Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации « 2 » сентября 2011 года г.Нефтегорск. Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., с участием помощника прокурора Каранфил А.А., представителя администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области У., при секретаре Сургаевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтегорского межрайонного прокурора, поданного в интересах Ф., к администрации муниципального района Нефтегорский о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Нефтегорский межрайонный прокурор обратился в интересах Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с настоящим иском указав, что он является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, жилого помещения для проживания не имеет, и оно за ним не закреплялось. Постановлением Главы м.р.Нефтегорский № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на его получение в 2011 году, в который Ф. до настоящего времени не включен. По достижении совершеннолетия в целях реализации своего права на предоставление вне очереди социальной выплаты на строительство или приобретение жилья он обратился в администрацию м.р.Нефтегорский и был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ, однако ему до настоящего времени такой выплаты не представлено. В связи с этим просил признать незаконным бездействие администрации м.р.Нефтегорский, выразившиеся в непостановке на учет Ф. как нуждающегося в жилом помещении, и обязать администрацию поставить его на учет для предоставления вне очереди жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении и предоставить жилое помещение в черте м.р.Нефтегорский не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании прокурор и истец заявленные требования поддержали, уточнив их в части обязания администрации обеспечить жилым помещением путем его предоставления или предоставления социальной выплаты на его приобретение. Представитель администрации м.р.Нефтегорский не оспаривая право истца на внеочередное получение жилья как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного за ним жилья, и не обеспеченного им до настоящего времени, указал, что в муниципальном жилищном фонде жилые помещения отсутствуют, в связи с чем предоставить жилое помещение по договору социального найма администрация не имеет возможности. Постановлением Правительства Самарской области № 421 от 29.10.2008 года утверждён Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учёт, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделёнными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Данные полномочия исполняются при их финансовом обеспечении. В соответствии со ст.2 Закона Самарской области № 115-ГД от 24.10.2006 года финансовое обеспечение переданных ОМС государственных полномочий осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, объем и распределение которых устанавливается законом Самарской области. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Постановлением администрации м.р.Нефтегорский от 1.02.2011 года утверждён список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения в м.р.Нефтегорский в 2011 году. У истца данное право возникло в июне 2011 года после окончания учебного заведения, однако в данном списке он не значится в связи с тем, что заявление на получение социальной выплаты подал 3.03.2011 год после того как список был сформирован и направлен в Правительство Самарской области для решения данного вопроса по существу. Администрация принимала и принимает меры по включению истца в список нуждающихся в жилье и обеспечению им. Главой м.р.Нефтегорский ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление о постановке истца на учет как имеющего право на внеочередное получение жилплощади, о чем он уведомлялся Управлением по вопросам семьи ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ему вновь направлялось такое уведомление, однако он подал заявление на включение в список на получение социальной выплаты только ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим считает, что бездействия со стороны администрации нет. Со дня постановки истца на учет администрация ежеквартально направляет информацию по вопросу обеспечения его жильем в Министерство экономического развития Самарской области. ДД.ММ.ГГГГ администрация обратилась с ходатайством о выделении дополнительных субвенций на обеспечение жилыми помещениями, в т.ч. и истца. Министерство экономического развития Самарской области и администрация м.р.Нефтегорский в рамках своей компетенции предпринимают все меры по решению данной проблемы, однако выделенных на указанные цели средств недостаточно для того, чтобы полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан жильём. Самостоятельно выделять средства для обеспечения жильём какой-либо категории граждан или конкретного лица министерство и администрация района не вправе. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в порядке, установленном Правительством Самарской области, будет производиться по мере поступления денежных средств из областного бюджета. Выяснив мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно ст.6 Закона РФ «О введении в действие ЖК РФ» с 1.03.2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным ЖК РФ. В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев. Так согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в т.ч. в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. В силу ч.3 данной статьи гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В соответствии с ч.1 ст.8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к их расходным обязательствам. В соответствии с ч.3 ст.2 Закона Самарской области № 87-ГД от 11.07.2006 года «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (в ред.