решение по жалобе на постановление мирового судьи судебного участка № 148 Самарской области о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ



Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

11 апреля 2011 года

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Гусев В.А.

при секретаре Коробовой Т.К.

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном

ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «Газпром трансгаз Самара»

У С Т А Н О В И Л

Государственный лесной инспектор министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области С. обратился в суд с жалобой указывая, что 21.03.2011 года мировым судьей судебного участка № 148 Самарской области неправомерно вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении

ООО «Газпром трансгаз Самара» за отсутствием состава административного правонарушения. Просит постановление отменить и принять новое решение.

Заслушав объяснения инспектора С., рассмотрев представленные документы, суд приходит к убеждению об отсутствии события административного правонарушения.

Из представленных в суд материалов административного производства следует, что ООО «Газпром трансгаз Самара» фактически использует лесные участки под магистральный подземный газопровод. Договор, предоставляющий права на лесопользование отсутствует. 22.07.2010 года было выдано предписание № 5 об устранении нарушения лесного законодательства, согласно которого необходимо заключить договор аренды, зарегистрировать договор в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области, разработать и представить проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. При проведении внеплановой выездной проверки установлено, что предписание № 5 от 22.07.2010 года не выполнено. По факту невыполнения предписания был составлен протокол от 01.03.2011 года о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Однако каких либо доказательств в подтверждение такого вывода в протоколе не указано и в приложении к нему не содержится. Предписанием возлагается обязанность по заключению договоров аренды лесных участков, используемых в целях транспортировки природного газа по магистральным газопроводам, но отсутствуют указания в части лесных участков на территории охранных зон линейных объектов. В протоколе не указаны обстоятельства правонарушения, его объективные признаки, в представленных материалах дела отсутствуют доказательства в совершении правонарушения, что свидетельствует о халатном отношении к выполнению своих должностных обязанностей должностного лица, повлекших при составлении протокола ряд существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ, влияющих на объективность, всесторонность и полноту рассмотрения дела об административном правонарушении. Ссылка только на предписание, в котором также отсутствуют признаки события правонарушения является несостоятельной и не может с достаточной полнотой свидетельствовать о совершении правонарушения.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых возможно установление наличия или отсутствия события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Такие данные могут быть установлены протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами, показаниями технических средств, вещественными доказательствами.

В силу п.13 ч.1 ст. 25 Лесного кодекса РФ эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов. При этом, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса. (ч.1 ст.45 ЛК РФ)

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 21 ЛК РФ на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования трубопроводов и других линейных объектов.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. (п. 3 ст.45 ЛК РФ)

В силу ст. 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, установленном гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения аукционов на основании решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе для эксплуатации трубопроводов и других линейных объектов. (ч. 3 ст.74 ЛК РФ)

В соответствии с п.4. ст.45 ЛК РФ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.

Доказательств, свидетельствующих, что ООО «Газпром трансгаз Самара» в нарушение установленного порядка производит эксплуатацию подземного газопровода на участках лесного фонда и использование лесного фонда для эксплуатации и обслуживания линейных объектов, в материалах дела не имеется.

Согласно диспозиции ст. 421 ГК РФ права свободы заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда такая обязанность установлена законом. Поскольку нормы Лесного Кодекса РФ и другие нормативные акты не содержат требования заключения договора аренды лесных участков для эксплуатации подземного газопровода, обязанность по заключению договоров аренды при эксплуатации подземных линейных сооружений нельзя признать обоснованной, нарушение свободы заключения договоров являются недопустимыми и является прямым вмешательством в хозяйственную деятельность предприятия.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное, наказуемое действие (бездействие), причинившее вред или угрозу причинения вреда охраняемым законом интересам государства, общества, граждан. Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В судебном заседании не установлено доказательств, что специалистами ООО «Газпром трансгаз Самара» допущены нарушения требований и правил надлежащей эксплуатации подземного газопровода, а отсутствие договорных правоотношений между собственниками и хозяйствующими субъектами на использование лесного фонда для эксплуатации и обслуживания объектов, не образует признаков события и состава административного правонарушения.

В соответствии со ст.24.5 ч.1 п.п.1,2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии события и состава административного правонарушения.

Руководствуясь ч.1 ст.29.10, п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л

Постановление мирового судьи судебного участка № 148 Самарской области от 21.03.2011 года о прекращении производства по делу административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ООО «Газпром трансгаз Самара» за отсутствием состава административного правонарушения - оставить без изменения, а жалобу государственного лесного инспектора министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области С. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента оглашения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Судья В.А. Гусев.