№ 2-478/2012 решение по иску об оспаривании решения органа местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 24 » августа 2012 года                            г.Нефтегорск.

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., при секретаре Кашириной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чебуркова А.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель обратился утверждая, что инициативная группа граждан – жителей <адрес> ДД.ММ.ГГГГ подала письменное обращение в Собрание представителей <адрес> о созыве собрания граждан ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов, в котором были предложены к рассмотрению некоторые вопросы местного значения поселения. ДД.ММ.ГГГГ Собрание представителей приняло решение по поданному обращению, которым собрание граждан было назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов, при этом к рассмотрению утверждены другие вопросы. Тем самым фактически было принято решение о созыве совершенно другого собрания граждан, т.к. Собрание представителей вправе только утвердить предложенные инициативной группой граждан вопросы, дату и время проведения собрания, но не изменять их. Кроме того ДД.ММ.ГГГГ будний день и большинство жителей села не имели возможности присутствовать на собрании. Также оспариваемое решение Собрания представителей сделало невозможным выполнение требований Устава поселения о том, что инициативная группа граждан обязана заблаговременно оповестить население о дате, месте и времени проведения собрания, но не менее чем за 7 дней до его проведения. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ члены инициативной группы подали возражения на указанное решение Собрания представителей, ответа на которые не поступило. Считает, что таким решением Собрания представителей были нарушены Устав поселения и его право на участие в осуществлении местного самоуправления. Просил признать данное решение незаконным и обязать Собрание представителей устранить допущенное нарушение, вынести решение о созыве собрания граждан ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов по поданному ДД.ММ.ГГГГ инициативной группой граждан обращению.

В судебном заседании заявитель и его представитель требования поддержали по основаниям, указанным в заявлении.

Представители Собрания представителей с.<адрес> с требованиями не согласились по следующим основаниям. Дата и время проведения собрания была утверждена ДД.ММ.ГГГГ, т.к. в обращении инициативной группы граждан указана ориентировочная дата, а в соответствии с п.7 ст.26 Устава <адрес> Собрание представителей в случае принятия решения о созыве собрания граждан утверждает дату и время, но не заявленные в обращении. С ДД.ММ.ГГГГ в ДК проводится ремонт и использовать данное помещение не предоставлялось возможным по ППБ, другого помещения, способного вместить более 20 человек, на территории поселения нет. Глава поселения с ДД.ММ.ГГГГ находится в отпуске, а его заместитель с ДД.ММ.ГГГГ направлен в командировку. ДД.ММ.ГГГГ являлось выходным днем, и привлечение работников администрации с.<адрес> было бы нарушением ст.113 ТК РФ. Инициативная группа была проинформирована о созыве собрания граждан ДД.ММ.ГГГГ, ответ на возражения заявителю был направлен ДД.ММ.ГГГГ с обоснованием его неудовлетворения. ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов состоялось собрание граждан, на котором присутствовало более 90 жителей с.<адрес>, рассмотрены вопросы, заявленные в обращении и сформулированные в строгом соответствии с п.1 ст.29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.1 ст.25 Устава с.<адрес>, т.к. некоторые указанные в обращении вопросы не относились к вопросам местного значения. Считают, что повторное проведение собрания граждан с одной и той же повесткой дня нецелесообразно. Пояснили, что информация о дате и времени проведения собрания граждан была размещена администрацией ДД.ММ.ГГГГ. Собрание проводилось на основании обращения инициативной группы граждан, самим Собранием представителей такого решения не принималось.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их прав и свободы.

Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению им своих прав и свобод либо отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом и в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Как следует из п.25 Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 10.02.2009 года при рассмотрении дела по существу надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), с учетом того, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в Собрание представителей с.<адрес> поступило письменное обращение инициативной группы (представитель Чебурков А.В.) о созыве собрания граждан для рассмотрения вопросов местного значения: меры обеспечения пожарной безопасности жителей с.<адрес>; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в с.<адрес>; содействие в развитии сельскохозяйственного производства; строительство и ремонт автодорог в с.<адрес>; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления поселения с указанием ориентировочной даты проведения собрания ДД.ММ.ГГГГ 14 часов и приложением 8 подписных листов с числом граждан, поддерживающих инициативу проведения собрания 20 человек.

Решением Собрания представителей с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении обращения инициативной группы о созыве собрания граждан» было постановлено: созвать собрание граждан с.<адрес> ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов в здании Центра культуры, молодежной политики и спорта с.<адрес> с утверждением следующих вопросов к рассмотрению: информация о дорожной деятельности в отношении автодорог местного значения поселения; сведения об организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения; организация первичных мер пожарной безопасности в поселении; информация о деятельности Центра культуры, молодежной политики и спорта; информация по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; сведения о содействии в развитии сельскохозяйственного производства в поселении; информация населения о деятельности администрации и Главы с.<адрес>, о чем в тот же день был уведомлен заявитель, что подтверждается его подписью на сообщении.

ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов в здании ДК <адрес> было проведено собрание граждан с количеством участвовавших 91 человек и рассмотрением вопросов, утвержденных решением Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из протокола собрания на нем заслушивалась информация Главы с.<адрес> о проделанной работе по указанным вопросам. Протокол собрания опубликован в газете Бариновский вестник ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст.1 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. Местное самоуправление в РФ является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст.3 данного закона граждане РФ осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.Согласно ст.14 Закона к вопросам местного значения поселения относятся в т.ч. обеспечение первичных мер пожарной безопасности (п.9); организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении (п.30); содействие в развитии сельскохозяйственного производства (п.28); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (п.5); организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п.18).

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (ст.26 Закона).

