Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 23 » октября 2012 года г.Нефтегорск.
Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., при секретаре Кашириной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борзова М.А. к администрации муниципального района Нефтегорский о признании незаконным отказа в выплате субсидии на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд указав, что является участником и инвалидом Великой Отечественной войны, проживает в частном доме по адресу <адрес>, в котором из удобств имеется водопровод (холодная вода) и газовое отопление. Туалет и горячая вода в доме отсутствуют, баня находится во дворе, куда вода не проведена. Неоднократно обращался в администрацию м.р.Нефтегорский с вопросом предоставления жилья или выплаты компенсации на его приобретение, на что получал фактический отказ в этом. Просил признать отказ администрации м.р.Нефтегорский в выплате ему субсидии на приобретение жилья незаконным и обязать администрацию выдать ему свидетельство на получение такой субсидии.
В процессе рассмотрения дела истец свои требования изменил, просил признать бездействие администрации м.р.Нефтегорский по отказу во включении его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение субсидии, незаконным, обязать включить его в такой список и предоставить жилищную компенсацию на приобретение или строительство жилья.
В судебном заседании представитель истца уточненные требования поддержал по указанным в заявлении основаниям. Считает, что принадлежащий Борзову М.А. дом не пригоден для проживания, и администрация должна была принять решение о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, т.к. жилое помещение может считаться пригодным для проживания, если в нем имеются все средства жилищно-коммунального обслуживания.
Представители администрации м.р.Нефтегорский с заявленными требованиями не согласились указав, что истец не обращался в администрацию с заявлением в порядке, установленном Постановлением Правительства Самарской области № 77 от 21.06.2006 года, хотя на его обращения ему давались разъяснения по документам, которые необходимо представить для включения в список по получению социальной выплаты на приобретение жилья. В заявлении, поступившем в 2010 году, истец просил отремонтировать крышу его дома, и соответствующие ремонтные работы были проведены. На территории Нефтегорского района установлена учетная норма при признании нуждаемости в улучшении жилищных условий 14 кв.м. общей площади, у истца общая площадь дома составляет 26 кв.м., и принадлежащее ему жилое помещение не признано непригодным для проживания. Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных в одно и двухэтажных зданиях в поселениях без централизованных инженерных сетей. Поступившее от Борзова М.А. 2.10.2012 года заявление пока не рассмотрено, т.к. установленный 30-дневный срок его рассмотрения не истек.
Выяснив мнение сторон, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.
На основании ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их прав и свободы.
Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению им своих прав и свобод либо отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом и в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 7.05.2008 года обеспечиваются жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий участники и инвалиды Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах».
На основании ст.14 ч.1 п.4 Закона РФ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ст.23.2 данного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 15, 17-19, 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, следующих категорий граждан: инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
По письменным заявлениям указанных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ. Определение порядка предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов РФ.
На территории Самарской области в сфере обеспечения жилыми помещениями инвалидов и участников Великой Отечественной войны действует Закон Самарской области № 87-ГД от 11.07.2006 года «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (п.2.1 ч.2 ст.2 данного Закона).
Обеспечение жилыми помещениями указанных граждан осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области в порядке, устанавливаемом Правительством Самарской области в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты РФ (ч.4 ст.2 данного Закона).
Согласно ст.3 этого закона нуждающимися в жилых помещениях признаются в частности граждане, постоянно проживающие на территории Самарской области и являющиеся собственниками жилых помещений при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, определенной ст.4 настоящего Закона; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Ст.4 указанного закона и принятым во исполнении него постановлением администрации м.р.Нефтегорский № 278 от 15.03.2010 года установлена учетная норма в 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в т.ч. для инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Постановлением администрации м.р.Нефтегорский № 279 от 15.03.2010 года применительно к данному закону утверждена примерная форма заявления о принятии на учет отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» Постановлением Правительства Самарской области № 77 от 21.06.2006 года установлен Порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области.
Согласно п.3.1 данного Порядка постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане для постановки на учет подают в жилищную комиссию органа местного самоуправления заявление установленной формы с приложением соответствующих документов.
