Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 21 » июня 2012 года г.Нефтегорск.
Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., с участием помощника прокурора Каранфил А.А., при секретаре Емельяновой Е.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтегорского межрайонного прокурора Самарской области к ГБОУ СПО «Нефтегорский государственный техникум», Министерству имущественных отношений Самарской области, Министерству образования и науки Самарской области об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Нефтегорский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц указав, что в ходе проверки, проведенной ОНД г.п.Нефтегорск и м.р.Нефтегорский, Алексеевский совместно с Нефтегорской межрайонной прокуратурой в ГБОУ СПО «Нефтегорский государственный техникум», расположенном по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности:
деревянные конструкции крыши не обработаны огнезащитным составом, чем нарушены ППБ 01-03 п.36;
отсутствует противопожарный люк 2-го типа выхода на кровлю из лестничной клетки, чем нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.8.4;
в электрощитовой дверь установлена не противопожарной с пределом огнестойкости менее EI-60, чем нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.5.14, СНиП 2.08.02-89* п.1.82;
на путях эвакуации используются горючие материалы (масленая краска, потолочная клееная плитка) для отделки стен и потолка коридоров, чем нарушены ППБ 01-03 п.53;
двери на путях эвакуации, выходы на лестничные клетки с этажей не имеют приспособлений для самопроизвольного закрывания и уплотнениях в притворах, чем нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97*п.6.18;
в лестничных клетках установлены отопительные батареи, выступающие из плоскости стены на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадки лестницы, чем нарушены СНиП 21-01-97* п.6.32*:
на внутреннем пожарном крану № 6 отсутствует пожарный ствол, на пожарном рукаве нет соединительной головки, на водяном крану нет соединительной головки для соединения пожарного рукава, чем нарушены ППБ 01-03 п.91;
установлены глухие металлические решетки на окнах в кабинете электриков и механиков, чем нарушены ППБ 01-03 п.40;
соединения проводов выполнены в виде скруток, чем нарушены ППБ 01-03 п.3, ПУЭ п.2.1.21;
в коридоре подвального помещения сняты двери у эвакуационных выходов, чем нарушены ППБ 01-03 п.53;
на путях эвакуации (коридоры, выходы на лестничные клетки) в дверях и фрамугах используются простые стекла для остекления, чем нарушены ППБ 01-03 п.53;
на путях эвакуации используются горючие материалы (масленая краска) для отделки стен лестничных клеток, чем нарушены ППБ 01-03 п.53.
В соответствии со ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» предприятия и учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожара. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В п.1 ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года, указано, что данные Правила устанавливают обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами требования пожарной безопасности.
Руководитель организации (учреждения) на своих объектах должен иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в т.ч. их вторичных проявлений.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под противопожарным режимом понимаются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.
Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ч.1 ст.38 Закона № 69-ФЗ).
Согласно п.1.4. Устава ГБОУ СПО «НГТ» его учредителем является Самарская область. Функции и полномочия учредителя по управлению имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, осуществляет министерство имущественных отношений Самарской области. В соответствии с п.2.6 Устава учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников во время образовательного процесса. В силу п.6.4 Устава Министерство закрепляет за учреждением на праве оперативного управления имущество, которое является собственностью Самарской области. Учреждение без согласия Министерства не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним Министерством или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Постановлением Правительства Самарской области № 642 от 14.12.2010 года утвержден Порядок осуществления органами исполнительной власти Самарской области функций и полномочий учредителя государственного бюджетного учреждения Самарской области. Функции и полномочия учредителя в отношении таких учреждений осуществляются органом исполнительной власти, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области, которым является Министерство имущественных отношений. Также в силу требований ст.210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на собственника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 296 ГК РФ определено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. В соответствии со ст.298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником, а также недвижимым имуществом.
Просил обязать ответчиков устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности согласно справке о результатах проверки инспектора ОНД от 30.03.2012 года.
В судебном заседании представитель прокурора заявленные требования поддержал. Пояснил, что проверка проводилась по поручению прокурора, которое основано на требовании областной прокуратуры в связи с введением особого противопожарного режима на основании постановления от 25.04.2012 года. Проверка проводилась только представителем ОГПН. Считает, что Закон о прокуратуре позволяет проводить проверки юридических лиц без соблюдения требований Федерального закона № 294-ФЗ.
