решение по заявлению о признании представления прокурора незаконным



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации 30 июня 2011г. г. Нефтегорск

Нефтегорский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего Баймишева М.С.,

при секретаре Шишовой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-364/2011 по заявлению Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области о признании представления прокурора незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным представление Нефтегорского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства, нормативных правовых актов в связи с непринятием мер по решению отдельных вопросов местного значения.

Представители Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области – К. и С., в судебном заседании заявление поддержали, просили его удовлетворить.

Прокурор в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителей заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.

ДД.ММ.ГГГГ Нефтегорским межрайонным прокурором в отношении Администрации муниципального района Нефтегорский было вынесено представление об устранении нарушений законодательства, нормативных правовых актов в связи с непринятием мер по решению отдельных вопросов местного значения.

Основанием для вынесения данного представления послужило, по мнению Нефтегорской межрайонной прокуроры, то, что Администрацией муниципального района Нефтегорский с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не созданы надлежащие условия для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами торговли, не созданы условия для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

В представлении указано, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Главой муниципального района Нефтегорский было принято постановление «Об организации ярмарок на территории муниципального района Нефтегорский на 2010 год». Данным постановлением обозначены конкретные места для проведения ярмарок в сельских поселениях и в городском поселении Нефтегорск. С ДД.ММ.ГГГГ означенное постановление не действует. В текущем году органами местного самоуправления муниципального района Нефтегорский не реализованы предоставленные законом полномочия по организации уличной торговли. Ярмарки не организованны, места для осуществления торговли не определены. В связи с этим нарушены права субъектов малого бизнеса и среднего предпринимательства, а также права граждан, не имеющих статуса предпринимателя, на осуществление торговли. Индивидуальные предприниматели и граждане, не имеющие означенного статуса, продолжают осуществлять торговлю в местах, которым в 2010 году был присвоен статус ярмарок. Таким образом, на протяжении более двух месяцев в районе осуществляется несанкционированная торговля. При этом прокурор ссылается на Порядок организации и проведения ярмарок на территории <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , согласно п.2 которого организатором ярмарки, в числе иных лиц, может являться орган местного самоуправления муниципального образования, который определяет место проведения ярмарки и предоставляет в уполномоченный орган местного самоуправления документы, обозначенные в пункте 6 Порядка.

По мнению Нефтегорской межрайонной прокуратуры указанное право не реализовано органами местного самоуправления муниципального района Нефтегорский, должностные лица Администрации муниципального района Нефтегорский проявляют бездействие и косвенным образом по существу способствуют несанкционированной торговле на территории муниципального района Нефтегорский, что является недопустимым.

Суд считает, что указанное представление является незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из указанной нормы следует, что представление прокурора выносится в случае нарушения закона органом или должностным лицом.

Исходя из существа представления прокурора, следует, что Администрацией муниципального района Нефтегорский, в нарушение п. 18, 25 ч.1 ст. 15 Федеральнго закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Указа Президента РФ «о свободе торговли», Порядка организации и проведения ярмарок на территории <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не реализованы предоставленные законом полномочия по организации уличной торговли, а в частности нарушение закона заключается в том, что не организованы ярмарки в сельских поселениях района и городском поселении Нефтегорск.

Между тем, согласно п. 18 ст. 15 Федеральнго закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

То есть, данное положение закона возлагает на муниципальный район полномочие по созданию условий для обеспечения поселений услугами торговли, но не по организации торговли.

Как следует из Порядка организации и проведения ярмарок на территории <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ярмарки на территории <адрес> проводятся в целях удовлетворения населения в продуктах питания и товарах первой необходимости, их организаторами могут быть: орган исполнительной власти <адрес>, орган местного самоуправления муниципальных образований, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.

По смыслу указанного, ярмарки проводятся в случаях, если имеется необходимость удовлетворения населения в продуктах питания и товарах первой необходимости, организация ярмарок это право, в том числе, органа местного самоуправления, но не обязанность.

Законодательством РФ не предусмотрена обязательность проведения ярмарок в поселениях муниципальных районов.

Как следует из представленных суду документов, организаторами ярмарок в городском поселении Нефтегорск, внесенных в реестр ДД.ММ.ГГГГ, являются ОАО <данные изъяты> и индивидуальный предприниматель Г., которые представили в администрацию муниципального района Нефтегорский заявления и документы, указанные в п.6 Порядка организации и проведения ярмарок на территории <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Администрацией муниципального района Нефтегорский после получения указанных заявлений и документов в установленные сроки провела работу по согласованию схем расположения ярмарок и направила в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заявления и пакеты документов для включения ярмарок по адресу: <адрес>А, <адрес> в реестр ярмарок, организованных на территории <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ указанные ярмарки были включены в реестр ярмарок, организованных на территории <адрес>.

Указанная работа по созданию условий для обеспечения организации ярмарок не могла быть проведена ранее в связи с тем, что Порядок организации и проведения ярмарок на территории <адрес>, утвержденный Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд считает, что Администрацией муниципального района Нефтегорский в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не допущено нарушений закона в части возложенных на нее законодательством РФ полномочий по созданию условий для обеспечения поселений услугами торговли. Незаконного бездействия должностных лиц данного органа местного самоуправления в части создания условий для обеспечения поселений муниципального района услугами торговли, а также создания условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействия развитию малого и среднего предпринимательства, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Администрации муниципального района <адрес> удовлетворить.

Представление Нефтегорского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства, нормативных правовых актов в связи с непринятием мер по решению отдельных вопросов местного значения признать незаконным.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Нефтегорский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья подпись