№ 2-171/2012 решение по иску о признании недействующим в части нормативно-правового акта



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 16 » апреля 2012 года

г.Нефтегорск.

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., при секретаре Тимкаевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нефтегорского межрайонного прокурора о признании недействующим в части нормативно-правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

Нефтегорский межрайонный прокурор обратился с данным заявлением указав, что в ходе проверки принятого администрацией г.п.Нефтегорск Постановления № 486 от 9.11.2010 года, которым утверждены Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г.п.Нефтегорск и урегулированию конфликта интересов и ее состав (приложения № 1 и № 2), опубликованного в местной газете г.п.Нефтегорск «Городская газета» № 11 за ноябрь 2010 года, было выявлено противоречие п.1 указанного Постановления и п.п.15, 26 и 27 Положения законодательству о противодействии коррупции.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, который одинаков как для государственных, так и для муниципальных служащих (ст.11 Федерального закона). В соответствии со ст.5 указанного закона Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции.

Совокупностью положений федерального законодательства о государственной гражданской службе и муниципальной службе устанавливается их взаимосвязь и провозглашается единство правовых и организационных основ. При таких обстоятельствах порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов для государственных и муниципальных служащих должен быть единым. Данный порядок установлен Указом Президента РФ № 821 от 1.07.2010 года.

В соответствии с п.п.11, 14 Положения, утвержденного данным Указом, число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, недопустимо. В нарушение этих требований в состав Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г.п.Нефтегорск и урегулированию конфликта интересов включены только муниципальные служащие в количестве 5 человек.

В соответствии с п.15 Положения, утвержденного постановлением администрации г.п.Нефтегорск, заседание комиссии признается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа членов Комиссии. Содержание данного пункта не отвечает требованиям п.14 Положения, утвержденного Указом Президента РФ, согласно которому проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, недопустимо. Указанное ограничение п.15 оспариваемого Положения не предусмотрено.

В силу п.29 Положения, утвержденного Указом Президента РФ, установлен порядок принятия решения комиссией тайным голосованием. В п.26 Положения, утвержденного постановлением администрации г.п.Нефтегорск, предусмотрено принятие решений комиссии простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Тайное голосование не предусмотрено.

Согласно п.27 Положения, утвержденного постановлением администрации г.п.Нефтегорск, решения Комиссии носят рекомендательный характер, что не соответствует требованиям п.30 Положения, утвержденного Указом Президента РФ, согласно которому решения комиссии носит для руководителя государственного органа рекомендательный характер, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абз.2 п/п.«б» п.16 данного Положения. С учетом изложенного обязательный характер носит решение, принимаемое комиссией по результатам рассмотрения обращения гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом РФ, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы.

Таким образом, нормативный правовой акт администрации г.п.Нефтегорск не обеспечивает соблюдение принципа единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы в администрации г.п.Нефтегорск, поскольку противоречит Федеральным законам «О государственной гражданской службе РФ», «О муниципальной службе в РФ» и Указу Президента РФ № 821 от 1.07.2010 года. Отсутствие в оспариваемом Положении указанных норм противоречит целям создания такой комиссии и не позволяет достичь мер, направленных на предупреждение коррупции. В связи с этим просил признать противоречащими закону п.1 Постановления администрации № 486 от 9.11.2010 года и п.п.15, 26 и 27 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г.п.Нефтегорск и урегулированию конфликта интересов.

Заслушав объяснения представителя прокурора, поддержавшего заявленные требования, представителя администрации, частично согласившегося с изложенными в заявлении доводами, рассмотрев представленные документы, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

На основании ст.251 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация, считающие что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативно-правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Как установлено в судебном заседании постановлением администрации № 486 от 9.11.2010 года, принятым в соответствии с Указом Президента РФ № 821 от 1.07.2010 года, Федеральными законами «О муниципальной службе в РФ», «О противодействии коррупции», законом Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области», опубликованным в местной газете г.п.Нефтегорск «Городская газета» № 11 за ноябрь 2010 года, было утверждено Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г.п.Нефтегорск и урегулированию конфликта интересов и ее состав (Приложения № 1 и № 2). Как следует из Приложения № 1 в состав Комиссии входят 5 человек, являющихся муниципальными служащими администрации г.п.Нефтегорск. П.15 Положения установлено, что заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа членов Комиссии. Согласно п.26 Положения решение Комиссии принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. При равенстве числа голосов голос председателя является решающим. В соответствии с п.27 Положения решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывают члены Комиссии, принявшие участие в ее заседании. Решение Комиссии носит рекомендательный характер (л.д. 8-12).

Федеральный закон № 273-ФЗ от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, который одинаков как для государственных, так и для муниципальных служащих (ст.11 Закона).

Как установлено ст.5 Закона РФ «О муниципальной службе в РФ» взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ обеспечивается, в т.ч. посредством единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы. Аналогичное положение закреплено в ст.7 Закона РФ «О государственной гражданской службе РФ».

Согласно ст.7 Закона РФ «О противодействии коррупции» одним из направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей. В соответствии со ст.5 указанного закона Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции.

Указом Президента РФ № 821 от 1.07.2010 года утверждено Положение о Комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, и даны рекомендации органам местного самоуправления разработать и утвердить положения о Комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов; при разработке положений руководствоваться настоящим Указом.

П.п.11, 12, 14 Положения, утвержденного данным Указом, установлено, что число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов комиссии. Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, недопустимо. Таким образом, установлено ограничение для легитимности комиссии при принятии решений.

П.29 Положения, утвержденного Указом, установлено, что решения комиссии по вопросам, явившимся основанием для проведения заседания комиссии, принимаются тайным голосованием (если комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Тем самым данным пунктом закреплен порядок принятия решений комиссией.

Согласно п.30 Положения, утвержденного Указом, решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании. Решения комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абз.2 п/п.«б» п.16 настоящего Положения, для руководителя государственного органа носят рекомендательный характер. Решение, принимаемое по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абз.2 п/п.«б» п.16 настоящего Положения, носит обязательный характер. С учетом изложенного обязательный характер носит решение, принимаемое комиссией по результатам рассмотрения обращения гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом РФ, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы.

Совокупностью положений федерального законодательства о государственной гражданской службе и муниципальной службе устанавливается их взаимосвязь и провозглашается единство правовых и организационных основ. При таких обстоятельствах порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов для государственных и муниципальных служащих должен быть единым. Администрацией г.п.Нефтегорск разработано в соответствии с рекомендациями, установленными Указом Президента РФ, Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов для муниципальных служащих администрации, в связи с чем должно быть принято для исполнения и указание на руководство при его разработке Положением, утвержденным данным Указом, что в полном объеме учтено не было.

Таким образом, рассматриваемый нормативный правовой акт администрации г.п.Нефтегорск в оспариваемой части не обеспечивает соблюдение принципа единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы в администрации г.п.Нефтегорск, поскольку противоречит Федеральным законам «О государственной гражданской службе РФ», «О муниципальной службе в РФ» и Указу Президента РФ № 821 от 1.07.2010 года.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199, 253 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Нефтегорского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия п.1 постановления администрации городского поселения Нефтегорск № 486 от 9.11.2010 года, которым утвержден состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации городского поселения Нефтегорск и урегулированию конфликта интересов (приложение № 1), в части включения в ее состав только муниципальных служащих администрации городского поселения Нефтегорск.

Признать недействующими со дня принятия п.п.15, 26, 27 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации городского поселения Нефтегорск и урегулированию конфликта интересов, утвержденного постановлением администрации городского поселения Нефтегорск № 486 от 9.11.2010 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.

Судья В.В.Лопутнев