Нефтегорский районный суд Самарской области в составе: председательствующего Баймишева М.С., при секретаре Шишовой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-364/2011 по заявлению Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области о признании представления прокурора незаконным, УСТАНОВИЛ: Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным представление Нефтегорского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений законодательства, нормативных правовых актов в связи с непринятием мер по решению отдельных вопросов местного значения. Представители Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области – К. и С., в судебном заседании заявление поддержали, просили его удовлетворить. Прокурор в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав объяснения представителей заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению. ДД.ММ.ГГГГ Нефтегорским межрайонным прокурором в отношении Администрации муниципального района Нефтегорский было вынесено представление № об устранении нарушений законодательства, нормативных правовых актов в связи с непринятием мер по решению отдельных вопросов местного значения. Основанием для вынесения данного представления послужило, по мнению Нефтегорской межрайонной прокуроры, то, что Администрацией муниципального района Нефтегорский с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не созданы надлежащие условия для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами торговли, не созданы условия для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействия развитию малого и среднего предпринимательства. В представлении указано, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Главой муниципального района Нефтегорский было принято постановление № «Об организации ярмарок на территории муниципального района Нефтегорский на 2010 год». Данным постановлением обозначены конкретные места для проведения ярмарок в сельских поселениях и в городском поселении Нефтегорск. С ДД.ММ.ГГГГ означенное постановление не действует. В текущем году органами местного самоуправления муниципального района Нефтегорский не реализованы предоставленные законом полномочия по организации уличной торговли. Ярмарки не организованны, места для осуществления торговли не определены. В связи с этим нарушены права субъектов малого бизнеса и среднего предпринимательства, а также права граждан, не имеющих статуса предпринимателя, на осуществление торговли. Индивидуальные предприниматели и граждане, не имеющие означенного статуса, продолжают осуществлять торговлю в местах, которым в 2010 году был присвоен статус ярмарок. Таким образом, на протяжении более двух месяцев в районе осуществляется несанкционированная торговля. При этом прокурор ссылается на Порядок организации и проведения ярмарок на территории <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно п.2 которого организатором ярмарки, в числе иных лиц, может являться орган местного самоуправления муниципального образования, который определяет место проведения ярмарки и предоставляет в уполномоченный орган местного самоуправления документы, обозначенные в пункте 6 Порядка. По мнению Нефтегорской межрайонной прокуратуры указанное право не реализовано органами местного самоуправления муниципального района Нефтегорский, должностные лица Администрации муниципального района Нефтегорский проявляют бездействие и косвенным образом по существу способствуют несанкционированной торговле на территории муниципального района Нефтегорский, что является недопустимым. Суд считает, что указанное представление является незаконным по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Из указанной нормы следует, что представление прокурора выносится в случае нарушения закона органом или должностным лицом. Исходя из существа представления прокурора, следует, что Администрацией муниципального района Нефтегорский, в нарушение п. 18, 25 ч.1 ст. 15 Федеральнго закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Указа Президента РФ «о свободе торговли», Порядка организации и проведения ярмарок на территории <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не реализованы предоставленные законом полномочия по организации уличной торговли, а в частности нарушение закона заключается в том, что не организованы ярмарки в сельских поселениях района и городском поселении Нефтегорск. Между тем, согласно п. 18 ст. 15 Федеральнго закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. То есть, данное положение закона возлагает на муниципальный район полномочие по созданию условий для обеспечения поселений услугами торговли, но не по организации торговли. Как следует из Порядка организации и проведения ярмарок на территории <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ярмарки на территории <адрес> проводятся в целях удовлетворения населения в продуктах питания и товарах первой необходимости, их организаторами могут быть: орган исполнительной власти <адрес>, орган местного самоуправления муниципальных образований, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель. По смыслу указанного, ярмарки проводятся в случаях, если имеется необходимость удовлетворения населения в продуктах питания и товарах первой необходимости, организация ярмарок это право, в том числе, органа местного самоуправления, но не обязанность. Законодательством РФ не предусмотрена обязательность проведения ярмарок в поселениях муниципальных районов. Как следует из представленных суду документов, организаторами ярмарок в городском поселении Нефтегорск, внесенных в реестр ДД.ММ.ГГГГ, являются ОАО <данные изъяты> и индивидуальный предприниматель Г., которые представили в администрацию муниципального района Нефтегорский заявления и документы, указанные в п.6 Порядка организации и проведения ярмарок на территории <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Администрацией муниципального района Нефтегорский после получения указанных заявлений и документов в установленные сроки провела работу по согласованию схем расположения ярмарок и направила в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заявления и пакеты документов для включения ярмарок по адресу: <адрес>А, <адрес> в реестр ярмарок, организованных на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ указанные ярмарки были включены в реестр ярмарок, организованных на территории <адрес>. Указанная работа по созданию условий для обеспечения организации ярмарок не могла быть проведена ранее в связи с тем, что Порядок организации и проведения ярмарок на территории <адрес>, утвержденный Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, суд считает, что Администрацией муниципального района Нефтегорский в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не допущено нарушений закона в части возложенных на нее законодательством РФ полномочий по созданию условий для обеспечения поселений услугами торговли. Незаконного бездействия должностных лиц данного органа местного самоуправления в части создания условий для обеспечения поселений муниципального района услугами торговли, а также создания условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействия развитию малого и среднего предпринимательства, не установлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Администрации муниципального района <адрес> удовлетворить. Представление Нефтегорского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений законодательства, нормативных правовых актов в связи с непринятием мер по решению отдельных вопросов местного значения признать незаконным. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Нефтегорский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия. Судья подпись