Решение о признании права на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда



Дело №2-622 2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Называевский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Вакуленко Т.Д.

при секретаре Золотаревой Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Называевске

30 сентября 2010 года

дело по иску Никитина Ю.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Омской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда и признании за ним права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда

у с т а н о в и л :

Никитин Ю.Н. обратился в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Называевском районе Омской области о признании за ним права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с Дата обезличена г. и включении периодов работы в должности монтера пути Называевской дистанции пути с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена по Дата обезличена года в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда.

В судебном заседании истец свои исковые требования поддержал в полном объеме и показал, что он работал монтером пути в Называевской дистанции пути с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. Считая, что у него достаточно требуемого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, он Дата обезличена г. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе за назначением данной пенсии. Но ему было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с недостаточностью требуемого стажа работы. Не были включены в специальный стаж периоды его работы в качестве монтера пути: с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. и Дата обезличена г. по Дата обезличена г., так как за этот период времени не подтвердилась интенсивность движения поездов на станции Называевская. С данным отказом он не согласен.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Омской области по доверенности Малафеева Е.В. исковые требования Никитина Ю.Н. не признала и показала, что круг работников железнодорожного транспорта и метрополитена, которым предоставляются пенсионные льготы в соответствии с п. «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», содержится в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствие с п. «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. №272. В Списке значится должность «монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов». Интенсивное движение – это размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику более 50 пар в сутки.

В наблюдательном деле Называевской дистанции пути Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги имеются сведения об интенсивном движении поездов за период с 1997 г. по 2009 г., а также согласно справке Номер обезличен от Дата обезличена г. Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги интенсивность движения по станции Называевская подтверждена за период с 1979 г. по 1984 год, с 1986 по 1987 г. За 1984 год количество пар поездов в сутки составляет 48 пар, что нельзя отнести к интенсивному движению поездов, этот период не подлежит включению в льготный стаж. За периоды работы Никитина Ю. Н. с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. интенсивность движения поездов документально не подтверждена. При определении права на досрочную пенсию по подпункту 5 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ специальный стаж с тяжелыми условиями труда у Никитина Ю.Н. составляет 10 лет 21 день. При таких обстоятельствах ему было отказано в установлении досрочной трудовой пенсии, поскольку у истца из двух необходимых для назначения указанной пенсии условий : возраст 55 лет и специальный стаж не менее 12 лет 6 месяцев, имелось : возраст 55 лет и специальный стаж 10 лет 21 день. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» является по отношению к ГПК РФ материальным законом, который специально предназначен для регулирования отношений по вопросам назначения пенсии, а следовательно, согласно п.3 ст.13 показания свидетелей исключаются из числа средств доказывания, предусмотренным ст. 55 ГПК РФ, при решении дел, связанных с подтверждением периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Омской области основываясь на изложенном, считает исковые требования Никитина Ю.Н. необоснованными и просит в иске отказать.

Представитель третьего лица Называевской дистанции пути Омского отделения структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» Хороль В.М. показал суду, что Никитин Ю.Н. работал монтером пути в Называевской дистанции пути с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. Никаких других документов по интенсивности движения поездов на участке железной дороги ст. Называевская – ст. Омск-Пассажирский, которые представлены, а именно приказы начальника Западно-Сибирской железной дороги с Перечнями участков с интенсивным движением поездов, представить Называевская дистанция пути не может. По представленным документам участок дороги Называевская – Омск-пассажирский является с интенсивным движением поездов. В соседней Ишимской дистанции пути Свердловской железной дороги им представили сведения об участке железной дороги от станции Вагай до станции Называевска. Согласно этому перечню участок до станции Называевская считается с интенсивным движением поездов с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. Одно количество поездов проходит, что от станции Вагай до станции Называевская, то и от станции Называевская до станции Омск. Никакого ответвления железной дороги на ст. Называевская нет.

Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, представителя третьего лица Называевской дистанции пути, исследовав представленные документы, суд пришел к следующему.

В соответствии с п. 1 ст.7 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Работникам железнодорожного транспорта и метрополитена, учитывая особый характер их труда, трудовая пенсия по старости может назначаться досрочно в соответствии с подп.1 и 2 п.1 ст.27 указанного выше Закона по перечню профессий и должностей, предусмотренных в первую очередь в Списках №1 и №2, а также в соответствии с подп.5 п.1 данной статьи по Списку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. №272.