Закона Самарской области № 124-ГД от 10.11.2008 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст.5 настоящего Закона. При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области указанным гражданам в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат в этом случае определяется Правительством Самарской области. По смыслу данного закона и Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области № 421 от 29.10.2008 года, выплата является альтернативой при отсутствии у ОМС возможности предоставления жилого помещения из-за его отсутствия в муниципальном жилищном фонде. Однако исходя из своего назначения она в конечном итоге направлена на обеспечение жилым помещением. Законом Самарской области № 115-ГД от 24.10.2006 года ОМС муниципальных районов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, в т.ч. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с правом на финансовое обеспечение переданных полномочий за счёт субвенций, предоставляемых из областного бюджета, объем и распределение которых устанавливается законом Самарской области. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Как следует из материалов дела родители Ф. умерли ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32, 34). Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут договор с приемными родителями Ф. в связи с его зачислением в Самарский техникум транспорта и коммуникаций на полное государственное обеспечение (л.д. 27, 41). Постановлением Главы м.р.Нефтегорский № от ДД.ММ.ГГГГ было признано утратившим силу постановление о сохранении за Ф. право пользования жилплощадью и постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ он был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилой площади в м.р.Нефтегорский (л.д. 23, 28). Согласно имеющейся в учетном деле Ф. справке ГОУ СПО СТТК с учетом его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет по предоставлению жилого помещения, окончание обучения предполагалось ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10, 22, 27). Из сообщения администрации м.р.Нефтегорский от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ф. был поставлен на учет для предоставления жилого помещения (социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения) на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12, 13). Согласно диплому о начальном профессиональном образовании, выданному ДД.ММ.ГГГГ, Ф. окончил ГОУ СПО СТТК (л.д. 6). По сведениям ГУП «ЦТИ» и Управления Росреестра по Самарской области информация о правах Ф. на объекты недвижимого имущества отсутствует (л.д. 9, 14, 15). Из представленных ответчиком сведений следует, что информация об истце как включенном в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья вне очереди, была направлена в Министерство экономического развития Самарской области в мае 2011 года, Ф. значится в этом списке под № При установленных по делу обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности необеспеченности до настоящего времени жилым помещением истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного за ним жилья, и имеющего право на его внеочередное получение в связи с окончанием пребывания в образовательном учреждении на полном государственном обеспечении. Доводы представителя ответчика в обоснование возражений о порядке обеспечения истца жилым помещением исходя из даты постановки на учет суд не принимает во внимание, поскольку законодательством обязанность предоставления жилых помещений такой категории лиц, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований на территории субъекта РФ. Указание на отсутствие необходимого финансирования из областного бюджета для реализации полномочий по этому вопросу не может служить основанием для отказа в иске. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от порядка обеспечения жильем других очередников и от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Наличие списка очередности среди лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, правого значения не имеет, поскольку само понятие внеочередного предоставления жилья указывает на невозможность существования очереди. Реализация установленного законом права истца на получение жилого помещения после наступления момента для этого не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий. Одновременно с этим суд не усматривает бездействия со стороны администрации района, как это заявлено прокурором, т.к. решение вопроса обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется администрацией в соответствии с действующим в настоящее время порядком, установленным региональным законодательством. Фактически истец поставлен на соответствующий учет и внесен в список нуждающихся в обеспечении жилым помещением в 2008 году, соответствующая информация направлена в Правительство Самарской области. По этим основаниям иск в данной части удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Иск Нефтегорского межрайонного прокурора удовлетворить частично. Обязать администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области обеспечить Ф. вне очереди жилым помещением в черте муниципального района Нефтегорский не ниже установленных социальных норм, отвечающем санитарным и техническим требованиям. Исковые требования в части признания незаконным бездействия администрации муниципального района Нефтегорский, заключающееся в непостановке Ф. на учет как нуждающегося в жилом помещении и обязании постановки его на учет для предоставления вне очереди жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Нефтегорский районный суд. Судья В.В.Лопутнев