взыскание незаконно полученных денежных средств



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 20 » апреля 2011 года г.Нефтегорск.

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., при секретаре Сургаевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Нефтегорском районе Самарской области к Самсоновой Г.М. о взыскании незаконно полученных денежных средств, выплаченных в качестве пенсии по случаю потери кормильца,

У С Т А Н О В И Л:

УПФ обратилось с данным иском, указав, что ответчице по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ была назначена пенсия по случаю потери кормильца как нетрудоспособному лицу. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление с заявлением о прекращении выплаты пенсии в связи с трудоустройством, приобщив к заявлению справку о работе в ООО «ДД.ММ.ГГГГ» с ДД.ММ.ГГГГ. Письменно обещала погашать переплаченную пенсию, однако выплатила только 1500 рублей. В результате недобросовестных действий ответчицы ей незаконно была выплачена пенсия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 94544,53 рублей. На указанную сумму начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 28442,90 рублей. В порядке досудебного урегулирования спора ответчице направлялось требование 11.02.2011 года о возврате переплаченных сумм пенсии, однако оно не исполнено, и задолженность в бюджет Пенсионного фонда РФ не возмещена. В связи с этим просили взыскать с ответчицы сумму незаконно полученных денежных средств, выплаченных в качестве пенсии по случаю потери кормильца, начисленные проценты за пользование чужими денежными средствами, а также расходы по уплате госпошлины 3659,95 рублей.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении. Пояснил, что ответчицей после подачи иска было оплачено еще 2000 рублей в счет возврата требуемых сумм. Подачу иска через 2 года после выявления факта необоснованной выплаты пенсии объяснил проведением претензионной работы с ответчицей, заключающейся в проведении устных бесед, направленных на понуждение к возврату излишне выплаченных денег.

Ответчица с иском согласилась, не отрицает, что получала пенсию по случаю потери кормильца и после того, как устроилась на работу. Не согласна с требуемой суммой процентов. Пояснила, что никаких бесед с ней не проводилось.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца регламентированы ст.9 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно п.2 ч.2 которой право на такую пенсию имеют один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с п.1 ч.2 ст.9 Закона, и не работают.

Согласно ст.19 ч.6 п.3 данного Закона пенсия по случаю потери кормильца назначается на срок, в течение которого лицо считается нетрудоспособным. Согласно п.3 ч.1 ст.22 указанного Закона выплата пенсии по случаю потери кормильца прекращается в случае приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию, поступления на работу лиц, предусмотренных в п.2 ч.2 ст.9 Закона, обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение прав на указанную пенсию.

На основании ч.4 ст.23 и ч.2 ст.25 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты. В случае если несвоевременное предоставление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Эти правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии со ст.395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Указом Президента РФ № 1709 от 27.09.2000 года полномочия по выплате государственных пенсий закреплены за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами.

Как установлено в судебном заседании Самсоновой Г.М. была назначена пенсия по потере кормильца с ДД.ММ.ГГГГ как нетрудоспособному неработающему члену семьи, занятому уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими 14 лет. При этом она дала обязательство сообщить о трудоустройстве (л.д. 20-23). Из справки ООО «В» следует, что Самсонова Г.М. с ДД.ММ.ГГГГ работает в данной организации (л.д. 25). Согласно справке УПФ Самсоновой Г.М. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была выплачена пенсия по случаю потери кормильца в сумме 96054,53 рубля (л.д. 10-11). В счет возврата переплаты Самсонова Г.М. оплатила 3500 рублей (л.д. 14-16, 40). 11.02.2011 года ей направлялось требование о возврате переплаченных сумм пенсии (л.д. 17-19).

Анализируя исследованные по делу доказательства, суд считает заявленные требования о взыскании с ответчицы выплаченной ей за период с 2002 по 2008 год пенсии по потере кормильца обоснованными, т.к. выплата такой пенсии для лиц, осуществляющих уход за детьми кормильца до достижении ими возраста 14 лет, предусмотрена до момента устройства этих лиц на работу. Судом с достоверностью установлено, что ответчица с ДД.ММ.ГГГГ работает, в связи с чем с этого момента она утратила право на получение этой пенсии, и выплаченные после этого денежные средства будут являться неосновательным обогащением. Размер излишне выплаченной пенсии определен и составляет с учетом произведенных ответчицей выплат 92554,53 рублей, подтвержден соответствующим расчетом, не оспаривается, в связи с чем у суда сомнений не вызывает. Основания для применения положений ст.1107 ГК РФ, т.к. ответчице были известны условия выплаты пенсии, о чем свидетельствует данное ей обязательство о необходимости информирования УПФ в случае трудоустройства.

Одновременно с этим суд считает возможным применить положения ч.1 ст.404 ГК РФ об уменьшении размера ответственности ответчицы исходя из следующего. Согласно заявлению Самсоновой Г.М. от ДД.ММ.ГГГГ она взяла на себя обязательство возврата неосновательно полученной пенсии, о чем УПФ было известно. При этом первый платеж ей был произведен только в январе 2010 года. Доводы представителя истца о проведении за указанный период какой-либо претензионной работы никакими доказательствами не подтверждены и опровергаются ответчицей. Первая претензия со стороны УПФ датирована лишь февралем 2011 года. Иск подан также по истечении года со дня начала осуществления ответчицей платежей в счет возврата переплаты пенсии. Доказательств наличия каких-либо препятствий к обращению в суд с настоящим иском истцом не представлено и в судебном заседании не установлено. По этим основаниям суд усматривает в действиях истца содействие увеличению размера убытков, заключающееся в непринятии разумных мер к их уменьшению, и учитывая компенсационную природу процентов за пользование чужими денежными средствами, являющихся мерой ответственности за нарушение исполнения обязательств, считает возможным снизить их размер и принять за основу период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проценты за который составляют 5854,72 рублей (л.д. 7).

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Нефтегорском районе Самарской области удовлетворить частично.

Взыскать с Самсоновой Г.М. в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Нефтегорском районе Самарской области 92554 рубля 53 копейки в счет возврата неосновательно полученной пенсии по случаю потери кормильца, 5854 рубля 72 копейки проценты за пользование чужими денежными средствами, 3152 рубля 28 копеек в счет возврата госпошлины. Всего 101561 (сто одну тысячу пятьсот шестьдесят один) рубль 53 копейки.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.

Судья В.В.Лопутнев