Согласно п.3.4 Порядка жилищная комиссия в течение 30 дней со дня поступления заявления о постановке на учет и документов, указанных в п.3.1 настоящего Порядка, рассматривает это заявление, организует проверку жилищных условий заявителя с составлением акта обследования жилищных условий и принимает решение о постановке на учет гражданина или отказе в постановке на учет. Список очередников утверждается уполномоченным органом местного самоуправления (п.3.5 Порядка). Для получения социальной выплаты очередник представляет в органы местного самоуправления нотариально заверенное заявление о предоставлении социальной выплаты, на основании которого принимается решение о ее предоставлении (п.п.5.1, 5.2 Порядка).
Как установлено в судебном заседании Борзов М.А. является участником и инвалидом Великой Отечественной войны, проживает по адресу <адрес> в жилом доме общей площадью 26,8 кв.м., жилой площадью 14,7 кв.м., принадлежащем ему на праве собственности (л.д. 7-10). При этом на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он не состоит.
Из представленных документов усматривается, что Борзов М.А. в июне и ноябре 2011 года обращался в администрацию м.р.Нефтегорский с заявлениями о предоставлении ему как инвалиду и участнику ВОВ выплаты на приобретение жилья, 28.09.2012 года с заявлением о рассмотрении вопроса о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставления жилья или выплаты компенсации на его приобретение, которое поступило в администрацию 2.10.2012 года. По первым двум обращениям ему направлялись ответы об отсутствии оснований для предоставления выплаты в связи с тем, что от него не поступало заявления и пакета документов в соответствии с утвержденным порядком, при этом с последним ответом ему был направлен бланк заявления и перечень документов, необходимых для предоставления в администрацию для определения нуждаемости в жилье. Заявление, поступившее 2.10.2012 года, к настоящему времени не рассмотрено.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что не смотря на наличие у истца статуса участника и инвалида ВОВ основания для предоставления ему требуемой социальной выплаты на приобретение жилья отсутствуют, т.к. до настоящего времени он не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и не поставлен на соответствующий учет. Определение нуждаемости в улучшении жилищных условий и постановка на учет носит заявительный характер, однако на день подачи иска от истца не поступало в администрацию м.р.Нефтегорский обращения в порядке, установленном Правительством Самарской области на основании соответствующего регионального закона, хотя разъяснения по этому поводу ему давались. Бездействия со стороны администрации м.р.Нефтегорский в решении поставленного истцом вопроса в данном случае не прослеживается. На все его обращения были даны ответы и разъяснения действующего законодательства. Кроме этого из представленной служебной записки работников Центра социального обслуживания следует, что Борзов М.А. при его посещении отказался подписывать заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Не усматривается оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий и при рассмотрении данного иска. Основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий в данном случае является обеспечение жилым помещением менее учетной нормы либо проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Истец имеет в собственности жилое помещение, общая площадь которого превышает установленную учетную норму. Также не представлено и не установлено доказательств отнесения жилого помещения, в котором он проживает, к непригодному для проживания. Как следует из акта обследования технического состояния жилого помещения от 21.02.2012 года, составленного Государственной жилищной инспекцией Самарской области на основании заявления администрации м.р.Нефтегорский, жилой <адрес> является бревенчатым, состоит из одной жилой комнаты, кухни и коридора; холодное водоснабжение – от водопроводной сети; горячее водоснабжение и санузел отсутствует; канализация – местный выгреб; газоснабжение централизованное, газовое оборудование в рабочем состоянии, отопление автономное; дом электрифицирован. Окна, двери, полы в удовлетворительном состоянии. На основании адресованного в администрацию м.р.Нефтегорский заявления Борзова М.А. от 5.03.2010 года был произведен ремонт крыши его дома (л.д. 24-29).
В соответствии с п.п.7, 42 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, которая на основании заявления собственника помещения либо заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает его пригодным (непригодным) для проживания. Однако доказательств наличия такого решения не имеется.
Согласно п.12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). При этом в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. В связи с этим ссылка представителя истца на отсутствие непосредственно в доме Борзова М.А. туалета и горячего водоснабжения в обоснование необходимости обеспечения его жилым помещением или выплатой на его приобретение является несостоятельной.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск Борзова М.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.
Судья В.В.Лопутнев