спор в порядке ст. 254 ГПК РФ



Дело № 2-59\2011 г.Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2011 года г. Назрань

Назрановский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего судьи А.Б.Ярыжева,

при секретаре Таркоевой З.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Б.Ю.Х. о признании незаконными действий МРУ

ФМС РФ (с местом дислокации в г.Владикавказ),

У С Т А Н О В И Л:

Б.Ю.Х. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что до осетино-ингушского конфликта 1992 года он вместе с семьей проживал в РСО-Алания, <адрес>. В результате указанного конфликта 1992 года им пришлось покинуть место постоянного проживания в РСО-Алания и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия. В 1995 году Миграционной службой РИ ему был предоставлен статус вынужденного переселенца и выдано удостоверение вынужденного переселенца. В 2008 году он своевременно подал заявление на продление статуса вынужденного переселенца с приложением необходимых документов и подлинник удостоверения вынужденного переселенца. Сотрудниками МРУ ФМС России было предложено ему явиться за удостоверением вынужденного переселенца через месяц. В указанный период в связи с осложнением болезни он вынужден был в сопровождении супруги выехать за пределы Республики Ингушетия на санаторно-курортное лечение. Он, как инвалид 2 группы, по состоянию здоровья, нуждается в постороннем уходе. В настоящее время МРУ ФМС России отказывает ему продлении статуса вынужденного переселенца в связи с пропуском срока с обращением с заявлением. Также ему отказано в предоставлении господдержки со ссылкой на, что он, якобы, вошел в состав семьи брата ФИО2, которому в 2003 году произведена оплата на восстановление жилья. Однако это не соответствует действительности, поскольку у него имеются письменные доказательства, подтверждающие факт наличия у него домовладения на праве собственности. В связи с изложенным, просит признать пропуск срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца и предоставления документов уважительными, восстановить срок обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца и предоставления необходимых документов, обязать МРУ ФМС России продлить срок действия статуса вынужденного переселенца и рассмотреть заявление об оказании господдержки, и обязать МРУ ФМС России оказать ему господдержку в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 274 от 6.03.1998 г. на восстановление утраченного жилья.

Заявитель Б.Ю.Х. в судебном заседании частично изменил требования, изложенные в заявлении, и просил суд обязать МРУ ФМС России истребовать из ОФМС России по РИ его учетное дело для решения вопроса предоставления ему государственной поддержки, поскольку он не получал господдержки, в состав семьи был включен ошибочно. В остальной части поддержал требования полностью.

Представитель Межрегионального Управления ФМС России Ильдаров С.Р. в судебном заседании требования заявителя не признал и пояснил, что право на оказание государственной поддержки предоставляются вынужденному переселенцу и членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца и лишившегося жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре ноябре 1992 года. Б.Ю.Х. является вынужденным переселенцем в результате осетино-ингушского конфликта. Однако его учетное дело на оказание господдержки к производству принято не было по причине того, что оно в МРУ ФМС России не поступало. Следовательно, они в соответствии с законом не вправе принимать решение по вопросу оказания ей государственной поддержки.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из представленного суду заявителем удостоверения вынужденного переселенца от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что он является вынужденным переселенцем из РСО-А.

Как усматривается из справок местного самоуправления Куртатского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , от 31.01 2008 г. , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 проживает в <адрес> РСО-А, <адрес> «б» вместе с семьей в домовладении общей площадью 75 кв.м. Похозяйственные книги с 1991г. по 1997 г. не сохранились.

В исследованных судом сообщениях главы АМС с.п. Куртат У.Л.Гуриева на имя Заместителя Председателя Правительства РИ Председателю временной комиссии по открытию банковских счетов просит от имени АМС с.Куртат Пригородного района исключить ФИО6 из лицевого счета Барахоевой Золотхан Магомедовны, Как ошибочно включенного и имеющего собственное домовладение по адресу: РСО-Алания, <адрес>.

Согласно справке Государственного комитета РИ по делам беженцев и вынужденных переселенцев от ДД.ММ.ГГГГ № Г-138, проживающему по адресу: РСО-Алания, <адрес> ФИО4 банковский счет в комиссии при Правительстве РИ не открывался, также он не входит в банковский счет отца Барахоева Хасана Заурбековича, проживающего по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, с.Куртат, ул.Орцханова, дом № 55.

