№ 2-231/2012 решение по иску об обязании оборудовать входы приспособлениями для маломобильных граждан и инвалидов



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 31 » мая 2012 года                                г.Нефтегорск.

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., с участием помощника прокурора Афанасьевой В.А., при секретаре Емельяновой Е.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтегорского межрайонного прокурора Самарской области к ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Нефтегорска» и администрации муниципального района Нефтегорский об обязании оборудовать входы приспособлениями для маломобильных граждан и инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

Нефтегорский межрайонный прокурор обратился с данным иском к ГБОУ СОШ № 1 и Министерству имущественных отношений Самарской области указав, что в ходе проведенной проверки установлено отсутствие оборудования входов в школу пандусами, чем нарушены требования Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» и Закона Самарской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Самарской области». Просил обязать их оборудовать вход в здание ГБОУ «Нефтегорская СОШ № 1» специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа к нему инвалидов и маломобильных граждан.

По ходатайству истца Министерство имущественных отношений Самарской области как ненадлежащий ответчик было заменено на администрацию м.р.Нефтегорский как собственника здания школы.

В судебном заседании представитель прокурора уточненные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении. Просил установить срок для устранения нарушений до 1.09.2013 года.

Представитель ГБОУ СОШ № 1 с иском не согласился указав, что здание школы было построено в 2004 году, его реконструкция и ремонт не проводились и на ближайшее время не запланированы. Оборудование пандусами требует финансовых затрат, которыми школа не располагает. В силу Устава школа не вправе распоряжаться закрепленным за ним особо ценным движимым имуществом. В ГБОУ СОШ № 1 отсутствуют дети-инвалиды на креслах-колясках, и заявлений на обучение детей такой категории не поступало. Обучающиеся дети-инвалиды находятся на индивидуальном обучении и посещаются педагогами на дому, чем обеспечивается удовлетворение минимальных потребностей данной категории граждан. В связи с этим нет целесообразности оборудования требуемыми средствами.

Представитель администрации м.р.Нефтегорский с иском согласился частично указав, что для оборудования здания школы пандусами необходимо произвести реконструкцию и переоборудование входа, на что потребуется значительное время и средства ввиду наличия аналогичных недостатков в других муниципальных зданиях и учреждениях. Поддержал доводы представителя ГБОУ СОШ № 1 в части отсутствия каких-либо заявлений и замечаний по этому поводу. Пояснил, что в соответствии с соглашением о разграничении полномочий образовательный процесс обеспечивается и финансируется Министерством образования и науки Самарской области, а содержание имущества администрацией района.

Представитель МБОУ «Образование», привлеченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, высказался против удовлетворения иска, т.к. требуемого прокурором времени недостаточно для устранения недостатков ввиду необходимости соблюдения установленной законом процедуры проведения мероприятий, связанных с оформлением муниципального заказа на выполнение ремонта, проведением торгов, выбором подрядной организации и иных связанных с этим мероприятий.

Выслушав объяснения сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со ст.15 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно ст.1 Закона Самарской области № 7-ГД от 10.02.2009 года «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Самарской области» данный закон регулирует отношения, связанные с созданием условий для беспрепятственного доступа и пользования маломобильными гражданами.

В соответствии со ст.2 данного закона к маломобильным гражданам (маломобильные группы населения) относятся граждане, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К ним относятся инвалиды, граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), лица с временными или стойкими нарушениями здоровья, беременные женщины, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в т.ч. с детскими колясками, а также иные лица, испытывающие затруднения при движении и (или) потреблении услуги в силу устойчивого или временного физического недостатка, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления.

Согласно ст.5 указанного закона объекты социальной инфраструктуры, к которым отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов, учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового назначения, общего образования, воспитания, отдыха, физкультуры, предназначенные для предоставления услуг связи, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, специальными приспособлениями и оборудованием, в т.ч. пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания.

Статьей 6 Закона установлено, что исполнительные органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан к объектам социальной и инженерной инфраструктур и для беспрепятственного пользования транспортом общего пользования, средствами связи и информации.

При разработке проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур независимо от форм собственности этих объектов должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан в соответствии со строительными нормами и правилами, установленными законодательством РФ. При этом оснащение действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, средств информации и связи специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан осуществляется как в период нового строительства, так и при проведении их реконструкции и капитального ремонта, если планировка этих объектов позволяет осуществить эти работы.

В случае невозможности выполнения в полном объеме требований беспрепятственного доступа маломобильных граждан к действующим объектам в соответствии со строительными нормами и правилами, в течение трех месяцев с момента обнаружения органами исполнительной власти Самарской области, осуществляющими государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства на территории области, а также организацию и проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации, результатов инженерных изысканий, собственниками таких объектов должны быть приняты и исполнены решения, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей данной категории граждан в необходимой для конкретной ситуации степени с учетом мнения региональных общественных объединений инвалидов.

В соответствии со ст.7 данного Закона финансовые затраты, связанные с обеспечением доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной инфраструктуры для маломобильных граждан, несут собственники этих объектов.

СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Госстроя РФ № 73 от 16.07.2001 года, которые Постановлением Правительства РФ № 1047 от 21.06.2010 года включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема.

В судебном заседании установлено, что в муниципальной собственности м.р.Нефтегорский находится объект социальной инфраструктуры – здание ГБОУ СОШ № 1, расположенное по адресу г.Нефтегорск, ул.Мира, 46, вход в которое не оснащен пандусом, что не оспаривается ответчиками. Имущество передано администрацией м.р.Нефтегорский в оперативное управление МБУ «Образование» на основании договора от 31.12.2011 года (л.д. 32-38), которое в свою очередь передало данное имущество в безвозмездное пользование ГБОУ СОШ № 1 по договору от 1.01.2012 года (л.д. 21-22).

С учетом того, что здание школы было построено в 2004 году, т.е. после введения в действие СНиП 35-01-2001, оборудование специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан, как того требуют данные СНиП, должно было быть предусмотрено. Региональный закон, касающийся оборудования такими приспособлениями, действует с 23.02.2009 года, однако до настоящего времени данный вопрос не решен, что указывает на фактическое бездействие в работе в этом направлении. Доказательств невозможности осуществления работ по оборудованию входа указанными приспособлениями исходя из планировки здания не представлено. Также не представлено доказательств, что это приведет к перепланировке или реконструкции всего здания школы.

Доводы ГБОУ СОШ № 1 в обоснование своих возражений об отсутствии в составе обучающихся детей-инвалидов на креслах-колясках не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с ч.7 ст.15 Закона РФ «Об образовании» и п.5 Устава ГБОУ СОШ № 1 участниками образовательного процесса являются наряду с детьми их законные представители, которым должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками обучающихся, и фактическое состояние здоровья которых неизвестно. Кроме этого как установлено из объяснений представителя ГБОУ здание школы в период избирательных кампаний используется для размещения участковой избирательной комиссии.

Также суд не принимает во внимание доводы представителя МБУ «Образование» о недостаточности предложенного прокурором срока для устранения выявленных недостатков, поскольку данный срок с момента рассмотрения дела составляет более года, что достаточно для соблюдения требований Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 года.

Поскольку собственником здания является муниципальное образование, то обязанность обеспечения оборудования специальными приспособлениями должна быть возложена на администрацию м.р.Нефтегорский.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального района Нефтегорский в срок до 1.09.2013 года оборудовать вход в здание ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Нефтегорска» специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа к нему инвалидов и маломобильных граждан.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.

Судья                                В.В.Лопутнев