заявление в порядке ст. 254 ГПКРФ



Дело № 2-56\2011 г. Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 марта 2011 года г. Назрань

Назрановский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего судьи А.Б.Ярыжева,

при секретаре Таркоевой З.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Г.Р.М. о признании незаконными действий МРУ

ФМС РФ (с местом дислокации в г.Владикавказ),

У С Т А Н О В И Л:

Г.Р.М. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что до осетино-ингушского конфликта 1992 года она вместе с семьей проживала в домовладении своего отца по адресу: РСО-Алания, <адрес>. В связи с тем, что семья была большая, а в доме не было никаких удобств, она обратилась в сельский совет с.Куртат с просьбой о разрешении строительства нового дома на указанном земельном участке, принадлежащем ее отцу, поскольку последний не возражал. В 1989 году после получения разрешительных документов, она сразу с помощью своих родственников начала строительство дома, Летом 1991 года было завершено строительство двухэтажного дома с цокольным жилым этажом, общей площадью 307,2 кв.м., и одноэтажного дома с кухней, общей площадью 150,4 кв.м., всего – 457,6 кв.м. Домовладение, состоящее из двух жилых строений, общей площадью 457,6 кв.м., было зарегистрировано на ее имя в сельском совете с соответствующей записью в похозяйственной книге. Вплоть до начала осетино-ингушского конфликта 1992 года она проживала в указанном доме. В результате указанного конфликта 1992 года им пришлось покинуть место постоянного проживания в РСО-Алания и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия. В 1995 году Миграционной службой РИ ей и членам семьи был предоставлен статус вынужденного переселенца и выданы удостоверения вынужденного переселенца. В 2006 году она обратилась в МРУ ФМС России с заявлением об оказании ей господдержки на восстановление утраченного в результате конфликта домовладения. Однако по настоящее время ей не предоставлена господдержка по причине того, что АМС Куртатского сельского поселения утратила все правоустанавливающие архивные документы на домовладения, в связи с чем они не имеют возможности подтвердить факт наличия у нее домовладения. Просит признать действия МРУ ФМС России, выразившиеся в отказе предоставления господдержки, незаконными и обязать МРУ ФМС России предоставить ей господдержку в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 274 от 6.03.1998 г. на восстановление утраченного жилья.

Заявитель Г.Р.М. в судебном заседании частично изменила требования, изложенные в заявлении, и просила суд, признать бездействие МРУ ФМС России, выразившееся в затягивании вопроса оказания ей господдержки за утраченное во время конфликта жилья, незаконными, и обязать МРУ ФМС России истребовать из ОФМС России по РИ ее учетное дело для решения вопроса предоставления ей государственной поддержки. Финансовых возможностей на приобретение жилья она не имеет, вынуждена арендовать жилье на собственные средства.

Представитель Межрегионального Управления ФМС России Ильдаров С.Р. в судебном заседании требования заявителя не признал и пояснил, что право на оказание государственной поддержки предоставляются вынужденному переселенцу и членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца и лишившегося жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре ноябре 1992 года. Гадаборшева Р.М. является вынужденным переселенцем в результате осетино-ингушского конфликта. Однако ее учетное дело на оказание ей господдержки к производству принято не было по причине того, что оно в МРУ ФМС России не поступало. Следовательно, они в соответствии с законом не вправе принимать решение по вопросу оказания ей государственной поддержки.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из представленного суду заявителем удостоверения вынужденного переселенца от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что она является вынужденным переселенцем из РСО-А, <адрес>.

На основании п.15 п/п «б» Положения « Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября1992 года» государственная поддержка предоставляется вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, имевшим на 2 ноября 1992 года жилое помещение на праве собственности или получившим его в собственность в порядке наследования после 2 ноября 1992 года от члена семьи вынужденного переселенца, лишившегося жилья в результате осетино-ингушского конфликта.

Доводы заявителя о том, что правоустанавливающие документы на принадлежащее ей домовладение не сохранились, подтверждаются материалами дела.

Так, согласно справке администрации местного самоуправления Куртатского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ похозяйственные книги АМС с 1992 года по 1997 год не сохранились, в связи с чем представляется возможным подтвердить факт наличия у Г.Р.М. домовладения на момент конфликта осени 1992 года.

