решение по иску об устранении нарушений требований пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 17 » октября 2011 года г.Нефтегорск.

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., с участием помощника прокурора Каранфил А.А., при секретаре Сургаевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтегорского межрайонного прокурора Самарской области к МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних муниципального района Нефтегорский» и Министерству имущественных отношений Самарской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Нефтегорский межрайонный прокурор обратился в суд указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения Федерального закона «О пожарной безопасности», в ходе которой в МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних муниципального района Нефтегорский» выявлены следующие нарушения:

- в конференц-зале отсутствует второй эвакуационный выход (п.50 ППБ 01-03, п.6.12 СНиП 21-01-97);

- в столовой двери запасного выхода через кабинет бухгалтерии загромождены мебелью (п.п.2.1.8, 2.1.10 НПБ 101-89);

- на двери, установленные в складах пищеблока, не предоставлены сертификаты соответствия по пожарной безопасности (п.3 ППБ 01-03, п.5.14 СНиП 21-01-97, п.1.82 СНиП 2.08.02-89);

- соединения проводов выполнены в виде скруток в подвальном помещении (п.3 ППБ 01-03, ПУЭ п.2.1.21);

- на материалы (обои, покраска), используемые для отделки стен на путях эвакуации (холл, коридоры) не предоставлены сертификаты соответствия по пожарной безопасности (п.53 ППБ 01-03);

- двери на путях эвакуации, выходы на лестничные клетки не имеют приспособлений для самопроизвольного закрывания и уплотнения в притворах (п.3 ППБ 01-03, п.6.18 СНиП 21-01-97, п.2.1.11 НПБ 101-89);

- в лестничной клетке № 3 установлена отопительная батарея, выступающая из плоскости стены на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадки лестницы (п.6.32 СНиП 21-01-97);

- на лестничной клетке второго этажа на двери установлено простое стекло (п.53 ППБ 01-03);

- на смонтированные системы АПС и СОУЭ отсутствует проектная и исполнительная документация (п.98 ППБ 01-03);

- проход проводов и кабелей системы АПС и СОУЭ через стены, междуэтажные перекрытия выполнены без отрезков труб, короба и т.п. (ПУЭ раз.2 п.2.1.58);

- расстояние от настенных звуковых оповещателей до потолка менее 150 мм (п.3 ППБ 01-03, п.3.17 НПБ 104-03);

- провода и кабели соединительных линий СОУЭ не защищены негорючими материалами (п.3 ППБ 01-03, п.3.9 НПБ 104-03);

- прокладку шлейфов пожарной сигнализации по стенам внутри помещений произведены на расстоянии менее 0,1 м от потолка (А ГОСТ Р 50775-95 п.7.4 РД 78.145-93);

- имеются участки прокладки соединительных линий АПС совместно с линиями напряжением 220В (п.12.66 НПБ 88-2001);

- в помещении установки приемно-контрольных приборов (круглосуточного дежурства персонала) отсутствует аварийное освещение (п.3 ППБ 01-03, п.12.56 НПБ 88-2001);

- в помещениях (спальня «Ручеек», бухгалтерии, пищеблоке) расстояние между точечными пожарными извещателями и стеной более 4,5 м (п.3 ППБ 01-03, п.12.2 НПБ 88-2001);

- точечные дымовые извещатели расположены от вентиляционного отверстия менее 1 м в помещениях (воспитательная ОСР, фойе, дополнительное образование, коридор девочек) (п.3 ППБ 01-03, п.12.19 НПБ 88-2001);

- запотолочное пространство в коридоре на первом этаже (более 0,4 м) не защищено автоматическими установками пожарной сигнализации (п.3 ППБ 01-03, п.12.20 НПБ 88-2001, п.п.4, 14 НПБ 110-03);

- в подвальном помещении, пищеблоке, помещении процедурной, коридорах 2-го этажа отделения РО отсутствуют пожарные извещатели системы АПС (п.3 ППБ 01-03, п.п.4, 14 НПБ 110-03);

- шлейфы АПС, расположенные на 2 этаже, находятся в неработоспособном состоянии (п.98 ППБ 01-03).

В соответствии со ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» предприятия и учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожара. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст.20 Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно п.1 ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года, данные Правила устанавливают обязательные для применения и исполнения требования пожарной безопасности.

Сложившееся положение создает опасные условия для неопределенного круга лиц, которые могут находиться в здании учреждения. В связи с этим просил обязать МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних муниципального района Нефтегорский» устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство имущественных отношений <адрес>.

