решение по иску об обязании ликвидации несанкционированной свалки



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 10 » августа 2011 года г.Нефтегорск.

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., с участием помощника прокурора Каранфил А.А., при секретаре Сургаевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтегорского межрайонного прокурора Самарской области к администрации сельского поселения Богдановка муниципального района Нефтегорский об обязании ликвидации несанкционированной свалки,

У С Т А Н О В И Л:

Нефтегорский межрайонный прокурор обратился с данным иском, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой примерно в 1,5 км от с.Богдановка обнаружены несанкционированные площадки для складирования твердых бытовых отходов. Обозначения места складирования мусора, какие-либо ограждения и границы свалки отсутствуют, земляных валов вокруг свалки нет. В соответствии с ч.1 ст.51 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Согласно п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно картографическому описанию границ муниципального района Нефтегорский, утвержденному Законом Самарской области от 25.02.2005 года № 54-ГД, указанное размещение несанкционированной свалки расположено в границах с.п.Богдановка. Согласно абзаца 1 ст.17 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Согласно ч.1 ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Администрация с.п.Богдановка требования указанного законодательства не выполняет, сбор и вывоз мусора с территории указанной несанкционированной свалки не осуществляется. В связи с этим просил обязать администрацию с.п.Богдановка ликвидировать указанную несанкционированную свалку.

В судебном заседании прокурор требования уточнил, просил обязать администрацию с.п.Богдановка привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства имеющееся место хранения бытовых отходов в части его ограждения, установить для этого срок до 1.10.2011 года.

Представитель администрации с.п.Богдановка с уточненными исковыми требованиями согласился. Пояснил, что свалка находится на отведенном для этих целей земельном участке, переданном в ведение поселения, на месте бывшего карьера, откуда брался грунт для строительства дороги. Периодически проводятся работы по ее очистке и вывозу мусора. Не отрицает отсутствие какого-либо ограждения свалки. Население информировано о месте нахождения свалки. Других свалок на территории поселения нет.

Представитель отдела экологии и природопользования администрации муниципального района Нефтегорский пояснил, что участок, который используется для свалки, отводился для этих целей, является наиболее целесообразным для такого использования. Свалка должна быть оборудована по периметру траншеей с обваловкой, что на указанной свалке отсутствует. Не возражает против предложенного срока для устранения этих недостатков. Указал, что на 2012-2014 года запланировано выделение средств из областного бюджета на проектирование и строительство межпоселенченского полигона для размещения бытовых отходов в рамках целевой программы по совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления.

Выяснив мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст.11 Закона РФ «Об охране окружающей среды». В соответствии с ч.1 ст.51 указанного закона и ч.1 ст.22 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения, окружающей среды и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В силу ст.11 данного закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ст.14 ч.1 п.18 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что примерно в 1,5 километрах севернее с.Богдановка выявлена свалка бытового мусора (л.д. 6-8, 13). Из постановления администрации Богдановской волости № 22 от 24.12.1998 года и приложенных к нему акта выбора земельного участка и плана следует, что было утверждено размещение площадки для складирования твердых бытовых отходов в карьере, находящемся северо-восточнее с.Богдановка. Из представленных ответчиком документов (договор на оказание услуг, актов выполненных работ, счетов) усматривается проведение периодической очистки свалки.

Ответчиком не оспаривается наличие указанной свалки и отсутствие ограждения на ней, что является нарушением п.4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», согласно которому по периметру всей территории должно быть установлено легкое ограждение, которое могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м. или вал высотой не более 2 м.

Работы по очистке отходов являются элементом соблюдения указанных Правил и не могут компенсировать иные имеющиеся нарушения и недостатки. Одновременно с этим доказательств наличия иных, в т.ч. несанкционированных свалок, не представлено. Наличие региональной целевой программы по совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления, в рамках которой планируется проектирование и строительство межпоселенческого полигона для размещения бытовых отходов, не устраняет возложенной на орган местного самоуправления законом обязанности соблюдения мер по надлежащей организации деятельности в области обращения с бытовыми отходами на территории муниципального образования.

Также действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности, поскольку в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за его исполнением (п/п.1 п.1 ст.14 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Анализируя установленные по делу обстоятельства суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований и возложении на администрацию с.п.Богдановка обязанности привести место, отведенное для сбора и хранения бытовых отходов, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства РФ в части ее ограждения. Наличие свалки бытовых отходов, не оборудованной соответствующими необходимыми элементами, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Территория, на которой находится свалка, находится в ведении с.п.Богдановка, в связи с чем обязанность ее содержания в надлежащем состоянии лежит на администрации. С учетом согласованного сторонами срока исполнения необходимых мероприятий суд считает возможным установить для этого срок до 1.10.2011 года.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Нефтегорского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Богдановка муниципального района Нефтегорский в срок до 1.10.2011 года привести место, отведенное для сбора и хранения бытовых отходов, расположенное примерно в 1,5 километрах севернее с.Богдановка муниципального района Нефтегорский Самарской области, в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями – устроить по периметру ограждение или вал.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.

Судья В.В.Лопутнев