№ 2-142/2012 решение по иску о признании незаконным представления прокурора



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 11 » марта 2012 года г.Нефтегорск.

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., при секретаре Сургаевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации муниципального района Нефтегорский о признании незаконным представления прокурора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация м.р.Нефтегорский обратилась с данным заявлением указав, что 9.12.2011 года Нефтегорским межрайонным прокурором в адрес администрации было вынесено представление об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства. В представлении указано, что филиалом по Нефтегорскому району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Самарской области проведено согласование мест отбывания наказания в виде исправительных работ без фактической проверки организаций, в результате чего в перечень объектов включены предприятия, не имеющие вакансий для осужденных. По мнению прокуратуры администрация не исполняет требования ст.25 и ст.39 УИК РФ, в нарушение которых объекты отбывания осужденными наказания в виде исправительных и обязательных работ не определены. Данное утверждение не соответствует действительности, т.к. в настоящее время на территории м.р.Нефтегорский действуют Постановление Главы Нефтегорского района от ДД.ММ.ГГГГ года «Об организации трудоустройства граждан, осужденных к наказанию в виде обязательных работ», которым утвержден Порядок организации трудоустройства граждан, осужденных к наказанию в виде обязательных работ, Перечень объектов для трудоустройства граждан, осужденных к наказанию в виде обязательных работ, виды обязательных работ на объектах для трудоустройства граждан, осужденных к наказанию в виде обязательных работ, а также Постановление Главы муниципального района Нефтегорский от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации трудоустройства граждан, осужденных к наказанию в виде исправительных работ», которым утвержден Порядок организации трудоустройства граждан, осужденных к наказанию в виде исправительных работ, Перечень базовых предприятий для трудоустройства граждан, осужденных к наказанию в виде исправительных работ. Указанные документы были направлены для согласования в филиал по Нефтегорскому району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Самарской области, каких-либо возражений по данным документам не поступало. Перечень предприятий для трудоустройства граждан, осужденных к наказанию в виде обязательных и исправительных работ, периодически корректируется.

По мнению прокуратуры администрация не осуществляет подборку организаций для трудоустройства осужденных и тем самым нарушает действующее законодательство, с чем не согласны. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность юридических лиц и работодателей трудоустраивать лиц, осужденных к исправительным работам. Следовательно при определении перечня мест, в которых могут отбываться исправительные работы, органы местного самоуправления должны получить согласие руководителей организаций на трудоустройство осужденных. Данное согласие администрацией получено, удостоверено подписью и печатью руководителей организаций, которые вносятся в вышеуказанные перечни.

Ст.15 Федерального закона № 131-Ф3 от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определен перечень вопросов местного значения муниципальных районов. В данный перечень не входит трудоустройство граждан, осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ. Соответствующие статьи УК РФ и УИК РФ не закрепляют за органами местного самоуправления этого полномочия, в их функции входит только определение вида обязательных и исправительных работ и объектов, на которых отбываются эти работы, а уже непосредственное исполнение самого наказания закреплено за уголовно-исполнительными инспекциями.

Считают, что требования действующего уголовно-исполнительного законодательства администрацией м.р.Нефтегорский исполняются в полном объеме, в связи с чем просили признать указанное представление прокурора незаконным.

Заслушав объяснения представителя администрации м.р.Нефтегорский, поддержавшего заявленные требования, прокурора, считавшего представление законным, изучив материалы дела суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти и местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию), оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина либо созданы препятствия к их осуществлению, а также незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из материалов дела Нефтегорским межрайонным прокурором в адрес администрации м.р.Нефтегорский 9.12.2011 года было вынесено представление об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства, заключающихся в том, что администрация не исполняет своих обязанностей по подбору организаций и предприятий для отбытия наказания в виде обязательных и исправительных работ. Фактически поиском и подбором организаций занимается начальник УИИ, который составляет список данных организаций и представляет его в администрацию. В нарушение ст.25 УИК РФ объекты отбывания осужденными наказания в виде исправительных и обязательных работ не определены. Утверждая перечень организаций для трудоустройства осужденных администрация не владеет информацией о наличии вакантных рабочих мест, в связи с чем нарушаются требования ст.39 УИК РФ, и вследствие этого осужденные не отбывают наказание. Тем самым сделан вывод о том, что администрация устранилась от реализации возложенных на нее федеральным законодательством обязанностей с выставлением требования о безотлагательном рассмотрении представления, принятии конкретных мер к устранению выявленных нарушений, их причин и условий, им способствующих, с решением вопроса о привлечении лиц, виновных в выявленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности. При этом как усматривается из материалов дела принятию данного представления предшествовало требование о предоставлении в прокуратуру постановления об организации трудоустройства граждан, осужденных к наказанию в виде обязательных работ, и информация филиала по г.Нефтегорску ФКУ УИИ ГУФСИН России по Самарской области о том, что в перечне базовых предприятий для трудоустройства граждан, осужденных к наказанию в виде исправительных работ, имеется 3 муниципальных предприятия, которые включены администрацией района, а все остальные включены по согласованию с руководителями организаций о возможности трудоустройства осужденных. Ежегодно начальником УИИ в администрацию направляются запросы о пересмотре этого перечня, после чего он пересматривается, но фактически остаются те же предприятия. После отказа в трудоустройстве осужденных на этих предприятиях в связи с отсутствием вакантных мест инспекцией осуществляется поиск организаций и после того, как место для трудоустройства найдено это предприятие включается администрацией в перечень по инициативе инспекции и с согласия руководства предприятия (л.д. 72, 78, 79).

