решение по иску прокурора об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 29 » апреля 2011 года г.Нефтегорск.

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., с участием помощника прокурора Каранфил А.А., при секретаре Сургаевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтегорского межрайонного прокурора к ММУ «Нефтегорская ЦРБ», администрации муниципального района Нефтегорский об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Нефтегорский межрайонный прокурор обратился в суд указав, что в ходе проверки соблюдения требований Федерального закона «О пожарной безопасности» в ММУ «Нефтегорская ЦРБ» были выявлены следующие нарушения требований Правил и Норм пожарной безопасности:

в <адрес>

-         не проведено обучение пожарно-технического минимума руководителя, специалистов и работников, ответственных за пожарную безопасность (ППБ 01-03 п.3, п.32 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);

-         главный вход снаружи обработан горючим материалом (пластик) (СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* п.1.8);

-         на путях эвакуации (коридор) используются горючие материалы (масленая краска) для отделки стен (ППБ 01-03 п.53);

-         прибор приемно-контрольный установок пожарной автоматики расположен на высоте более 1,5 м от пола (НПБ 88-2001* п.12.52);

-         отсутствует договор со специализированной организацией на обслуживание автоматических установок пожарной сигнализации (ППБ 01-03 п.96);

в <адрес>

-         не проведено обучение пожарно-технического минимума руководителя, специалистов и работников, ответственных за пожарную безопасность (ППБ 01-03 п.3, п.32 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);

-         на путях эвакуации (коридоры, лестничные клетки) используются горючие материалы (масленая краска) для отделки стен (ППБ 01-03 п.53);

-         прибор приемно-контрольный установок пожарной автоматики расположен на высоте более 1,5 м от пола (НПБ 88-2001* п.12.52);

-         отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 таблица п.5);

-         запасной выход из здания больницы не очищен от снежных заносов (ППБ 01-03 п.53);

-         в помещениях больницы (за исключением кабинетов скорой помощи и социального отделения) и во всех коридорах установлена автоматическая пожарная сигнализация с тепловыми извещателями (НПБ 110-03 п.3);

-         дверь эвакуационного выхода (на лестничную клетку от регистратуры) выполнена открывающейся не по направлению выхода из здания (ППБ 01-03 п.52);

-         на путях эвакуации у дверей отсутствуют ручные пожарные извещатели (ППБ 01-03 п.3, НПБ 88-2001* п.12.41);

-         отсутствуют внутренние пожарные краны на лестничной клетке (ППБ 01-03 п.89);

-         на дверях, ведущих на лестничную клетку, отсутствуют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6-18);

социальное отделение:

- запасной выход из отделения закрыт на ключ (ППБ 01-03 п.53);

подвал:

- установлена автоматическая пожарная сигнализация с тепловыми извещателями (НПБ 110-03 п.3);

-        отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре 2 типа (ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 таб.2 п.5);

-        в помещении вентиляционной камеры дверь установлена не противопожарной с пределом огнестойкости не менее EI-30 (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.5.14*, СНиП 2.08.02-89* п.1.82);

-        отсутствует договор со специализированной организацией на обслуживание автоматических установок пожарной сигнализации (ППБ 01-03 п.96);

в <адрес> (главный корпус)

-        отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (детская консультация, поликлиника, инфекционное отделение, стационар (за исключением детского отделения) пищеблок (НПБ 110-03 таб.1п.9);

-        отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре 3 типа (ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 таб.2 п.5);

- пожарный водоем на территории больницы в неисправном состоянии (ППБ 01-03 п.89);

детская консультация:
- в кабинете, в котором используются ЭВМ, отсутствует углекислотный или хладоновый огнетушитель (ППБ 01-03 п.108 прилож.№ 3 п.1);

поликлиника:

-        на путях эвакуации (коридоры, лестничные клетки) используются горючие материалы (масленая краска) для отделки стен (ППБ 01-03 п.53);

-        установлены глухие металлические решетки на окнах кабинета (отпуска льготных лекарств) (ППБ 01-03 п.40);

стационар:

- на путях эвакуации (коридоры, лестничные клетки) используются горючие материалы (масленая краска) для отделки стен (ППБ 01-03 п.53);

инфекционное отделение:

- на путях эвакуации (коридоры, лестничные клетки) используются горючие материалы (масленая краска) для отделки стен (ППБ 01-03 п.53);

детские отделения:

- отсутствует договор со специализированной организацией на обслуживание автоматических установок пожарной сигнализации (ППБ 01-03 п.96);

пищеблок:

- установлены глухие металлические решетки на окнах (ППБ 01-03 п.40);

в стоматологической клинике (<адрес>):

- отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре 2 типа (ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 таб.2 п.5);

- отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (НПБ 110-03 таб.1 п.9);

- на путях эвакуации (коридор) используются горючие материалы (масленая краска) (ППБ 01-03 п.53);