В судебном заседании прокурор заявленные требования уточнил. Просил исключить из требуемых к устранению нарушений указанные в п.п.2, 4, 5, 7-9 предписания ОГПН от ДД.ММ.ГГГГ как устраненные на момент рассмотрения дела, обязать ответчиков устранить оставшиеся нарушения, срок для их устранения установить до ДД.ММ.ГГГГ.

Министерство имущественных отношений Самарской области с иском не согласилось по следующим основаниям. В соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 79, министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области. Статьей 6 Закона Самарской области от 03.04.2002 № 15-ГД «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области» предусмотрен исчерпывающий перечень полномочий исполнительного органа государственной власти, исполняющего функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области, в который не входят полномочия по финансированию деятельности учреждения, а также обязанность по организации хозяйственной деятельности учреждений, в т.ч. и в части устранения нарушений противопожарного законодательства.

Предъявляя иск в порядке ст.45 ГПК РФ, прокуратура не разграничивает полномочия органа исполнительной власти и государственного учреждения, фактически возлагая на орган государственной власти полномочия по проведению организационно-хозяйственных мероприятий, что противоречит действующему законодательству, Уставу Самарской области, Конституции РФ, в которых установлено разграничение полноты власти.

Прокуратурой не представлено ни одного доказательства, свидетельствующего о нарушении норм действующего законодательства. Кроме того, прокурором не обжалуются действия (бездействия) министерства, что является обязательным условием при обязании органа государственной власти совершить конкретные действия. Также не представлено доказательств наличия угрозы жизни и здоровью людей дальнейшей эксплуатацией данного объекта недвижимости.

Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ были внесены изменения в п.2 ст.120 ГК РФ, согласно которым бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Таким образом, ответственность за соблюдение требований противопожарной безопасности и проведения организационно-хозяйственных мероприятий в учреждении министерство имущественных отношений Самарской области не несет.

Более того, прокурор, обязывая министерство устранить указанные нарушения, фактически просит суд возложить на министерство имущественных отношений Самарской области новые полномочия, что является неисполнимым и недопустимым. Просит в удовлетворении требований к министерству отказать.

МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних муниципального района Нефтегорский» с иском согласилось частично, указав на частичное устранение нарушений, в частности: получено разрешение на оборудование второго эвакуационного выхода и ведется работа по устранению данного нарушения; двери запасного выхода из столовой через кабинет бухгалтерии освобождены от мебели; провода в подвальном помещении выполнены в виде спаек; на лестничной клетке № 3 второго этажа на двери оклеена пленка; батарея отопления перенесена в другое место; материалы для отделки стен в холле и коридорах демонтированы; изготовлены проекты на АПС и СОУЭ. Работа по устранению остальных нарушений ведется. Представитель Центра просил установить срок для устранения оставшихся нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, пояснив, что проведение новогодних елок не является обязательным.

Представитель ОНД К. пояснил, что пленка на стеклах дверей может использоваться в качестве армирующего средства (п.8 предписания). Отсутствие отделочных материалов на стенах устраняет нарушение, указанное в п.5 предписания. В подвале здания МУ «СРЦ» АПС отсутствует, хотя ее наличие является обязательным. Имевшаяся в здании АПС не соответствовала требованиям ППБ, проекта на нее не было. Пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре должны работать совместно. Срок для исполнения предписания установлен на основании действующего регламента и с учетом мнения проверяемого лица, которому разъяснялась возможность обжалования вынесенного в его адрес предписания об устранении нарушений в части указанных в нем сроков. Считает его реальным и разумным, т.к. в декабре будет производиться обследование помещений на предмет их соответствия требованиям пожарной безопасности для проведения новогодних мероприятий, и в случае неустранения нарушений будут предприниматься меры для приостановления деятельности Центра. К тому же отсутствие АПС в спальных помещениях является грубым нарушением требований пожарной безопасности. Не оспаривает устранение остальных указанных представителем МУ «СРЦ» нарушений.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.

На основании ст.210 ГК РФ на собственника возложена обязанность содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст.ст.37 и 38 Закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в т.ч. руководители организаций. Руководители организаций также осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст.20 указанного Закона к нормативным документам пожарной безопасности относятся нормы и правила пожарной безопасности (НПБ и ППБ), в частности НПБ 110-03, утвержденные приказом МЧС РФ № 315 от 18.06.2003 года, НПБ 104-03, утвержденными приказом МЧС РФ № 323 от 20.06.2003 года, ППБ 01-03, утвержденные приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года.

