№ 2-3/2012 решение по иску о признании права собственности на гараж



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2012г. г. Нефтегорск

Нефтегорский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего Баймишева М.С.,

при секретаре Коробовой Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрушина В.И. к Межрайонной ИФНС России №8 по Самарской области о признании права собственности на гараж,

УСТАНОВИЛ:

Истец Петрушин в исковом заявлении просит суд признать его право собственности на объект недвижимого имущества – гараж, общей площадью 45,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, литер Г, ссылаясь на то, что указанный гараж приобретен им на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с СПК «Н», но в настоящее время он не может в установленном внесудебном порядке зарегистрировать свое право собственности на гараж в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, так как СПК «Н» ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ на основании определения арбитражного суда, право которого на спорный гараж не было зарегистрировано в ЕГРП либо в органе технической инвентаризации.

В судебном заседании истец Петрушин В.И. и его представитель М. иск поддержали, просили его удовлетворить.

Представитель ответчика - Межрайонной ИФНС России №8 по Самарской области, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица – Администрации сельского поселения Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области, К. против иска не возражал.

Представитель третьего лица – Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против иска не возражал.

Выслушав объяснения истца, его представителя, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст.8, ст.131 ГК РФ, право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

На основании ст.218 ч.2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии с ч.1 ст.164 ГК РФ, сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п.2 ст. 13 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

В соответствии с ч.1 ст.165 ГК РФ, несоблюдение, в случаях, установленных законом, требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.

В соответствии с ч.1 ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между СПК «Н» и Петрушиным В.И. в письменной форме был заключен договор купли-продажи, по которому Петрушин за 40000 рублей купил у СПК «Н» недвижимое имущество - гараж, расположенный по адресу: <адрес>.

В тот же день был составлен акт приема-передачи указанного имущества. Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру Петрушин уплатил СПК «Н» ДД.ММ.ГГГГ 40000 рублей, что также подтверждается товарной накладной.

Как следует из протокола общего собрания совхоза «Н» от ДД.ММ.ГГГГ, протокола общего собрания АОЗТ «Н» от ДД.ММ.ГГГГ, АОЗТ «Н» являлось правопреемником совхоза «Н», а СПК «Н» правопреемником АОЗТ «Н».

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, СПК «Н» прекратил свою деятельность на основании определения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Петрушин обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в Нефтегорском районе с заявлением о государственной регистрации права собственности на гараж.

ДД.ММ.ГГГГ Петрушиным было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации, а ДД.ММ.ГГГГ регистрационной службой в адрес заявителя было направлено сообщение об отказе в государственной регистрации, в связи с отсутствием документов, подтверждающих регистрацию права собственности СПК «Н» на гараж до открытия учреждения юстиции (его филиала) - ДД.ММ.ГГГГ в органе технической инвентаризации по прежнему порядку, отсутствием сведений о государственной регистрации права собственности передающей стороны на соответствующий объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в связи с не предоставлением на государственную регистрацию перехода права собственности заявлений от обеих сторон договора купли-продажи.

Решением Нефтегорского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, заявление Петрушина об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества оставлено без удовлетворения.

В судебном заседании истец и его представитель пояснили, что право собственности продавца - СПК «Н», а также АОЗТ «Н» и совхоза «Н», на указанный гараж зарегистрировано не было, в том числе до ДД.ММ.ГГГГ в органе технической инвентаризации по прежнему порядку.

Исходя из указанного следует, что договор купли-продажи гаража от ДД.ММ.ГГГГ, на который истец ссылается в обоснование своего иска является ничтожным, поскольку продавец не имел права собственности на данный объект недвижимого имущества, следовательно, не имел право распоряжаться им, что не позволило осуществить государственную регистрацию этого договора, следовательно, указанная сделка не влечет юридических последствий, в том числе не влечет возникновения права собственности истца на гараж.

Расчет оценки имущества, передаваемого в СПК «Н» при реорганизации АОЗТ «Н», от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указан гараж, не может являться правоустанавливающим документом на недвижимое имущество, достаточным и относимым доказательством наличия права собственности на гараж у СПК «Н». Доказательств передачи спорного имущества СПК «Н» суду не представлено.

Показания свидетелей В. и С., а также объяснения истца Петрушина о том, что гараж находился на балансе СПК «Н», а ранее принадлежал совхозу «Н», который его построил, суд считает не имеющими правового значения, поскольку данные доказательства подтверждают, что гараж находился во владении указанных предприятий, но, вместе с тем, не могут являться доказательствами наличия права собственности СПК «Н» на гараж в момент заключения договора купли-продажи с Петрушиным.

Доказательств того, что совхоз «Нефтегорский» приобрел право собственности на гараж как на вновь созданное недвижимое имущество, суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Петрушина В.И. к Межрайонной ИФНС России №8 по Самарской области о признании права собственности на гараж оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Нефтегорский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья М.С. Баймишев