№ 2-143/2012 решение по иску об обязании оборудования входа в помещение аптеки специальными устройствами



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 23 » апреля 2012 года

г.Нефтегорск.

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., с участием помощника прокурора Каранфил А.А., при секретаре Тимкаевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтегорского межрайонного прокурора к ООО «Наша аптека» об обязании оборудования входа в помещение аптеки специальными устройствами,

У С Т А Н О В И Л:

Нефтегорский межрайонный прокурор обратился с данным иском в интересах неопределенного круга по тем основаниям, что ООО «Наша аптека» осуществляет фармацевтическую деятельность по адресу <адрес> В ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов выявлено отсутствие устройств (пандусов и поручней) беспрепятственного доступа маломобильных групп населения. Вход в аптеку, а именно, наружная лестница, состоящая из 11 ступеней (10 см высота каждой) на уровне первого этажа многоэтажного дома не соответствует требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Тем самым не приняты необходимые меры по соблюдению законодательства, направленного на обеспечение маломобильных граждан беспрепятственного доступа к аптечному учреждению. В связи с этим просил обязать ООО «Наша аптека» оборудовать вход в аптеку , расположенную по указанному адресу, специальными приспособлениями и оборудованием для беспрепятственного доступа маломобильных граждан, пандусами, поручнями.

В обоснование своих требований указал следующее.

Приказом Министерства здравоохранения РФ № 80 от 4.03.2003 года утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», который является обязательным для всех аптечных учреждений независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, осуществляющих торговлю лекарственными средствами.

В соответствии с п.3.1. Отраслевого стандарта все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации. Аптечной организации следует предусмотреть возможность вход (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» определено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, другим учреждениям).

Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73, которые утверждены в соответствии со ст.ст.2, 3. 6 п.1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047 СНиП 35-01-2001 включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил.

Согласно п.3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема. Пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах.

В соответствии с п.3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. П.13 указанного СНиПа установлено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

По информации Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Нефтегорском районе проживают 92 инвалида-колясочника, из них 43 на территории г.п.Нефтегорск; 32 инвалида по зрению, из них 6 человек незрячие; в специальных приспособлениях для передвижения нуждается 172 человека. В ходе проверки установлено, что на территории Нефтегорского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 85 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

10.02.2009 года принят Закон Самарской области № 7-ГД «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Самарской области», который регулирует отношения, связанные с созданием условий для беспрепятственного доступа и пользования маломобильными гражданами при получении услуги, необходимой информации или ориентации в пространстве.

К категории маломобильных граждан относятся инвалиды, граждане пожилого возраста, лица с временными или стойкими нарушениями здоровья, беременные женщины, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в т.ч. с детскими колясками, а также лица, испытывающие затруднения при движении и (или) потреблении услуги в силу устойчивого или временного физического недостатка, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления.

Объекты социальной инфраструктуры, к которым в т.ч. отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов, учреждений социального, медицинского назначения должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, специальными приспособлениями, к которым согласно ст.5 Закона относятся пандусы, поручни или подъемные устройства у лестниц при входах в здания.

Ст.6 Закона определено, что оснащение действующих объектов социальной инфраструктуры специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан осуществляется как в период нового строительства, так и проведении их реконструкции и капитального ремонта, если планировка этих объектов позволяет осуществить эти работы.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал. Пояснил, что никаких жалоб и обращений от граждан по поводу отсутствия пандуса не поступало.

Представитель ответчика и третьего лица – ИП З., не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, с иском не согласился по следующим основаниям. Данная аптека используется обществом на основании договора аренды с ИП З. Реконструкция входа в аптеку выполнена в 2004 году в соответствии с проектом, утверждена по согласованию с контролирующими органами администрацией Нефтегорского района, по требованию которой вход в здание аптеки был оборудован кнопкой вызова для возможности ее использования маломобильными гражданами. Возможность оборудовать пандус на входе в соответствии с требованиями СНиП отсутствует, т.к. в этом случае придется увеличить длину лестницы, что может затронуть газон с зелеными насаждениями, в т.ч. где проходит линия водопровода, либо тротуар, граничащий с проезжей частью дороги. Поручни на существующей входной лестнице имеются. В г.Нефтегорске имеется еще 3 помещения ООО «Наша аптека», где имеются оборудованные пандусом входы в здание, занимаемое аптеками.

Выяснив мнение сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.15 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно ст.2 Закона Самарской области № 7-ГД от 10.02.2009 года «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Самарской области» к маломобильным гражданам (маломобильные группы населения) относятся граждане, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К ним относятся инвалиды, граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), лица с временными или стойкими нарушениями здоровья, беременные женщины, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в т.ч. с детскими колясками, а также иные лица, испытывающие затруднения при движении и (или) потреблении услуги в силу устойчивого или временного физического недостатка, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления.

К объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), а также учреждения, в т.ч. медицинского назначения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.

Под пандусом понимается сооружение, имеющее продольный уклон, оборудованное и предназначенное для вертикального перемещения инвалидов на креслах-колясках и других маломобильных граждан с одного уровня горизонтальной поверхности на другой в соответствии с требованиями, установленными строительными нормами и правилами.

Тактильными средствами информации являются носители информации, передаваемой инвалидам по зрению и воспринимаемой путем осязания.

Статьей 6 данного закона установлено, что исполнительные органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан к объектам социальной и инженерной инфраструктур и для беспрепятственного пользования транспортом общего пользования, средствами связи и информации.

При разработке проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур независимо от форм собственности этих объектов должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан в соответствии со строительными нормами и правилами, установленными законодательством РФ. При этом оснащение действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, средств информации и связи специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан осуществляется как в период нового строительства, так и при проведении их реконструкции и капитального ремонта, если планировка этих объектов позволяет осуществить эти работы.

