№ 12-26/2012 определение по жалобе Министерства лесного хозяйства на определение мирового судьи



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

« 5 » мая 2012 года                        г.Нефтегорск.

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника НОУ Нефтегорский СТК ДОСААФ России Киреевой Н.М. по жалобе Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на определение мирового судьи судебного участка № 147 Самарской области о передаче дела для рассмотрения по подведомственности,

У С Т А Н О В И Л:

Киреева Н.М. привлекается к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ за нарушение установленных сроков внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Протокол об административном правонарушении от 13.03.2012 года, составленный специалистом отдела экологии и природопользования администрации м.р.Нефтегорский, был передан на рассмотрение в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Определением зам.министра данного министерства от 21.03.2012 года протокол был передан для рассмотрения мировому судье судебного участка № 147 Самарской области ввиду неподведомственности его рассмотрения. Определением мирового судьи от 13.04.2012 года протокол был передан для рассмотрения в Министерство в связи с неподведомственностью мировому судье. При этом Министерство считает себя неуполномоченным органом на его рассмотрение по тем основаниям, что Федеральным законом № 242-ФЗ от 18.07.2011 года из Закона РФ «Об охране окружающей среды» исключено понятие «государственный экологический контроль» и введено понятие «государственный экологический надзор», что препятствует рассмотрению дела, т.к. в соответствии со ст.23.29 КоАП РФ дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический контроль, а в соответствии со ст.22.3 КоАП РФ при упразднении органа, уполномоченного на рассмотрение дела об административном правонарушении, до внесения в Кодекс или закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные ему дела рассматривают судьи. В связи с этим просит определение мирового судьи отменить и обязать его принять к рассмотрению данное дело об административном правонарушении.

Суд считает определение подлежащим изменению по следующим основаниям.

Согласно ст.23.29 ч.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.41 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический контроль, к числу которых отнесена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 400 от 30.07.2004 года, функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в т.ч. в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

На основании ч.2 ст.23.29 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч.1 данной статьи, вправе государственные инспектора РФ по охране природы и их заместители, в т.ч. субъектов РФ.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 462 от 27.06.2011 года утверждено Положение об Управлении Росприроднадзора по Самарской области, которое является территориальным органом Росприроднадзора регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Самарской области. К полномочиям Управления отнесен в т.ч. контроль и надзор за соблюдением требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в частности обращения с отходами (за исключением радиоактивных). Таким образом, в Самарской области имеется несудебный орган, уполномоченный на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.41 КоАП РФ.

Постановлением Правительства РФ № 716 от 25.09.2008 года утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды), которые одновременно являются по должности государственными инспекторами РФ по охране природы, в т.ч. руководители территориальных органов и их заместители.

Согласно ст.23.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, не отнесены ни к прямой, ни к альтернативной подсудности судов.

В соответствии со ст.22.1 ч.1 п.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП, федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Ст.22.3 ч.1 КоАП РФ указывает на то, что дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями в случае упразднения указанных в главе 23 КоАП органа, учреждения, их структурного подразделения или территориального органа, уполномоченных на рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности этих лиц, до внесения в Кодекс или закон субъекта РФ соответствующих изменений или дополнений.

Исключение из федерального закона понятия «экологический контроль» не влияет на права Управления Росприроднадзора по Самарской области на рассмотрение дел об административных правонарушениях. В связи с этим ссылка в обоснование жалобы на возможность рассмотрения данного дела мировым судьей ввиду реорганизации Министерства и внесения изменений в федеральное законодательство является ошибочной. Таким образом, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не имело право на передачу данного дела об административном правонарушении мировому судье, в связи с чем направление мировым судьей дела для рассмотрения по подведомственности является законным и обоснованным.

Как следует из содержания ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении подлежит разрешению вопрос о подведомственности дела судье, органу, должностному лицу, к которым поступил протокол об административном правонарушении и в случае выяснения того, что рассмотрение дела не относится к их компетенции, в соответствии с п.5 ч.1 данной статьи либо п.2 ч.2 ст.29.9 КоАП РФ выносится определение о его передаче на рассмотрение по подведомственности.

Вместе с тем решение мирового судьи о направлении данного дела обратно в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области для рассмотрения по существу при указанных в определении Министерства о передаче его на рассмотрение судье доводах о неподведомственности и наличии иного органа, к компетенции которого относится рассмотрение дел данной категории, нельзя признать обоснованным, поскольку у суда отсутствует компетенция по определению органа, которому следует рассматривать дело об административном правонарушении, в случае наличия полномочий на его рассмотрение у нескольких органов. В данном случае мировой судья фактически признал незаконным определение Министерства, хотя оно никем не обжаловалось. По этим основаниям обжалуемое определение подлежит изменению с направлением дела об административном правонарушении для рассмотрения в Управление Росприроднадзора по Самарской области.

Руководствуясь ст.ст. 29.9 ч.2 п.2, 29.12, 30.7 ч.1 п.2 КоАП РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Определение мирового судьи судебного участка № 147 Самарской области от 13.04.2012 года изменить.

Передать дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, в отношении начальника НОУ Нефтегорский СТК ДОСААФ России Киреевой Н.М. в Управление Росприроднадзора по Самарской области для рассмотрения.

Судья                                    В.В.Лопутнев