказавшись от пункта, касающегося план-схемы эвакуации ввиду его согласования к моменту рассмотрения дела с ОГПН. Представитель МДОУ детский сад № 2 «Сказка» с исковыми требованиями согласился частично, указав, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности в пределах финансовой возможности выполняются. Демонтаж отделочных материалов и установка противопожарной двери требуют больших финансовых затрат, поэтому сами не в состоянии устранить эти недостатки. О наличии предписания об устранении этих нарушений уведомляли администрацию района. Наполняемость групп детьми не более 20-25 человек. На имеющуюся противопожарную дверь в электрощитовую сертификата нет. Ковер в музыкальном зале после получения предписания закреплен, указатель у гидранта установлен, план-схема эвакуации составлена и утверждена в ОГПН, о чем уведомляли прокуратуру. Представитель администрации муниципального района Нефтегорский с исковыми требованиями согласился частично, указав, что обязанность выполнения требований пожарной безопасности возлагается на МДОУ как балансодержателя переданного ему в оперативное управление имущества. МДОУ является бюджетным учреждением и должно самостоятельно планировать свою деятельность по расходованию денежных средств в соответствии с утвержденной бюджетной сметой. В бюджет района на 2011 год были внесены изменения и дополнительно выделены средства на выполнение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в частности установке требуемой противопожарной двери. На замену материалов для отделки стен смета составлена, вопрос об этом вынесен на Собрание представителей для внесения изменений в бюджет. Вызывает сомнение законность требования установки требуемой противопожарной двери, т.к. не представлено доказательств ее несоответствия нормативным документам. Представитель Юго-Восточного управления Министерства образования и науки Самарской области пояснил, что мероприятия по устранению указанных в предписании недостатков проводятся. Не согласны с требованием о демонтаже со стен краски, т.к. не доказано, что она является масляной, и надежном креплении коврового покрытия к полу, т.к. численность одновременно находящихся в этом помещении детей в группах не превышает 50 человек, что с учетом положений п.16 ППБ не подпадает под действие п.56 Правил. Кроме этого ГОСТ Р 12.2.143-2002, на который имеется ссылка в представлении, касающаяся несоответствия ему плана-схемы эвакуации, отменен с 1.07.2010 года. Представитель ОГПН Г. пояснил, что дверь в электрощитовой должна иметь обязательный пожарный сертификат. По поводу готовности МДОУ к учебному году ОГПН высказывалось особое мнение. Масляная краска относится к горючим материалам. Подтвердил согласование исправленной схемы эвакуации. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему. На основании ст.210 ГК РФ на собственника возложена обязанность содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу ст.ст.37 и 38 Закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в т.ч. руководители организаций. Руководители организаций также осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст.20 указанного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся нормы и правила пожарной безопасности (НПБ и ППБ). Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года утверждены Правила пожарной безопасности ППБ 01-03, которые устанавливают требования, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, местного самоуправления, всеми организациями и их должностными лицами, ПБОЮЛ и гражданами (п.1 Правил). В силу ст.31 Закона РФ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления, в которые входит и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов (ст.19 Закона РФ «О пожарной безопасности»). Согласно Уставу МДОУ детский сад № 2 «Сказка» г.Нефтегорска является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом на праве оперативного управления, находящимся в собственности Нефтегорского района, что также подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ. Непосредственное управление учреждением осуществляет заведующий. Учредителями МДОУ являются Юго-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области и администрация муниципального района Нефтегорский. В компетенцию администрации входит финансирование расходов на оплату коммунальных услуг, содержания здания, приобретения оборудования, капитальный ремонт. Согласно договору о совместном учредительстве образовательных учреждений от 24.07.2001 года учредитель – департамент науки и образования администрации Самарской области осуществляет финансирование учреждений по нормативам, обеспечивающим образовательный процесс и материальное содержание обучающихся, воспитанников за счет средств, выделяемых из областного бюджета; учредитель – администрация Нефтегорского района осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями, функции собственника переданного в оперативное управление учреждениям муниципального имущества и контролирует его использование, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату оказываемых учреждениям коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения. Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, в ходе проверки, проведенной ОГПН ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ детский сад № 2 «Сказка», установлены нарушения требований пожарной безопасности: стены на лестничных клетках и в коридорах обработаны горючим материалом (масляная краска) (ППБ 01-03 п.53); план-схема эвакуации людей в случае возникновения пожара выполнен не по ГОСТу 12-2.143-2002; у гидранта отсутствует указатель (ППБ 01-03 п.90); в электрощитовой дверь установлена не противопожарная (СНиП 21.01-97* п.5.14, СНиП 2.08.02-89* п.1.82); в помещении с массовым пребыванием людей (музыкальный зал) ковер не закреплен надежно к полу (ППБ 01-03 п.56) (л.д. 6-7). Данное предписание было получено заведующей МДОУ С., до настоящего времени не оспорено и не отменено. Доказательств полного устранения выявленных нарушений не представлено и ответчиками не отрицается, что является основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований. Доводы представителя администрации о том, что образовательное учреждение должно само нести бремя содержания переданного ему в оперативное управление имущества со ссылкой на договор, являются необоснованными, поскольку в силу Устава МДОУ и договора о соучредительстве администрация района выполняет функции собственника. Также несостоятельной суд считает ссылку на спорный вопрос относительно соответствия противопожарным требованиям двери в электрощитовой детского сада. Приказом МЧС РФ № 573 от 10.12.2004 года, принятым во исполнение Указа Президента РФ № 868 от 11.07.2004 года, в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, включены заполнения проемов в противопожарных преградах, в т.ч. двери, со ссылкой на СНиП 21-01 п.5.14, нарушение которого и вменяется ОГПН. Из объяснений представителя МДОУ установлено, что сертификата на используемую дверь в электрощитовую нет. Также суд считает несостоятельными доводы представителя Юго-Восточного управления относительно недоказанности наличия на стенах горючего материала в виде масляной краски, которая на путях эвакуации подлежит демонтажу в соответствии с п.53 ППБ 01-03, т.к. доказательств в опровержение содержащемся в этой части в предписании ОГПН описании нарушения не представлено. Отнесение масляной краски к горючим материалам у суда сомнений не вызывает. При установлении срока устранения выявленных нарушений суд берет за основу срок, указанный в предписании ОГПН – до 1.08.2011 года, который по мнению представителя ОГПН является реальным и разумным, сомнению сторонами не подвергнут. Оснований для его сокращения суд не усматривает. Суд принимает уточненные требования прокурора, касающиеся исключения пункта об обязанности изготовления плана-схемы эвакуации ввиду его наличия на момент рассмотрения дела. Одновременно с этим суд считает не подлежащим удовлетворению требования о креплении к полу ковра в музыкальном зале, установлении указателя у гидранта, поскольку из объяснений представителя МДОУ следует, что данные нарушения устранены. Из представленного им письма от 13.01.2011 года (л.д. 22) следует, что прокурор уведомлялся об устранении этих нарушений. Подвергать сомнению эти доказательства у суда нет оснований. Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области и МДОУ детский сад № 2 «Сказка» устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в МДОУ детский сад № 2 «Сказка» г.Нефтегорска и в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: со стен на лестничных клетках и в коридорах демонтировать горючие материалы (масляная краска); установить в электрощитовой противопожарную дверь с нормированным пределом огнестойкости. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Нефтегорский районный суд. Судья В.В.Лопутнев