В случае невозможности выполнения в полном объеме требований беспрепятственного доступа маломобильных граждан к действующим объектам в соответствии со строительными нормами и правилами, в течение трех месяцев с момента обнаружения органами исполнительной власти Самарской области, осуществляющими государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства на территории области, а также организацию и проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации, результатов инженерных изысканий, собственниками таких объектов должны быть приняты и исполнены решения, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей данной категории граждан в необходимой для конкретной ситуации степени с учетом мнения региональных общественных объединений инвалидов.

В соответствии с п.3.1. Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ № 80 от 4.03.2003 года все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации. Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Нормативным документом, которым установлены технические требования по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан, являются утвержденные постановлением Госстроя РФ № 73 от 16.07.2001 года СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которые Постановлением Правительства РФ № 1047 от 21.06.2010 года включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил.

Согласно п.3.9 данных СНиП для открытых лестниц на перепадах рельефа лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема. В соответствии с п.3.13 СНиП в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Согласно п.3.14 СНиП наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Согласно п.3.28 СНиП уклоны лестниц должны быть не более 1:2. Согласно п.3.29 СНиП максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. Одновременно с этим в соответствии с п.1.5 СНиП проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.

Как установлено в судебном заседании по адресу <адрес> функционирует аптека ООО «Наша аптека», имеющая лицензию на осуществление фармацевтической деятельности. Из представленных ответчиком документов следует, что проект реконструкции квартир в жилом <адрес> под аптеку и входа в нее был согласован с отделом архитектуры и градостроительства администрации Нефтегорского района, Центром Госсанэпиднадзора в Самарской области, ОГПС, ЖЭО, энергонадзором. Решением государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт о принятии в эксплуатацию реконструированного объекта: аптеки готовых лекарственных форм, расположенной в жилом <адрес>. Согласно техническому паспорту лестница на входе в аптеку имеет размеры 4,24 х 1,65 м., высота лестницы от уровня земли согласно альбому реконструкции составляет 1,2 м. Из схемы благоустройства территории, прилегающей к аптеке, усматривается наличие рядом с ней в продолжение входной лестницы газона, по которому проходит водопровод, входящий в жилой дом, расстояние от которого до входа составляет 5 м, а сбоку от входа на расстоянии 3 м и далее от стены дома асфальтированной площадки, газопровода и дороги. Как следует из представленных фотоматериалов вход в данную аптеку осуществляется через лестницу, которая оборудована поручнями, но не имеет пандуса. Также установлено наличие на ней кнопки вызова специалистов аптеки с обозначением соответствующей табличкой (человек на инвалидной коляске). Из представленных договоров аренды, заключенных с ИП З. и ООО «Агроторг-Самара», следует, что ООО «Наша аптека» арендует помещения в г.Нефтегорске по следующим адресам: п<адрес>. Из приложенных к договорам фотографий усматривается, что входы в аптеки по <адрес> оборудованы пандусами, аптеки по <адрес> находятся на 1 этаже многоквартирных жилых домов. Аптека по <адрес> не оборудована лестницей ввиду расположения входа в нее на уровне поверхности земли.

Действующее федеральное и региональное законодательство, касающееся социальной защиты инвалидов и МГН, наряду с обязательностью оборудования объектов социальной инфраструктуры приспособлениями для беспрепятственного доступа указанных групп населения связывает их наличие с возможностью оборудования ими, а в случае отсутствия такой возможности с принятием мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей данной категории граждан в необходимой для конкретной ситуации степени. В связи с этим СНиП 35-01-2001, устанавливающие обязательность обеспечения указанным в них оборудованием и приспособлениями, должны применяться с учетом норм действующего законодательства о возможности их устройства на конкретном объекте.

Помещение, занимаемое аптекой по <адрес>, располагается в многоквартирном жилом доме, создано путем реконструкции жилых помещений на основании и в соответствии с утвержденным проектом, принято в эксплуатацию и является действующим с 2004 года. Кроме этого помещения ООО «Наша аптека» имеет аптеки еще в трех «точках», две из которых оборудованы пандусами на входе, а третья находится на первом этаже дома и претензий к ней по поводу оборудования этими приспособлениями не предъявляется. Представленными ответчиком доказательствами подтверждается оборудование входа в аптеку поручнями и кнопкой вызова специалиста, а также наличие в пределах городского поселения еще трех принадлежащих данному обществу аптек, как оборудованных пандусами на входе, так и не вызывающих сомнения в их доступности для МГН. Доказательств наличия каких-либо жалоб и обращений МГН на отсутствие оборудования аптеки пандусом не представлено.

Таким образом, исследованные по делу доказательства по убеждению суда с достаточной достоверностью подтверждают отсутствие реальной возможности оборудования без нарушения общественных интересов в использовании имущества общего пользования и интересов иных лиц имеющегося в помещении аптеки входа пандусом в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001, что в совокупности с наличием поручней на входе в аптеку, обеспечением средствами вызова для МГН, наличием аналогичных аптек, обеспечивающих беспрепятственный доступ этой категории лиц для соответствующего обслуживания, положениями ст.195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, а также принципов справедливости и исполнимости такого решения, которым на ответчика возлагаются определенные обязанности, свидетельствуют о необоснованности заявленных требований. В связи с этим доводы прокурора в обоснование иска суд считает несостоятельными, а иск не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Нефтегорского межрайонного прокурора об обязании ООО «Наша аптека» оборудовать вход в аптеку , расположенную по адресу <адрес>, специальными приспособлениями и оборудованием для беспрепятственного доступа маломобильных граждан, пандусами, поручнями оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.

Судья В.В.Лопутнев