Министерство имущественных отношений Самарской области с иском не согласилось указав, что прокурор не разграничил объем требований к каждому из ответчиков, действия Министерства как органа государственной власти не обжалуются, проверка проведена с нарушением требований Федерального закона № 294-ФЗ, что влечет недействительность результатов проверки и не может являться доказательствами нарушения норм закона. Согласно п.3 Порядка…, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области № 642 от 14.12.2010 года, финансовое обеспечение выполнения государственного задания в отношении бюджетного учреждения осуществляет отраслевой орган исполнительной власти Самарской области, которым является Министерство образовании и науки Самарской области, к полномочиям которого относится финансирование учреждения. Министерство имущественных отношений является органом исполнительной власти, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области, в перечень которых не входят полномочия по финансированию и проведению организационно-хозяйственных мероприятий в подведомственных учреждениях. Кроме того Министерство не располагает собственными денежными средствами. К компетенции Министерства относится закрепление имущества за учреждением на праве оперативного управления, контроль за его использованием, а также его изъятие. Имущество было передано правопредшественнику учреждения по договору оперативного управления от 21.06.1998 года. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам этого учреждения, в т.ч. за соблюдение требований противопожарной безопасности. Представитель министерства пояснил, что имеется заключение о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности, зарегистрированное в ОГПН, в связи с чем основания для проведения проверки отсутствовали, и справка ОГПН является недопустимым доказательством. Просил в иске отказать.
Министерство образования и науки Самарской области с иском также не согласилось со ссылкой на нарушение при проведении проверки требований Федерального закона № 294-ФЗ. Срок для устранения нарушений ничем не обоснован. Техникум имеет заключение независимой оценки пожарного риска от 8.11.2010 года, которым установлено выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Кроме этого на Министерство не возложена обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности в подведомственных образовательных учреждениях, которая возложена на само образовательное учреждение и его руководителей, а также собственников имущества. Министерство выполняет обязанности по финансированию образовательного процесса, кроме того денежные средства бюджета 2012 года распределены, учреждением не были представлены сметные документы на выполнение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Представитель министерства пояснил, что о проведении проверки и ее результатах не уведомлялись, предписание об устранении нарушений не выносилось, сроки для устранения нарушений ничем не обоснованы, а иск подан до истечения указанных сроков. Кроме этого считает, что прокурор не может подменять государственные органы контроля и надзора.
Представитель ГБОУ СПО «Нефтегорский государственный техникум» с иском не согласился по тем же основаниям. Пояснил, что о проведении проверки и ее результатах не уведомлялся. По результатам проверки привлекался к административной ответственности как должностное лицо, не обжаловал под угрозой привлечения к административной ответственности учреждения как юридического лица.
Выяснив мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст.56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений на них. В силу ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.На основании ст.210 ГК РФ на собственника возложена обязанность содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст.ст.37 и 38 Закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в т.ч. руководители организаций. Руководители организаций также осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст.20 указанного Закона к нормативным документам пожарной безопасности относятся нормы и правила пожарной безопасности (НПБ и ППБ), в частности ППБ 01-03, утвержденные приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года.
Согласно п.1 ППБ 01-03 требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, ПБОЮЛ, гражданами. Наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п.3 ППБ 01-03).
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области № 79 от 20.06.2007 года, оно является органом исполнительной власти, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области, и наделено полномочиями по реализации политики Самарской области в сфере управления и распоряжения собственностью Самарской области.
В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области № 238 от 20.06.2008 года, оно является органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Самарской области государственную политику в сфере образования и науки, а также поддержку различных форм образовании и самообразования.
Согласно Уставу ГБОУ СПО «Нефтегорский государственный техникум» его учредителем является Самарская область. Функции и полномочия учредителя в отношении деятельности Учреждения осуществляются Министерством образования и науки Самарской области. Функции и полномочия учредителя по управлению имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, осуществляет Министерство имущественных отношений Самарской области.
Собственником здания по адресу <адрес> является Самарская область, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 80). На основании договора от 16.10.2006 года, заключенного между Министерством имущественных отношений Самарской области и ГОУ НПО ПУ-19 г.Нефтегорска (правопреемник ГБОУ СПО «НГТ»), указанное здание было передано данному Учреждению в оперативное управление.