Согласно п.1 ППБ 01-03 требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, ПБОЮЛ, гражданами. Наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п.3 ППБ 01-03).

В соответствии с п.1 НПБ 110-03 настоящие нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации. По смыслу данной нормы ее требования распространяются и на все объекты, связанные с массовым пребыванием людей.

В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области № 79 от 20.06.2007 года, оно является органом исполнительной власти, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области, и наделено полномочиями по реализации политики Самарской области в сфере управления и распоряжения собственностью Самарской области.

Согласно Уставу МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних муниципального района Нефтегорский» (МУ «СРЦ») Министерство имущественных отношений Самарской области закрепляет за Центром на праве безвозмездного пользования движимое и недвижимое имущество, которое является собственностью Самарской области. КУМИ м.р.Нефтегорский закрепляет за Центром движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления, которое является собственностью м.р.Нефтегорский. Финансирование Центра осуществляется из областного бюджета. К компетенции министерства имущественных отношений Самарской области относится регулирование в пределах своих полномочий отношений собственности в Центре, в т.ч. контроль эффективности его использования (л.д. 29-40).

В соответствии с актом приема-передачи от 10.05.2006 года КУМИ Нефтегорского района был передан в собственность Самарской области имущественный комплекс Управления социального развития Нефтегорского района. На основании договора от 6.10.2009 года министерством имущественных отношений Самарской области МУ «СРЦ» было предано в безвозмездное пользование нежилое помещение со всем инженерным оборудованием и коммуникациями, составляющими его неотъемлемую часть, по адресу <адрес> для осуществления полномочий по социальной помощи семье и детям.

Как следует из материалов дела в ходе проверки, проведенной ОГПН 25.07.2011 года в МУ «СРЦ» по адресу г.Нефтегорск, ул.Мира, 9, установлены нарушения требований пожарной безопасности: в конференц-зале отсутствует второй эвакуационный выход (п.50 ППБ 01-03, п.6.12 СНиП 21-01-97); в столовой двери запасного выхода через кабинет бухгалтерии загромождены мебелью (п.п.2.1.8, 2.1.10 НПБ 101-89); на двери, установленные в складах пищеблока, не предоставлены сертификаты соответствия по пожарной безопасности (п.3 ППБ 01-03, п.5.14 СНиП 21-01-97, п.1.82 СНиП 2.08.02-89); соединения проводов выполнены в виде скруток в подвальном помещении (п.3 ППБ 01-03, ПУЭ п.2.1.21); на материалы (обои, покраска), используемые для отделки стен на путях эвакуации (холл, коридоры) не предоставлены сертификаты соответствия по пожарной безопасности (п.53 ППБ 01-03); двери на путях эвакуации, выходы на лестничные клетки не имеют приспособлений для самопроизвольного закрывания и уплотнения в притворах (п.3 ППБ 01-03, п.6.18 СНиП 21-01-97, п.2.1.11 НПБ 101-89); в лестничной клетке № 3 установлена отопительная батарея, выступающая из плоскости стены на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадки лестницы (п.6.32 СНиП 21-01-97); на лестничной клетке второго этажа на двери установлено простое стекло (п.53 ППБ 01-03); на смонтированные системы АПС и СОУЭ отсутствует проектная и исполнительная документация (п.98 ППБ 01-03); проход проводов и кабелей системы АПС и СОУЭ через стены, междуэтажные перекрытия выполнены без отрезков труб, короба и т.п. (ПУЭ раз.2 п.2.1.58); расстояние от настенных звуковых оповещателей до потолка менее 150 мм (п.3 ППБ 01-03, п.3.17 НПБ 104-03); провода и кабели соединительных линий СОУЭ не защищены негорючими материалами (п.3 ППБ 01-03, п.3.9 НПБ 104-03); прокладку шлейфов пожарной сигнализации по стенам внутри помещений произведены на расстоянии менее 0,1 м от потолка (А ГОСТ Р 50775-95 п.7.4 РД 78.145-93); имеются участки прокладки соединительных линий АПС совместно с линиями напряжением 220В (п.12.66 НПБ 88-2001); в помещении установки приемно-контрольных приборов (круглосуточного дежурства персонала) отсутствует аварийное освещение (п.3 ППБ 01-03, п.12.56 НПБ 88-2001); в помещениях (спальня «Ручеек», бухгалтерии, пищеблоке) расстояние между точечными пожарными извещателями и стеной более 4,5 м (п.3 ППБ 01-03, п.12.2 НПБ 88-2001); точечные дымовые извещатели расположены от вентиляционного отверстия менее 1 м в помещениях (воспитательная ОСР, фойе, дополнительное образование, коридор девочек) (п.3 ППБ 01-03, п.12.19 НПБ 88-2001); запотолочное пространство в коридоре на первом этаже (более 0,4 м) не защищено автоматическими установками пожарной сигнализации (п.3 ППБ 01-03, п.12.20 НПБ 88-2001, п.п.4, 14 НПБ 110-03); в подвальном помещении, пищеблоке, помещении процедурной, коридорах 2-го этажа отделения РО отсутствуют пожарные извещатели системы АПС (п.3 ППБ 01-03, п.п.4, 14 НПБ 110-03); шлейфы АПС, расположенные на 2 этаже, находятся в неработоспособном состоянии (п.98 ППБ 01-03), по результатам которой вынесено предписание № 124/1/23 с установлением срока устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 10-13). Предписание было получено представителем МУ «СРЦ», до настоящего времени не оспорено и не отменено, в т.ч. по срокам его исполнения. В судебном заседании установлено, что часть из них на момент рассмотрения дела устранена, что не оспаривается сторонами, их перечень согласован сторонами и в этой части прокурор не настаивал на удовлетворении своих требований. Одновременно с этим доказательств полного устранения выявленных нарушений не представлено и ответчиками по существу не отрицается, что является основанием для удовлетворения в оставшейся части заявленных требований.