Как усматривается из справки администрации местного самоуправления Куртатского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ похозяйственные книги АМС с 1992 года по 1997 год не сохранились, в связи с чем не представляется возможным подтвердить факт наличия у Г.Р.М. домовладения, расположенного по адресу: <адрес> «а».

Доводы Г.Р.М. о том, что она на момент конфликта осени 1992 года имела в собственности домовладение, суд признает обоснованными, поскольку подтверждаются следующими письменными доказательствами:

Согласно сообщению страхового отдела «Ленинский» в г.Владикавказ, принадлежавшее Г.Р.М. домовладение, которое находилось по адресу: РСО-А, <адрес> «а», было застраховано по обязательному страхованию строению, страховые платежи уплачивались ею за 1991 г.- 1992 г..

Более того, из предоставленного указанным страховым отделом Страхового оценочного листка усматривается, что страхователь – собственник строений Г.Р.М.. Дом жилой, год постройки 1991. Фундаменты бетонные, стены кирпичные, кровля шиферная, длина дома 28 м, ширина 8,0 м, высота 3 метра. Дом 2-х этажный, год постройки 1991. Фундаменты бетонные, стены кирпичные, кровля шиферная, длина дома 16 м, ширина 8 м, высота 8,3 метра.

Судом был исследован также акт визуального обследования частного домовладения «а» по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, составленный комиссией в составе главы администрации местного самоуправления с. Куртат, специалиста ООО «Жилстройпроект» Вахарова М. Домовладельцем этого дома в акте указана Г.Р.М. Из указанного акта и приобщенному к нему чертежу следует, что на момент обследования на земельном участке два бутобетонных фундамента: 1. Литер «А» со слов владельца дом был двухэтажный с цокольным жилым этажом в габаритах 16,0 м. х 8,0 м. = 128,0 м., с учетом жилого цокольного и второго этажа общей площадью 307,2 кв.м. Под воздействием атмосферных осадков бетонный фундамент потерял свои прочностные свойства. В дальнейшем к эксплуатации не пригоден. 2. Литер «В» размеры в плане 24,0 м.х 6,5 м. + 4,0 м.х 8,0 м. = 188,0 кв.м., общей площадью 150, 4 кв.м. Под воздействием атмосферных осадков бетонный фундамент потерял свои прочностные свойства. В дальнейшем к эксплуатации не пригоден.

Совокупность изложенных Г.Р.М. доводов о том, что она по состоянию на 2 ноября 1992 года владела на праве собственности домовладением, состоящим из двух жилых строений, расположенных по адресу: РСО-Алания, <адрес> «а», разрушенных в ходе осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года, нашла своё подтверждение.

Рассмотрение вопросов, связанных с оказанием вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, государственной поддержки осуществляется уполномоченным территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 5 Положения).

На основании ст.7 ч.1 п.4 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение жилья) в соответствии с законодательством РФ.

Согласно Закона РФ от 19.02.1993 года № 4530-1 (редакции от 18.07.2006 года) «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцам гарантировано оказание государственной поддержки в виде выплаты компенсации за утраченное имущество при невозможности его возврата вынужденному переселенцу (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ).

Согласно п. 1 Указа Президента РФ № 1285 от 6. 10. 2004 г. «О мерах по совершенствованию деятельности государственных органов по развитию отношений между РСО-Алания и РИ» функции специального представителя Президента РФ в РСО-Алания и РИ по обеспечению законных прав граждан, пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта 1992 г.; получателя средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление мероприятий по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, а так же по контролю за расходованием указанных средств переданы Федеральной миграционной службе РФ.

В соответствии с п. 3 Положения «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября – ноября 1992 г.», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998г. № 274, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ № 846 от 30.12.2005 г. и Постановлением Правительства РФ № 618 от 20.10.2006 г. право на получение государственной поддержки предоставляется вынужденному переселенцу и членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца и лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре – ноябре 1992 г., их несовершеннолетним детям, состоящим в составе семьи на дату подачи заявления об оказании государственной поддержки, а так же получившим жилые помещения в собственность в порядке наследования после 2 ноября 1992 года, от вынужденного переселенца лишившегося указанных жилых помещений в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года.

