Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации « 22 » августа 2011 года г.Нефтегорск. Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., с участием помощника прокурора Каранфил А.А., представителя администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области Б., при секретаре Сургаевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтегорского межрайонного прокурора, поданного в интересах П., к администрации муниципального района Нефтегорский о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Нефтегорский межрайонный прокурор обратился в интересах П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с настоящим иском указав, что он является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, жилого помещения для проживания не имеет, и оно за ним не закреплялось. Постановлением Главы м.р.Нефтегорский № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на его получение в 2011 году, в котором П. значится под № 12. По достижении совершеннолетия в целях реализации своего права на предоставление вне очереди социальной выплаты на строительство или приобретение жилья он обратился в администрацию м.р.Нефтегорский и был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ, однако в нарушение п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ему до настоящего времени такой выплаты не представлено. В связи с этим просил обязать администрацию предоставить П. жилое помещение в черте м.р.Нефтегорский не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании прокурор и истец заявленные требования поддержали, уточнив их в части обязания администрации обеспечить жилым помещением путем его предоставления или предоставления социальной выплаты на его приобретение. Представитель администрации м.р.Нефтегорский не оспаривая право истца на внеочередное получение жилья как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного за ним жилья, и не обеспеченного им до настоящего времени, указал, что в муниципальном жилищном фонде жилые помещения отсутствуют, в связи с чем предоставить жилое помещение по договору социального найма администрация не имеет возможности. Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учёт, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделёнными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Данные полномочия исполняются при их финансовом обеспечении. В соответствии со ст.2 <адрес> №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ финансовое обеспечение переданных ОМС государственных полномочий осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, объем и распределение которых устанавливается законом <адрес>. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Постановлением администрации м.р.Нефтегорский от ДД.ММ.ГГГГ утверждён список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения в м.р.Нефтегорский в 2011 году, в котором П. значится под № 12. На основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Министерством экономического развития Самарской области должны быть выделены средства в 2011 году в сумме 2 903 208 рублей администрации м.р.Нефтегорский на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. В настоящее время согласно этому соглашению выделены денежные средства в сумме 1 451 604 рублей на приобретение жилья детям указанной категории, из которой выделены средства А., И., С., Б., также выделены средства на приобретение жилья следующему по списку Е. Министерство экономического развития Самарской области и администрация м.р.Нефтегорский в рамках своей компетенции предпринимают все меры по решению данной проблемы, однако выделенных на указанные цели средств недостаточно для того, чтобы полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан жильём. Самостоятельно выделять средства для обеспечения жильём какой-либо категории граждан или конкретного лица министерство и администрация района не вправе. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в порядке, установленном Правительством Самарской области, будет производиться по мере поступления денежных средств из областного бюджета. Выяснив мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно ст.6 Закона РФ «О введении в действие ЖК РФ» с 1.03.2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным ЖК РФ. В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев. Так согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в т.ч. в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. В силу ч.3 данной статьи гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В соответствии с ч.1 ст.8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к их расходным обязательствам. В соответствии с ч.3 ст.2 Закона Самарской области № 87-ГД от 11.07.2006 года «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (в ред.Закона Самарской области № 124-ГД от 10.11.2008 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст.5 настоящего Закона. При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области указанным гражданам в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат в этом случае определяется Правительством Самарской области. По смыслу данного закона и Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области № 421 от 29.10.2008 года, выплата является альтернативой при отсутствии у ОМС возможности обеспечения жилым помещением из-за его отсутствия в муниципальном жилищном фонде. Однако исходя из своего назначения она в конечном итоге направлена на обеспечение жилым помещением. Законом Самарской области № 115-ГД от 24.10.2006 года ОМС муниципальных районов были наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, в т.ч. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с правом на финансовое обеспечение переданных полномочий за счёт субвенций, предоставляемых из областного бюджета, объем и распределение которых устанавливается законом Самарской области. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Как следует из материалов дела мать П. – Д. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – П. решением суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав (л.д. 38-41). Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над П. была учреждена опека, опекуном назначена К., которая была освобождена от этих обязанностей на основании постановления Главы м.р.Нефтегорский № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с зачислением опекаемого в Самарский техникум транспорта и коммуникаций на полное государственное обеспечение (л.д. 19, 34). Постановлением Главы м.р.Нефтегорский № от ДД.ММ.ГГГГ П. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, которое постановлением от ДД.ММ.ГГГГ было признано утратившим силу (л.д. 36, 37). Вместе с тем согласно имеющейся в учетном деле П. справке ГОУ СПО СТТК, принятой вместе с его заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет по предоставлению жилого помещения (социальной выплаты на приобретение жилья), окончание обучения предполагалось ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12, 15, 17, 20). Из сообщения администрации м.р.Нефтегорский от ДД.ММ.ГГГГ следует, что П. был поставлен на учет для предоставления жилого помещения (социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения) (л.д. 13). Постановлением администрации м.р.Нефтегорский от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет для предоставления жилого помещения (социальной выплаты) в м.р.Нефтегорский в 2011 году, в котором П. значится под № 12 (л.д. 48-49). Согласно диплому о начальном профессиональном образовании, выданному ДД.ММ.ГГГГ, П. окончил ГОУ СПО СТТК (л.д. 8). По сведениям ГУП «ЦТИ» и Управления Росреестра по <адрес> информация о правах П. на объекты недвижимого имущества отсутствует (л.д. 21, 22). При установленных по делу обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности необеспеченности до настоящего времени жилым помещением истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного за ним жилья, и имеющего право на его внеочередное получение в связи с окончанием пребывания в образовательном учреждении на полном государственном обеспечении. Доводы представителя ответчика в обоснование возражений суд не принимает во внимание, поскольку законодательством обязанность предоставления жилых помещений такой категории лиц, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований на территории субъекта РФ. Указание на отсутствие необходимого финансирования из областного бюджета для реализации полномочий по этому вопросу не может служить основанием для отказа в иске. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от порядка обеспечения жильем других очередников и от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Наличие списка очередности среди лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, правого значения не имеет, поскольку само понятие внеочередного предоставления жилья указывает на невозможность существования очереди. Реализация установленного законом права истца на получение жилого помещения после наступления момента для этого не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий. Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Иск Нефтегорского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области обеспечить П. вне очереди жилым помещением в черте муниципального района Нефтегорский не ниже установленных социальных норм, отвечающем санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Нефтегорский районный суд. Судья В.В.Лопутнев