Доводы министерства имущественных отношений о невозможности возложения на него исполнения требуемых прокурором обязанностей суд отвергает, т.к. установлено, что здание МУ «СРЦ» является собственностью Самарской области, а министерство осуществляет функции уполномоченного органа по управлению этим имуществом, т.е. фактически функции собственника. Из материалов дела и объяснений представителя ОГПН установлено, что имевшаяся АПС была смонтирована без проекта и с нарушениями. Выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности самим учреждением не освобождает министерство имущественных отношений от имени Самарской области как собственника здания, от обязанности обеспечивать выполнение мер пожарной безопасности.

С учетом отнесения большинства неисполненных пунктов предписания (п.п.10-23) к АПС, наличие и работоспособность которой относится к существенным обстоятельствам, влияющим на своевременность обнаружения пожара и беспрепятственность эвакуации находящихся в учреждении лиц, основной контингент которых составляют дети, в т.ч. с ограниченными возможностями, безопасность жизни и здоровья граждан, даты проведения первой проверки и вынесения предписания, касающегося тех же нарушений, в апреле 2011 года (л.д. 41-46), суд полагает возможным определить срок для выполнения указанных требований до ДД.ММ.ГГГГ исходя из установленного предписанием ОГПН срока, не принимая во внимание доводы ответчика.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области и МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних муниципального района Нефтегорский» устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности и в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия в здании МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних муниципального района Нефтегорский» по адресу <адрес>:

- из конференц-зала оборудовать второй эвакуационный выход;

- на двери, установленные в складах пищеблока, предоставить сертификаты соответствия по пожарной безопасности;

- двери на путях эвакуации, выходы на лестничные клетки оборудовать приспособлениями для самопроизвольного закрывания и уплотнения в притворах;

- проход проводов и кабелей системы АПС и СОУЭ через стены, междуэтажные перекрытия выполнить с использованием отрезков труб, короба и т.п.;

- расстояние от настенных звуковых оповещателей до потолка установить не менее 150 мм;

- провода и кабели соединительных линий СОУЭ защитить негорючими материалами;

- прокладку шлейфов пожарной сигнализации по стенам внутри помещений произвести на расстоянии не менее 0,1 м от потолка;

- разделить участки прокладки соединительных линий АПС и линии напряжением 220В;

- в помещении установки приемно-контрольных приборов (круглосуточного дежурства персонала) установить аварийное освещение;

- в помещениях (спальня ручеек, бухгалтерии, пищеблоке) расстояние между точечными пожарными извещателями и стеной установить не более 4,5 м;

- точечные дымовые извещатели расположить от вентиляционного отверстия не менее 1 м в помещениях (воспитательная ОСР, фойе, дополнительное образование, коридор девочек);

- запотолочное пространство в коридоре на первом этаже (более 0,4 м) защитить автоматическими установками пожарной сигнализации;

- в подвальном помещении, пищеблоке, помещении процедурной, коридорах 2-го этажа отделения РО установить пожарные извещатели системы АПС;

- шлейфы АПС, расположенные на 2 этаже, привести в работоспособное состояние.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.

Судья В.В.Лопутнев