- установлены глухие металлические решетки на окнах кабинета заведующей, ортопедии, подсобного помещения (ППБ 01-03 п.40);

- дверь (вторые) эвакуационного выхода выполнена открывающейся не по направлению выхода из здания (ППБ 01-03 п.52);

в женской консультации (<адрес>)

- отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре 2 типа (ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 таб.2 п.5);

- отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (НПБ 110-03 таб.1 п.9);

- на путях эвакуации (коридоры) используются горючие материалы (масленая краска) для отделки стен (ППБ 01-03 п.53);

- помещение не укомплектовано необходимым количеством первичных средств пожаротушения (ППБ 01-03 п.108 приложение 3);

скорая помощь <адрес>)

- отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре 2 типа (ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03 таб.2 п.5);

- отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (НПБ 110-03 таб.1 п.9);

- на путях эвакуации (коридоры) используются горючие материалы (масленая краска) для отделки стен (ППБ 01-03 п.53);

- помещение не укомплектовано необходимым количеством первичных средств пожаротушения (ППБ 01-03 п. 108 приложение 3);

- установлены глухие металлические решетки на окнах кабинета старшего фельдшера (ППБ 01-03 п.40).

Из Устава ММУ «Нефтегорская ЦРБ» усматривается, что целью учреждения является оказание квалифицированной медицинской помощи, в т.ч. и обеспечение экстренной и неотложной помощи всем обратившимся больным и пострадавшим. В соответствии с п.2.3 Устава имущество Учреждения является муниципальной собственностью Нефтегорского района и передано на праве оперативного управления с установлением пределов такого ведения.

Руководители организаций на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в т.ч. их вторичных проявлений.

В соответствии со ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» предприятия, в т.ч. учреждения и индивидуальные предприниматели, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

Сложившееся положение создает опасные условия для неопределенного круга лиц, которые могут находиться в здании учреждения. На основании ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц просил обязать ответчиков устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, указанные в акте проверки № 13 от 24.02.2011 года.

В судебном заседании прокурор заявленные требования уточнил, отказавшись от пунктов, касающихся установления в главном корпусе больницы АПС; в кабинете детской консультации, в котором используется ЭВМ, огнетушителя; демонтажа в кабинете отпуска льготных лекарств поликлиники глухих металлических решеток на окнах; в детском отделении заключения договора со специализированной организацией на обслуживание АПС; в пищеблоке демонтажа глухих металлических решеток на окнах; в стоматологической клинике демонтажа глухих металлических решеток на окнах кабинета заведующего, ортопедии, подсобного помещения, выполнения дверей (вторых) эвакуационного выхода открывающимися по направлению выхода из здания; в женской консультации укомплектования необходимым количеством первичных средств пожаротушения; в скорой помощи установки системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и АПС, укомплектования необходимым количеством первичных средств пожаротушения, демонтажа глухих металлических решеток на окнах кабинета старшего фельдшера ввиду их устранения в настоящее. На удовлетворении остальных требований настаивал, просил предоставить срок для их устранения до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с заявленным прокурором отказом производство по делу в этой части прекращено определением суда.

Представитель ММУ «Нефтегорская ЦРБ» пояснил, что устранение нарушений требований пожарной безопасности является затруднительным, т.к. финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета. Содержание материально-технической оснащенности больницы осуществляется в пределах средств, заложенных в бюджете. В настоящее время нарушения, не требующие больших затрат, устранены, заключены договора на обслуживание уже установленных АПС. После выделения денежных средств и проведения установленной законом процедуры заключения договоров будут устранены остальные нарушения. Устранение некоторых нарушений, таких как демонтаж горючих материалов, возможен только при проведении ремонта, который будет проводиться в рамках областной целевой программы. Предстоящий ремонт затрудняет установку АПС в настоящее время и делает ее нецелесообразной. Виновного поведения ММУ «Нефтегорская ЦРБ» не усматривается, в пределах имеющихся средств и возможностей нарушения устраняются, в связи с чем просил в иске отказать.

Администрация муниципального района Нефтегорский в своем отзыве указала следующее. ММУ «Нефтегорская ЦРБ» является бюджетным учреждением, осуществляющим свою деятельность за счет средств районного, областного и федерального бюджетов, и средств, поступающих в результате оказания платных услуг. Бюджетные учреждения должны осуществлять операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, составление и утверждение которой входит в обязанности учреждений. Кроме того ММУ «Нефтегорская ЦРБ» как получатель бюджетных средств вправе вносить предложения по изменению бюджетной росписи и перемещении бюджетных средств по статьям расходов, чего учреждением произведено не было. В соответствии с уставом ММУ «Нефтегорская ЦРБ» самостоятельно планирует свою деятельность, расходует денежные средства и должно выполнять обязательства, вытекающие из действующего законодательства РФ.

