24 февраля 2011 года г.Назрань
Назрановский районный суд Республики Ингушетия
в составе: председательствующего судьи Ярыжева А.Б.,
при секретаре Таркоевой З.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 на неправомерные действия ОФМС России по Республике Ингушетия,
У С Т А Н О В И Л:
Заявительница обратилась в суд с заявлением на неправомерные действия ОФМС России, выразившиеся в отказе продления срока действия статуса вынужденного переселенца.
В обоснование заявленного требования указала, что ей отказывают в продлении статуса вынужденного переселенца в связи с получением компенсации за утраченное жилье в ЧР, и за одно лишают в получении жилья. Действия ОФМС России по РИ считает незаконными, поскольку полученная ею компенсация была недостаточной для приобретения жилья. Более того, в настоящее время она не обустроена, собственного жилья не имеет и проживает в чужом доме по договору аренды. Просит признать действия ОФМС России по РИ незаконными, обязать ОФМС России по РИ восстановить ей статус вынужденного переселенца.
В судебном заседании ФИО2 поддержала свои требования, а также просила суд признать за ней право на получение государственной субсидии в жилищном обустройстве, так как своего жилья на данный момент она не имеет и денежная компенсация, полученная за разрушенное жилье в Чеченской Республике в размере <данные изъяты> не разрешила вопрос с жильем.
Представитель ОФМС России по РИ по доверенности ФИО4 заявление не признала и просила суд отказать в его удовлетворении.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд находит заявленные требования обоснованными по следующим основаниям.
Право подачи гражданином заявления в суд об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего по месту своего жительства предусмотрено ст. 254 ГПК РФ.
В силу пункта 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993г. N4530-I "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующийгод по заявлению вынужденного переселенца.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 9 Закона лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона.
Из содержания приведенных норм следует, что статус вынужденного переселенца по своему характеру является срочным и утрачивается по истечении пятилетнего срока, если соответствующим уполномоченным органом по контролю и надзору в сфере миграции не принято решение о его продлении на каждый последующийгод. При этом для продления срока действия статуса вынужденного переселенца требуется не только в обязательном порядке подача лицом соответствующего заявления (Административный регламент, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы от 20 декабря 2007г. N465), но и наличие обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом (прежнем) месте жительства.
Как видно из копии удостоверений № м заявительница является вынужденным переселенцем из ЧР, срок действия статуса которой действовал до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно извещению ОФМС России по РИ № от ДД.ММ.ГГГГ заявительнице отказано в продлении срока действия статуса ввиду получения ею в 2004 г. компенсации за утраченное жилье в ЧР в сумме 125000 рублей в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.1997 года № 510 «О порядке выплаты компенсации за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшие ее безвозвратно» (далее –Порядок).
Однако с данными доводами органа миграционной службы суд согласиться не может, поскольку сумма полученной заявительницей компенсации была недостаточной для решения вопроса жилищного обустройства.
О правомерности данного вывода свидетельствует и вступившее в законную силу решение Верховного Суда РФ от 16 ноября 2000 г. по делу ГКПИ2000-1224, указавшего, что размер компенсации за утраченное жилье, предусмотренный упомянутым Порядком, не предполагал полного возмещения его стоимости, и следовательно, вынужденные переселенцы были лишены возможности обеспечить себя жилыми помещениями по установленным нормам на полученную сумму компенсации.
Следовательно, заявительница имеет право на государственное обеспечение жильем в рамках реализации федеральных программ, принятых во исполнение Федерального закона «О вынужденных переселенцах».
Руководствуясь ст.ст. 13 ГК РФ, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО2 на неправомерные действия ОФМС России по Республике Ингушетия, удовлетворить.
Обязать Отдел ОФМС России по Республике Ингушетия продлить срок действия статуса вынужденного переселенца ФИО2 на один год с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать право ФИО2 на участие в реализации государственных программ по жилищному обустройству вынужденных переселенцев, как гражданина лишившегося жилья и безвозвратно покинувшего место прежнего проживания в результате боевых действий (конфликта).
Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение десяти дней.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Назрановского районного суда РИ А.Б. Ярыжев