На основании п.15 п/п «б» Положения « Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября1992 года» государственная поддержка предоставляется вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, имевшим на 2 ноября 1992 года жилое помещение на праве собственности или получившим его в собственность в порядке наследования после 2 ноября 1992 года от члена семьи вынужденного переселенца, лишившегося жилья в результате осетино-ингушского конфликта.

Доказательством, подтверждающим доводы заявителя о том, на момент конфликта осени 1992 года он имел домовладение на праве собственности, является исследованный судом акт визуального обследования частного домовладения «б» по <адрес>, с. ФИО11, от ДД.ММ.ГГГГ, составленный комиссией в составе комиссии: архитектора Хубежевой В.Т., представителя ДСВР Тимофеевой Е.А., представителя проектного института Дзугутовой З.З., представителя администрации с. Куртат Гуриева У.Л. Домовладельцем этого дома в акте указан Барахоев Ю.Х. Из указанного акта и приобщенному к нему чертежу следует, что главой администрации местного самоуправления подтвержден факт разрушения дома Во время осетино-ингушского конфликта. На месте старого фундамента начато строительство дома. В настоящее время возведены стены из монолитного бетона высотой 2.0 м., размерами в плане 12,2х 12 м. Размеры бывшего дома определить невозможно.

Согласно справке главы АМС с.Куртат от 28.06.2007 г. ФИО4 проживает вместе с членами семьи по адресу: РСО-Алания, <адрес>, имеет собственное домовладение общей площадью 75 кв.м., основание: похозяйственные книги, 1 лист 30 ст. 30 с 1991 года по 1997 г. не сохранились.

Совокупность изложенных Б.Ю.Х. доводов о том, что он по состоянию на 2 ноября 1992 года владел на праве собственности домовладением, расположенным по адресу: РСО-Алания, с. ФИО11, <адрес> «б», разрушенного в ходе осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года, нашла своё подтверждение.

Рассмотрение вопросов, связанных с оказанием вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, государственной поддержки осуществляется уполномоченным территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 5 Положения).

На основании ст.7 ч.1 п.4 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение жилья) в соответствии с законодательством РФ.

Согласно Закона РФ от 19.02.1993 года № 4530-1 (редакции от 18.07.2006 года) «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцам гарантировано оказание государственной поддержки в виде выплаты компенсации за утраченное имущество при невозможности его возврата вынужденному переселенцу (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ).

Согласно п. 1 Указа Президента РФ № 1285 от 6. 10. 2004 г. «О мерах по совершенствованию деятельности государственных органов по развитию отношений между РСО-Алания и РИ» функции специального представителя Президента РФ в РСО-Алания и РИ по обеспечению законных прав граждан, пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта 1992 г.; получателя средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление мероприятий по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, а так же по контролю за расходованием указанных средств переданы Федеральной миграционной службе РФ.

В соответствии с п. 3 Положения «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября – ноября 1992 г.», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998г. № 274, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ № 846 от 30.12.2005 г. и Постановлением Правительства РФ № 618 от 20.10.2006 г. право на получение государственной поддержки предоставляется вынужденному переселенцу и членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца и лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре – ноябре 1992 г., их несовершеннолетним детям, состоящим в составе семьи на дату подачи заявления об оказании государственной поддержки, а так же получившим жилые помещения в собственность в порядке наследования после 2 ноября 1992 года, от вынужденного переселенца лишившегося указанных жилых помещений в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года.

В соответствии с п. 15 п/п «б» Положение «об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года» государственная поддержка предоставляется вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, имевшим на 2 ноября 1992 года жилое помещение на праве собственности или получившим его в собственность в порядке наследования после 2 ноября 1992 года от члена семьи вынужденного переселенца, лишившегося жилья в результате осетино-ингушского конфликта, и покинувшим место прежнего проживания безвозвратно, - в форме субсидий на приобретение готового или строительство нового жилого помещения с предоставлением для строительства земельного участка при условии передачи в установленном порядке оставленного по месту прежнего проживания на территории РСО-Алания или РИ земельного участка и находящегося на нём жилого помещения или незастроенного земельного участка на безвозмездной основе в муниципальную собственность.

Из имеющихся в деле материалов следует, что заявителем не получены денежные средства на восстановление принадлежащего ей жилья, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 274 от 6 марта 1998 года « О государственной помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.».