В судебном заседании представитель администрации также указал, что по нарушениям, имеющимся в <адрес>, отделении в <адрес>, а также по некоторым нарушениям в Нефтегорской ЦРБ судом принимались решения об их устранении. В связи с этим просили не учитывать указанные повторные нарушения при рассмотрении данного дела.

Представитель ОНД г.п.Нефтегорск, муниципальных районов Нефтегорский и Алексеевский пояснил, что по выявленным нарушениям ППБ было вынесено предписание об их устранении, срок установлен на основании действующего регламента и с учетом мнения проверяемых лиц, которым разъяснялась возможность обжалования вынесенных в их адрес представлений об устранении нарушений в части указанных в них сроков. Отсутствие АПС и СОУЭ и несоответствие выходов требованиям пожарной безопасности относится к существенным нарушениям, поэтому указанный в этой части срок для их устранения считает реальным и разумным.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.

На основании ст.210 ГК РФ на собственника возложена обязанность содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст.ст.37 и 38 Закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в т.ч. руководители организаций. Руководители организаций также осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст.20 указанного Закона к нормативным документам пожарной безопасности относятся нормы и правила пожарной безопасности (НПБ и ППБ), в частности НПБ 110-03, утвержденные приказом МЧС РФ № 315 от 18.06.2003 года, и ППБ 01-03, утвержденные приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года.

Согласно п.1 ППБ 01-03 требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, ПБОЮЛ, гражданами. Наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п.3 ППБ 01-03).

В соответствии с п.1 НПБ 110-03 настоящие нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации. По смыслу данной нормы ее требования распространяются и на все объекты, связанные с массовым пребыванием людей.

Как установлено в судебном заседании в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ ОНД в ММУ «Нефтегорская ЦРБ», выявлены нарушения требований пожарной безопасности, о чем составлен соответствующий акт и вынесено предписание об их устранении до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-17). Предписание было получено, до настоящего времени не оспорено и не отменено. Согласно Уставу ММУ «Нефтегорская ЦРБ» и представленным договорам учредителем и собственником имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, является администрация муниципального района Нефтегорский.

Доказательств полного устранения выявленных нарушений не представлено и ответчиками не отрицается, что является основанием для удовлетворения заявленных требований. Одновременно с этим установлено, что аналогичные нарушения выявлялись в ходе проверок в 2007-2009 годах, по результатам которых выносились предписания об их устранении. Данное обстоятельство свидетельствует о фактическом бездействии в решении вопросов устранения нарушений требований пожарной безопасности. Учитывая это, а также отнесение таких нарушений как отсутствие АПС и неправильное содержание эвакуационных путей к существенным, влияющим на своевременность обнаружения пожара и беспрепятственность эвакуации людей, безопасность жизни и здоровья граждан, а больницы к объекту, открытому для доступа неограниченного круга лиц, и отсутствие каких-либо сведений об иных конкретных сроках проведения работ по устранению этих нарушений, суд полагает возможным установить срок для выполнения указанных требований до ДД.ММ.ГГГГ исходя из установленного предписанием ОГПН срока, не принимая во внимание доводы ответчиков. Ссылка представителя администрации на то, что ранее судом выносились аналогичные решения в отношении устранения нарушений требований пожарной безопасности по Нефтегорской ЦРБ, как основание для прекращения производства по делу не может быть принята во внимание, поскольку ранее вынесенные решения касались возложения таких обязанностей на руководителя ЦРБ.

Одновременно с этим не подлежат рассмотрению требования об устранении выявленных нарушений в структурных подразделениях Нефтегорской ЦРБ в <адрес> и <адрес>, т.к. в 2009 году судом выносились решения по рассматриваемому вопросу в отношении администрации и ЦРБ. В этой части судом вынесено определение о прекращении производства по делу.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Нефтегорского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального района Нефтегорский и ММУ «Нефтегорская ЦРБ» устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия:

в помещении главного корпуса по адресу <адрес>:

- установить систему оповещения и управления эвакуации людей при пожаре 3 типа;

- в поликлинике, стационаре, инфекционном отделении на путях эвакуации (коридоры, лестничные клетки) демонтировать горючие материалы (масляная краска) для отделки стен;

в стоматологической клинике по адресу <адрес>:

- установить систему оповещения и управления эвакуации людей при пожаре 2 типа;

- установить автоматическую пожарную сигнализацию;

- на путях эвакуации (коридоры) демонтировать горючие материалы (масляная краска);

в женской консультации по адресу <адрес>:

- установить систему оповещения и управления эвакуации людей при пожаре 2 типа;

- установить автоматическую пожарную сигнализацию;

- на путях эвакуации (коридоры) демонтировать горючие материалы (масляная краска) для отделки стен;

в скорой помощи по адресу <адрес>

- на путях эвакуации (коридоры) демонтировать горючие материалы (масляная краска) для отделки стен;

- привести пожарный водоем на территории больницы в исправное состояние.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.

Судья В.В.Лопутнев