В соответствии со ст.ст.22, 24 Закона РФ «О прокуратуре» прокурор наделен правом на внесение представления об устранении нарушений закона в случае установления факта такого нарушения. Таким образом, по смыслу данных статей само представление должно быть законным.

Согласно ч.1 ст.49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Согласно ч.1 ст.50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Согласно ст.25 УИК РФ наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных paбoт и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с инспекциями. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.

Согласно ч.1 ст.39 УИК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения представления) исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников полиции в порядке, предусмотренном законодательством РФ, контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

В силу ч.ч.4 и 5 ст.16 УИК РФ наказание в виде обязательных и исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.

Постановлением Главы Нефтегорского района от ДД.ММ.ГГГГ года утвержден порядок организации трудоустройства граждан, осужденных к наказанию в виде обязательных работ, перечень объектов для трудоустройства таких осужденных и виды обязательных работ (л.д. 10-12, 74-77). Постановлением Главы Нефтегорского района от ДД.ММ.ГГГГ года утвержден порядок организации трудоустройства граждан, осужденных к наказанию в виде исправительных работ, перечень базовых предприятий для трудоустройства таких осужденных с возложением обязанностей по предоставлению рабочих мест на их руководителей (л.д. 20-23). Сведений об отмене или признании незаконными указанных постановлений не имеется. Из представленных администрацией документов усматривается периодическая корректировка объектов и предприятий, предназначенных для трудоустройства осужденных, в т.ч. по предложению УИИ (л.д. 13-19, 24-56). Таким образом, указание в представлении на то, что объекты отбывания наказания администрацией не определены, является необоснованным.

Также в представлении указано, что администрация не осуществляет подборку организаций для трудоустройства осужденных, а только включает в список базовых предприятий для трудоустройства граждан, осужденных к исправительным и обязательным работам, организации, подобранные начальником УИИ, что по мнению прокурора свидетельствует о самоустранении администрации от реализации возложенных на нее обязанностей. Однако такой вывод тоже является необоснованным. На органы местного самоуправления возложено определение вида обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, а также мест отбывания наказания в виде исправительных работ по согласованию с УИИ. Как установлено из материалов дела объекты и места отбывания наказания администрацией на момент вынесения обжалуемого представления определены и закреплены соответствующими постановлениями, на отсутствие их согласования с УИИ в представлении речи не идет. Законом не предусмотрено, что администрация как орган местного самоуправления должна заниматься дополнительным поиском организаций для трудоустройства осужденных, в частности при отсутствии вакантных мест во включенных в соответствующий перечень. Наоборот ст.16 УИК РФ прямо указывает на непосредственное исполнение наказания в виде обязательных и исправительных работ УИИ, а ч.3 ст.39 УИК РФ относит к компетенции инспекции обращение в органы местного самоуправления с вопросом изменения места отбывания осужденными исправительных работ. Пунктом 42 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Минюста РФ № 142 от 20.05.2009 года, предусмотрена возможность направления УИИ обращений в орган местного самоуправления для внесения изменений в перечень видов обязательных работ и объектов, а п.75 Инструкции возможность согласования с органом местного самоуправления организации в качестве места для отбывания исправительных работ. Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что инициативу в решении вопроса реального трудоустройства осужденного к обязательным и исправительным работам должна проявлять УИИ. Сведений о том, что администрация не рассмотрела какое-либо из представленных УИИ предложений по этому вопросу, что давало бы возможность говорить о бездействии с ее стороны, не представлено.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199, 246, 257, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление администрации муниципального района Нефтегорский удовлетворить.

Признать незаконным представление Нефтегорского межрайонного прокурора от 9.12.2011 года об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства, вынесенное в адрес администрации муниципального района Нефтегорский.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.

Судья В.В.Лопутнев