Как следует из материалов дела инспектором ОНД г.о.Нефтегорск и м.р.Нефтегорский, Алексеевский по результатам проверки ГБОУ СПО «НГТ», расположенном по адресу г.Нефтегорск, пр.Победы, 10 была составлена справка о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности: деревянные конструкции крыши не обработаны огнезащитным составом, чем нарушены ППБ 01-03 п.36; отсутствует противопожарный люк 2-го типа выхода на кровлю из лестничной клетки, чем нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.8.4; в электрощитовой дверь установлена не противопожарной с пределом огнестойкости менее EI-60, чем нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.5.14, СНиП 2.08.02-89* п.1.82; на путях эвакуации используются горючие материалы (масленая краска, потолочная клееная плитка) для отделки стен и потолка коридоров, чем нарушены ППБ 01-03 п.53; двери на путях эвакуации, выходы на лестничные клетки с этажей не имеют приспособлений для самопроизвольного закрывания и уплотнениях в притворах, чем нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97*п.6.18; в лестничных клетках установлены отопительные батареи, выступающие из плоскости стены на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадки лестницы, чем нарушены СНиП 21-01-97* п.6.32*; на внутреннем пожарном крану № 6 отсутствует пожарный ствол, на пожарном рукаве нет соединительной головки, на водяном крану нет соединительной головки для соединения пожарного рукава, чем нарушены ППБ 01-03 п.91; установлены глухие металлические решетки на окнах в кабинете электриков и механиков, чем нарушены ППБ 01-03 п.40; соединения проводов выполнены в виде скруток, чем нарушены ППБ 01-03 п.3, ПУЭ п.2.1.21; в коридоре подвального помещения сняты двери у эвакуационных выходов, чем нарушены ППБ 01-03 п.53; на путях эвакуации (коридоры, выходы на лестничные клетки) в дверях и фрамугах используются простые стекла для остекления, чем нарушены ППБ 01-03 п.53; на путях эвакуации используются горючие материалы (масленая краска) для отделки стен лестничных клеток, чем нарушены ППБ 01-03 п.53 (л.д. 7). При этом доказательств составления какого-либо акта проверки не представлено. На основании аналогичной справки были указаны сроки для устранения всех выявленных нарушений – до 20.07.2012 года (л.д. 10). Данные о вынесении ОНД какого-либо предписания об устранении выявленных нарушений отсутствуют.
В соответствии со ст.6 Закона РФ «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно ст.6.1 данного закона к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Как следует из п.3 ч.3 ст.1 Закона № 294-ФЗ положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора).
Согласно ст.16 данного закона по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти форме в двух экземплярах, в котором указываются предусмотренные ч.2 данной статьи сведения с приложением составлявшихся в ходе проверки протоколов, объяснений, предписания о выявленных нарушениях и иных связанных с результатами проверки документов, один из которых вручается руководителю (представителю) проверяемого юридического лица (ИП) под расписку.
На основании ст.20 указанного закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, к числу которых относится несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки, непредставление акта проверки, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
На основании ч.2 ст.21 Закона РФ «О прокуратуре РФ» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В соответствии со ст.4 Закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Как следует из заключения о независимой оценке пожарного риска от 8.11.2010 года, проведенного ООО Экспертный центр «ВолгаПромАудит», в здании учебного корпуса ГОУ НПО ПУ № 19, расположенного по адресу <адрес>, выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Ввиду того, что проведенная по поручению прокурора должностными лицами ОНД проверка была проведена с грубым нарушением требований Закона № 294-ФЗ, на что указывается ответчиками, и подтверждается материалами дела, ее результаты, оформленные справкой инспектора ОНД, нельзя признать допустимым доказательством, подтверждающим нарушение юридическим лицом обязательных требований пожарной безопасности. Мнение представителя прокурора о возможности несоблюдения в данном случае требований Закона № 294-ФЗ является ошибочным в силу прямого указания в законе о необходимости соблюдения установленных данным законом требований при осуществлении государственного контроля (надзора) независимо от послуживших для этого оснований.
При отсутствии иных доказательств наличия нарушений ППБ с учетом действующего заключения о независимой оценке пожарного риска, свидетельствующей о соответствии объекта проверки требованиям пожарной безопасности, требования прокурора не подлежат удовлетворению. Привлечение директора техникума к административной ответственности по результатам проверки нельзя отнести к достоверным доказательствам наличия нарушений, т.к. оно основано на проверке, проведенной с нарушением требований закона. Ссылка представителя прокурора на основание проведения проверки – введение особого противопожарного режима является несостоятельной, поскольку справка ОНД датирована 30.03.2012 года. К тому же указанный ОНД срок для устранения нарушений на день рассмотрения дела судом не истек.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск Нефтегорского межрайонного прокурора оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.
Судья В.В.Лопутнев