решение по иску об обязании ликвидации несанкционированной свалки



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 9 » августа 2011 года г.Нефтегорск.

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., с участием помощника прокурора Каранфил А.А., при секретаре Сургаевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтегорского межрайонного прокурора Самарской области к администрации сельского поселения Дмитриевка муниципального района Нефтегорский об обязании ликвидации несанкционированной свалки,

У С Т А Н О В И Л:

Нефтегорский межрайонный прокурор обратился с данным иском, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой обнаружена несанкционированная свалка бытового мусора, расположенная в промышленной зоне с.Дмитриевка. Обозначения места складирования мусора, какие-либо ограждения и границы свалки отсутствуют, земляных валов вокруг свалки нет. В соответствии с ч.1 ст.51 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Согласно п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно картографическому описанию границ муниципального района Нефтегорский, утвержденному Законом Самарской области от 25.02.2005 года № 54-ГД, указанное размещение несанкционированной свалки расположено в границах с.п.Дмитриевка. Согласно абзаца 1 ст.17 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Согласно ч.1 ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Администрация с.п.Дмитриевка требования указанного законодательства не выполняет, сбор и вывоз мусора с территории указанной несанкционированной свалки не осуществляется. В связи с этим просил обязать администрацию с.п.Дмитриевка ликвидировать указанную несанкционированную свалку.

В судебном заседании прокурор требования уточнил, просил обязать администрацию с.п.Дмитриевка привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства имеющееся место хранения бытовых отходов в части его ограждения, установить для этого срок до 1.09.2011 года.

Представитель администрации с.п.Дмитриевка с уточненными исковыми требованиями согласился. Пояснил, что свалка находится в границах поселения в отведенном для этого месте, периодически проводятся работы по ее очистке, буртованию отходов. На август запланированы мероприятия по ее обваловке. Не отрицает отсутствие какого-либо ограждения и обозначения свалки. В поселении приняты и действуют правила благоустройства, но в них вопросы, касающиеся организации сбора бытовых отходов, не отрегулированы. В проект бюджета района на 2012 год заложены средства на строительство межпоселенческого полигона для хранения бытовых отходов.

Представитель отдела экологии и природопользования администрации муниципального района Нефтегорский пояснил, что территория, на которой находится указанная свалка, отводилась для этих целей. Свалка должна иметь обозначение, оборудована по периметру траншеей с обваловкой, что на указанной свалке отсутствует. Не возражает против предложенного срока для устранения этих недостатков. Указал, что на 2012-2014 года запланировано выделение средств из областного бюджета на проектирование и строительство межпоселенченского полигона для размещения бытовых отходов в рамках целевой программы по совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления.

Выяснив мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст.11 Закона РФ «Об охране окружающей среды». В соответствии с ч.1 ст.51 указанного закона и ч.1 ст.22 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения, окружающей среды и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В силу ст.11 данного закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ст.14 ч.1 п.18 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что в промышленной зоне с.Дмитриевка выявлена свалка бытового мусора (л.д. 6-9). Согласно плану современного использования территории с.Дмитриевка обнаруженная свалка расположена в границах поселения (л.д. 11-12). Из постановления администрации Дмитриевской волости № 30 от 28.11.1998 года и приложенного к нему плана следует, что было утверждено размещение площадок для складирования и хранения твердых бытовых отходов и отведен земельный участок для этой цели, участок находится в районе гаражей МТМ. Согласно справке администрации с.п.Дмитриевка место, отведенное для сбора и хранения мусора, находится в промышленной зоне, других несанкционированных свалок на территории поселения нет (л.д. 10).

Ответчиком не оспаривается наличие указанной свалки и отсутствие ограждения на ней, что является нарушением п.4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», согласно которому по периметру всей территории должно быть установлено легкое ограждение, которое могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м. или вал высотой не более 2 м.

Работы по очистке и буртованию отходов являются элементом соблюдения указанных Правил и не могут компенсировать иные имеющиеся нарушения и недостатки. Одновременно с этим доказательств наличия иных, в т.ч. несанкционированных свалок, не представлено. Наличие региональной целевой программы по совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления, в рамках которой планируется проектирование и строительство межпоселенческого полигона для размещения бытовых отходов, не устраняет возложенной на орган местного самоуправления законом обязанности соблюдения мер по надлежащей организации деятельности в области обращения с бытовыми отходами на территории муниципального образования.

Также действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности, поскольку в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за его исполнением (п/п.1 п.1 ст.14 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Анализируя установленные по делу обстоятельства суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований и возложении на администрацию с.п.Дмитриевка обязанности привести место, отведенное для сбора и хранения бытовых отходов, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства РФ в части ее ограждения. Наличие свалки бытовых отходов, не оборудованной соответствующими необходимыми элементами, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Территория, на которой находится свалка, располагается в границах с.п.Дмитриевка, в связи с чем обязанность ее содержания в надлежащем состоянии лежит на администрации. С учетом согласованного сторонами срока исполнения необходимых мероприятий суд считает возможным установить для этого срок до 1.09.2011 года.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Нефтегорского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Дмитриевка муниципального района Нефтегорский в срок до 1.09.2011 года привести место, отведенное для сбора и хранения бытовых отходов, расположенное в промышленной зоне с.Дмитриевка муниципального района Нефтегорский Самарской области, в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями – устроить по периметру ограждение или вал.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.

Судья В.В.Лопутнев