В соответствии с п. 15 п/п «б» Положение «об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года» государственная поддержка предоставляется вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, имевшим на 2 ноября 1992 года жилое помещение на праве собственности или получившим его в собственность в порядке наследования после 2 ноября 1992 года от члена семьи вынужденного переселенца, лишившегося жилья в результате осетино-ингушского конфликта, и покинувшим место прежнего проживания безвозвратно, - в форме субсидий на приобретение готового или строительство нового жилого помещения с предоставлением для строительства земельного участка при условии передачи в установленном порядке оставленного по месту прежнего проживания на территории РСО-Алания или РИ земельного участка и находящегося на нём жилого помещения или незастроенного земельного участка на безвозмездной основе в муниципальную собственность.

Из заявления об оказании государственной поддержки усматривается, что Г.Р.М. обратилась в ОФМС по РИ с просьбой об оказании государственной поддержки.

Из имеющихся в деле материалов следует, что заявителем не получены денежные средства на восстановление принадлежащего ей жилья, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 274 от 6 марта 1998 года « О государственной помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.».

На основе вышеуказанных доказательств суд пришел к выводу, что заявитель Г.Р.М. являющаяся вынужденным переселенцем, лишилась домовладения в результате осетино-ингушского конфликта, в связи, с чем она в настоящее время не обустроена, не имеет постоянного жилья, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией договора найма жилого помещения от 20.12.2010 года, согласно которому она арендует для проживания с семьей жилое помещение.

Следовательно, Г.Р.М. вправе обратиться с заявлением на оказание государственной поддержки в жилищном обустройстве в соответствии с действующим Положением «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября – ноября 1992 г.», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998г. № 274.

В связи с изложенным, является несостоятельным довод ответной стороны о том, что в соответствии с п. 7 Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 06 марта 1998 года №274 приём документов прекращён 01.07.2008г.

Суд при этом так же принимает во внимание, что в соответствии с действующим законодательством единственным государственным органом, обеспечивающим реализацию законных прав граждан РФ, пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта и получателем бюджетных средств выделяемых на осуществление мероприятий по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта является Федеральная миграционная служба РФ в лице Межрегионального управления (с местом дислокации в г. Владикавказе).

При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению о том, что заявитель обоснованно обратилась за защитой с вышеуказанными требованиями, подлежащими удовлетворению.

Однако, не смотря на это обстоятельство и на то, что заявитель представила в суд исчерпывающие доказательства того, что на момент осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года она имела в собственности домовладение, состоящее из двух жилых строений, расположенных по адресу: РСО-А, <адрес> «а», в результате формальных обстоятельств она и ее семья остаются без жилья, их право на помощь со стороны государства, предусмотренное Постановлением Правительства РФ № 274 от 6 марта 1998 года «О государственной помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.», остается не реализованным.

Приводимые представителем МРУ ФМС России доводы о том, что в МРУ ФМС России не поступало учетное дело заявителя, суд не считает настолько весомыми, чтобы оправдать фактическое лишение жилища семьи вынужденного переселенца Г.Р.М..

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать МРУ ФМС России истребовать из ОФМС России по РИ учетное дело заявителя с целью рассмотрения вопроса об оказании Г.Р.М. государственной поддержки согласно Постановлению Правительства РФ № 274 от 6.03.1998 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 257 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие МРУ ФМС России (с местом дислокации в г.Владикавказ), выразившееся в непринятии решения об оказании Г.Р.М. государственной поддержки за утраченное в результате осетино-ингушского конфликта осени 1992 года домовладения, расположенного по адресу: РСО-А, <адрес> <адрес> незаконным.

Обязать МРУ ФМС РФ (с местом дислокации в г.Владикавказ) обязать истребовать из ОФМС России по РИ учетное дело вынужденного переселенца Г.Р.М. и рассмотреть заявление о предоставлении государственной поддержки для жилищного обустройства в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ № 274 от 6.03.1998 г. за утраченное в результате осетино-ингушского конфликта осени 1992 года, домовладение, состоящего из двух жилых строений, общей площадью 457,6 кв.м., принадлежащего Г.Р.М. на праве собственности по состоянию на 02 ноября 1992 года, расположенного по адресу: РСО-А, <адрес> <адрес>

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Ингушетия в срок десять дней.

Председательствующий:

Копия верна:

Судья

Назрановского районного суда: А.Б.Ярыжев