На основе вышеуказанных доказательств суд пришел к выводу, что заявитель Б.Ю.Х. являющийся вынужденным переселенцем, лишился домовладения в результате осетино-ингушского конфликта, по настоящее время не обустроен, не имеет постоянного жилья.

Следовательно, Б.Ю.Х. вправе обратиться с заявлением на оказание государственной поддержки в жилищном обустройстве в соответствии с действующим Положением «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября – ноября 1992 г.», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998г. № 274.

В связи с изложенным, является несостоятельным довод ответной стороны о том, что в соответствии с п. 7 Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 06 марта 1998 года №274 приём документов прекращён 01.07.2008г.

Суд при этом так же принимает во внимание, что в соответствии с действующим законодательством единственным государственным органом, обеспечивающим реализацию законных прав граждан РФ, пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта и получателем бюджетных средств выделяемых на осуществление мероприятий по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта является Федеральная миграционная служба РФ в лице Межрегионального управления (с местом дислокации в г. Владикавказе).

При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению о том, что заявитель обоснованно обратился за защитой с вышеуказанными требованиями, подлежащими удовлетворению.

Однако, не смотря на это обстоятельство и на то, что заявитель представил в суд исчерпывающие доказательства того, что на момент осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года он имел в собственности домовладение, расположенное по адресу: РСО-А, <адрес>«б», в результате формальных обстоятельств он и его семья остаются без жилья, их право на помощь со стороны государства, предусмотренное Постановлением Правительства РФ № 274 от 6 марта 1998 года «О государственной помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.», остается не реализованным.

Приводимые представителем МРУ ФМС России доводы о том, что в МРУ ФМС России не поступало учетное дело заявителя, суд не считает настолько весомыми, чтобы оправдать фактическое лишение жилища семьи вынужденного переселенца Б.Ю.Х.

Более того, суд признает обоснованными доводы заявителя о том, что он по уважительной причине в связи с болезнью пропустил срок обращения в МРУ ФМС России с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, поскольку подтверждены материалами дела:

Так, из справки серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Б.Ю.Х. является инвалидом второй группы, полученной в результате военной травмы.

Согласно свидетельству о болезни от ДД.ММ.ГГГГ Б.Ю.Х. получил заболевание в период военной службы и признан ограниченно годным к военной службе.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать МРУ ФМС России истребовать из ОФМС России по РИ учетное дело заявителя с целью рассмотрения вопроса об оказании Б.Ю.Х. государственной поддержки согласно Постановлению Правительства РФ № 274 от 6.03.1998 г.

Однако заявление в части обязания МРУ ФМС России оказания Б.Ю.Х. государственной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 274 от 6.03.1998 г., в связи с тем, что его учетное дело в МРУ ФМС России из ОФМС России по РИ не поступало и по данному вопросу решение об отказе заявителю в предоставлении господдержки не выносилось, следует оставить без рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 257 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать уважительными причины пропуска Барахоевым ФИО17 срока обращения в МРУ ФМС РФ (с местом дислокации в г.Владикавказ) с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца и для предоставления необходимых для оказания государственной поддержки документов.

Восстановить Барахоеву ФИО19 срок обращения в МРУ ФМС РФ (с местом дислокации в г.Владикавказ) с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца и для предоставления необходимых для оказания государственной поддержки документов.

Обязать МРУ ФМС РФ (с местом дислокации в г.Владикавказ) истребовать из ОФМС России по РИ учетное дело вынужденного переселенца Барахоева ФИО20 для рассмотрения заявления о предоставлении ему государственной поддержки для жилищного обустройства в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ № 274 от 6.03.1998 г. за утраченное в результате осетино-ингушского конфликта осени 1992 года, домовладение, принадлежащее ему на праве собственности по состоянию на 02 ноября 1992 года, расположенное по адресу: РСО-А, <адрес> «б».

Обязать МРУ ФМС РФ (с местом дислокации в г.Владикавказ) рассмотреть заявление Барахоева ФИО21 о предоставлении ему государственной поддержки для жилищного обустройства в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ № 274 от 6.03.1998 г. «Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года».

Заявление в части обязания МРУ ФМС России оказания Барахоеву ФИО22 государственной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 274 от 6.03.1998 г., оставить без рассмотрения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Ингушетия в срок десять дней.

Председательствующий:

Копия верна:

Судья

Назрановского районного суда: А.Б.Ярыжев