№ 5-5/2012 постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

« 29 » февраля 2012 года г.Нефтегорск.

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., при секретаре Сургаевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «НПС-Транспорт», юридический адрес: <адрес> фактический адрес (адрес базы): <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

Самарским межрайонным природоохранным прокурором в отношении ООО «НПС-Транспорт» было вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, заключающемся в том, что в ходе осуществления деятельности у ООО «НПС-Транспорт» по адресу: <адрес>, образуются отходы производства и потребления, в т.ч. мусор от бытовых помещений организаций несортированный (отход 4 класса опасности). Согласно инвентаризации источников образования отходов, проведённой ГУП СО «Экология», у ООО «НПС-Транспорт» образуются 14 видов отходов: ртутные лампы (класс опасности - 1), лом и отходы цветных металлов (класс опасности - 3,4), масла автомобильные отработанные (класс опасности 3) и др. Согласно статистической отчётности 2-ТП (отходы) за 2010 год образовано 10,56 тонн указанного отхода, тогда как согласно справке МУП <адрес> ПОЖКХ на полигон принято на хранение ТБО с территории ООО «НПС-Транспорт» 6,25 тонн. Накопление отходов осуществляется в местах временного хранения, которые определены схемой, утверждённой директором ООО «НПС-Транспорт» ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение п.2 ст.26 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» ООО «НПС-Транспорт» не разработан и не согласован с органами исполнительной власти порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами. Тем самым ООО «НПС-Транспорт» в течение длительного времени осуществляет деятельность по обращению с отходами (накопление отходов) в нарушение ст.ст.11, 18, 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Оценив исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях лица, привлекаемого к ответственности, состава административного правонарушения по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Исходя из принципа презумпции невиновности лица, привлекаемого к ответственности, доказательство его вины лежит на органе, уполномоченном законом осуществлять административное преследование.

Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых лицо, рассматривающее дело, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются предусмотренными Кодексом протоколами, показаниями лица, привлекаемого к ответственности, потерпевшего, свидетелей, иными документами, вещественными доказательствами.

Согласно ст.26.11 КоАП РФ доказательства по делу при его рассмотрении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ГУП СО «Э» была проведена инвентаризация источников образования отходов ООО «НПС-Транспорт» по адресу <адрес>, в ходе которой было установлено, что предприятие осуществляет свою деятельность на 1-й отдельно расположенной площадке, основным видом которой является деятельность автомобильного грузового транспорта. Выявлено 14 видов отходов с I по V класс опасности (л.д. 32-33). Как следует из объяснений директора ООО «НПС-Транспорт», данных им в ходе проверки, проведена инвентаризация источников образования отходов, определены места их накопления, разработан порядок производственного контроля, который не завершен по причине непроведения качественного химического анализа ввиду загруженности организации, проводящей данный анализ, после проведения которого порядок будет доработан. С постановлением прокурора не согласен (л.д. 10). Из представленной схемы мест временного хранения отходов, утвержденной директором ООО «НПС-Транспорт» ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что оно определено и находится внутри занимаемой организацией территории (л.д. 35). Договором от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается оказание МУП <адрес> ПОЖКХ услуг ООО «НПС-Транспорт» по приемке и захоронению отходов (л.д. 24-25). Имеющейся в деле справкой подтверждается принятие на хранение ТБО с территории ООО «НПС-Транспорт» по договору от ДД.ММ.ГГГГ 6,25 тонн, одновременно с этим имеются справки о принятии по этому же договору за 2 и 3 квартал 2011 года 12,5 тонн ТБО (л.д. 30-31, 34).

Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении ООО «НПС-Транспорт» привлекается к ответственности за нарушение ст.ст.11, 18, 26 Закона РФ «Об отходах производства и потребления». При этом ему в вину ставится накопление в течение длительного времени отходов в нарушение указанных норм закона, в частности сдача на специализированный полигон меньшего количества отходов, чем образовано в результате деятельности за 2010 год, а также отсутствие разработанного и согласованного с органами исполнительной власти порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.

В силу ст.11 Закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в т.ч. соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ст.18 данного закона юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.

В соответствии со ст.26 указанного закона юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами. Согласно ч.2 данной статьи порядок осуществления такого контроля определяется ими по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии с их компетенцией).

Диспозиция ст.8.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Законом «Об отходах производства и потребления» наряду с общими требованиями к обращению с отходами производства (ст.ст.9-17), предъявляются и дополнительные требования в виде разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ч.3 ст.18), организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами (ч.1 ст.26). При этом ч.2 ст.26 регламентирует лишь определение порядка осуществления такого контроля (по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти на федеральном или региональном уровне (в соответствии с их компетенцией)). Однако форма, процедура и сроки согласования федеральным законодательством до настоящего времени не определены. Таким образом, говорить о том, что несоблюдение требований ч.2 ст.26 указанного Закона образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ с учетом положений п.3 ч.1 ст.1.3 КоАП РФ, нельзя.

Доказательств отсутствия производственного контроля со стороны ООО «НПС-Транспорт» в области обращения с отходами производства не представлено и материалами дела не установлено. Вменяемое в вину нарушение основано лишь на проведенной инвентаризации, выявившей факт использования обществом опасных отходов производства. Вместе с тем установлено, что оно использует для своей деятельности ограниченную площадку, где определено место временного складирования отходов. Они вывозятся на соответствующий полигон, что подтверждается наличием договора и представленной принимающей организацией информации. Утверждение о том, что предприятием вывезено 10,56 тонн отходов, основанное на статистической отчетности, ничем объективно не подтверждено. К тому же при наличии имеющейся в деле справки об утилизации 6,25 тонн применительно к отчетности при одновременном наличии еще двух справок о принятии на хранение 12,5 тонн отходов, свидетельствует об их полной утилизации. Из объяснений, данных директором ООО «НПС-Транспорт», усматривается, что порядок производственного контроля разработан, но не завершен.

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не содержится указания на отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства по этому поводу, в связи с чем нет оснований считать, что ООО «НПС-Транспорт» нарушены положения ст.18 Закона РФ «Об отходах производства и потребления». Нарушений каких-либо иных требований данного закона предприятию не вменяется.

В соответствии со ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае отсутствия состава правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9 – 29.11 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «НПС-Транспорт» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Нефтегорский районный суд в течение 10 дней со дня получения его копии лицом, в отношении которого оно вынесено, либо в тот же срок лицом, вынесшим постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Судья В.В.Лопутнев