Согласно ст.29 Закона для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан. Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

В соответствии со ст.43 указанного закона в систему муниципальных правовых актов входит в т.ч. устав муниципального образования, который наряду с правовыми актами, принятыми на местном референдуме, является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

На территории с.<адрес> м.<адрес> действует Устав поселения, принятый решением Собрания представителей с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст.25 Устава для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществления территориального общественного самоуправления могут проводиться собрания граждан, в т.ч. по инициативе граждан, Собрания представителей, Главы поселения.

В соответствии со ст.26 Устава, регламентирующей порядок назначения собрания граждан, проводимого по инициативе населения, собрание граждан, проводимое по инициативе граждан, назначается Собранием представителей поселения на основании письменного обращения инициативной группы численностью не менее 3% от общего числа лиц, имеющих право участвовать в собрании граждан, в котором должны быть указаны вопросы, предлагаемые к рассмотрению на собрании, ориентировочная дата и время проведения собрания. В течение 15 дней со дня поступления обращения о созыве собрания граждан Собрание представителей поселения обязано принять одно из следующих решений: о созыве собрания граждан либо об отклонении инициативы о созыве собрания граждан. Инициатива граждан о созыве собрания отклоняется в случае, если предлагаемые к рассмотрению вопросы не относятся к полномочиям собрания граждан или нарушена процедура созыва собрания. В случае принятия решения о созыве собрания граждан Собрание представителей утверждает вопросы, предлагаемые к рассмотрению, дату, время и место проведения собрания, о чем в обязательном порядке уведомляет инициатора созыва собрания. Инициативная группа граждан обязана оповестить население о дате, времени и месте проведения собрания, о вопросах, предлагаемых к рассмотрению, через средства массовой информации или другими доступными способами заблаговременно, но не позднее чем за 7 дней до дня его проведения.

В судебном заседании установлено, что обращение инициативной группы граждан о созыве собрания граждан, поступившее ДД.ММ.ГГГГ в Собрание представителей с.<адрес>, соответствовало требованиям закона и Устава поселения, в т.ч. по поставленным на обсуждение вопросам местного значения, что по существу не оспаривается и подтверждается отсутствием решения об отклонении инициативы о проведении такого собрания. Одновременно с этим установлено отсутствие решения о созыве собрания граждан по инициативе Собрания представителей, однако из протокола собрания граждан с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на собрании рассматривались вопросы, вынесенные Собранием представителей с.<адрес>. Таким образом, фактически было проведено другое собрание граждан, нежели то, о котором заявлялось инициативной группой, что нельзя признать правомерным ввиду существенного нарушения в этом случае требований Устава с.<адрес>.

Доводы Собрания представителей с.<адрес> о законности решения о назначении собрания граждан, принятого на основании обращения инициативной группы от ДД.ММ.ГГГГ, которым была изменена предлагаемая дата его проведения, являются необоснованными и противоречащими общему смыслу толкования местного самоуправления, предполагающего, что органы местного самоуправления должны оказывать содействие населению в непосредственном осуществлении местного самоуправления и участии в нем. Поскольку собрание было инициировано гражданами, и Устав требует обязательного указания ориентировочной даты его проведения, то следует исходить из того, что предложенная гражданами дата проведения собрания является для них удобной и придерживаться в первую очередь ее. При этом не имеет значения, на рабочий или выходной день она приходится, т.к. местное самоуправление осуществляется постоянно и непосредственно на всей территории муниципального образования. Изменение даты проведения собрания в связи с ремонтом СДК могло бы быть расценено как необходимое, если бы об этом была своевременно извещена инициативная группа и приняты меры по проведению согласительных процедур. Вместе с тем представленный в подтверждение проведения ремонтных работ в СДК <адрес> договор с подписями заказчика и подрядчика датирован ДД.ММ.ГГГГ с указанием в нем на начало работ с момента его подписания, что свидетельствует о проведении ремонта и на момент проведения собрания граждан ДД.ММ.ГГГГ. О несвоевременности извещения об изменении даты проведения собрания граждан свидетельствует тот факт, что о принятом Собранием представителей решении заявитель был уведомлен менее чем за 7 дней до измененной даты проведения собрания, что привело бы к несоблюдению требований п.8 ст.26 Устава с.<адрес>. Не может быть принята во внимание в обоснование возражений ссылка на нахождение в отпуске и командировке на предложенную инициативной группой дату проведения собрания должностных лиц администрации поселения, поскольку в данном случае информацию о деятельности органа местного самоуправления мог довести любой представитель администрации либо, если вопрос касался информирования о деятельности конкретного должностного лица органа местного самоуправления, он мог быть не рассмотрен на собрании ввиду отсутствия этого должностного лица в данном случае по уважительной причине.

Таким образом, оспариваемое решение нарушило права заявителя как члена инициативной группы на участие в осуществлении местного самоуправления, в связи с чем является незаконным и подлежащим отмене. Одновременно с этим ввиду того, что в данном случае судебным решением невозможно устранить допущенные Собранием представителей с.<адрес> нарушения в части определения предложенной инициативной группой даты проведения собрания граждан без нарушения требований п.8 ст.26 Устава поселения, поскольку решение должно быть принято на основании обращения инициативной группы, то основания для удовлетворения заявления в этой части отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199, 246, 257, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Чебуркова А.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Собрания представителей сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении обращения инициативной группы о созыве собрания граждан».

Требования Чебуркова А.В. в части обязания Собрания представителей сельского поселения <адрес> устранить в полном объеме препятствия к осуществлению им права, предусмотренного ст.31 Конституции РФ, на основании обращения инициативной группы граждан от ДД.ММ.ГГГГ о созыве собрания граждан на ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.

Судья         В.В.Лопутнев