В соответствии со ст. 27 п.1 подпункт 2 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Перечень таких лиц по профессиям и должностям определен : Списками №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10. Эти Списки применяются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. №537. А также Списками №1 и №2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. №272 утвержден Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Согласно постановлению Правительства РФ от 18 июля 2002 г. №537 настоящий Список применяется при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам, отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

Вышеназванным Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года №272, предусмотрены должности монтеров пути, занятых на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.

Для таких работников следует документально подтвердить занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным или особо интенсивным движением поездов.

Критериями определения их занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является документально подтвержденное выполнение работ по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. При этом не имеет значения, какой ремонт выполняют указанные работники: капитальный, средний, подъемочный.

В соответствии с Инструкцией по содержанию железнодорожного транспорта от 1 июля 2000 г. № ЦП-774 в задачу текущего содержания пути входят систематический надзор за комплексом сооружений пути и путевых устройств и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение поездов с максимальными допускаемыми (установленными приказом начальника железной дороги) скоростями.

Основным структурным подразделением путевого хозяйства, осуществляющим текущее содержание пути, является дистанция пути.

Как сказано в Комментарии к статье 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, магистральные железные дороги – это комплекс сооружений и технических средств общего пользования, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов, входящих в систему Министерства путей сообщения РФ. Особо интенсивное движение – это размеры движения пассажирских и грузовых поездов ( в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутном участке – более 48 пар в сутки. Интенсивное движение – соответственно более 50 пар в сутки

Как следует из трудовой книжки истца, он Дата обезличена г. принят в Называевскую дистанцию пути Западно-Сибирской железной дороги монтером пути. В данной должности он проработал до Дата обезличена года.

Отказывая Никитину Ю.Н. в иске, ответчик ссылается на то, что в периоды работы его монтером пути с Дата обезличена года по Дата обезличена г., с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. и с Дата обезличена г. по Дата обезличена года, документально не подтверждена интенсивность движения поездов по станции Называевская.

В дело представлена ксерокопия приказа начальника Западно-Сибирской ордена Ленина железной дороги за Номер обезличенН от Дата обезличена г. «Об утверждении на дороге руководящих указаний к отдельным пунктам Правил технической эксплуатации, инструкций по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР». К данному приказу в качестве приложения Номер обезличен идет Перечень участков с интенсивным движением поездов, оборудованных автоблокировкой, на которых уведомление о прибытии или проследовании может не передаваться дежурному по соседней станции, отправившему поезд. Данный Перечень является приложением не только к приказу Номер обезличенН от Дата обезличена г., но и к пункту 5 Инструкции по движению поездов и маневровой работе.

В данном Перечне среди участков с интенсивным движением поездов указан и участок Называевская – Омск-Пассажирский.

Приказ начальника Западно-Сибирской ордена Ленина железной дороги Номер обезличенН от Дата обезличена г. действовал в течение 7 лет.

Также в дело представлена ксерокопия приказа начальника Западно-Сибирской ордена Ленина железной дороги за Номер обезличенН от Дата обезличена года «Об утверждении на дороге положений и перечней к отдельным пунктам Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкции по движению поездов, маневровой работе на железных дорогах Союза ССР».

В пункте 4 настоящего Приказа сказано, что приказ по дороге от Дата обезличена г. Номер обезличенН «Об утверждении на Западно-Сибирской железной дороге руководящих указаний к отдельным пунктам Правил технической эксплуатации, Инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР и изменения к нему, изданные за период 1981-1986 г.г., в связи с вводом в действие новых Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, утвержденных Министром путей сообщения Дата обезличена г., считать утратившим силу.

К данному приказу от Дата обезличена г. прилагается в качестве приложения Номер обезличен и к пункту 5 Инструкции по движению поездов и маневровой работе Перечень участков с интенсивным движением поездов, где среди других участков с интенсивным движением поездов указан и участок Называевская – Омск-Пассажирский.

Приказ начальника Западно-Сибирской ордена Ленина железной дороги за Номер обезличенН от Дата обезличена года действовал до издания приказа начальника Западно-Сибирской железной дороги за Номер обезличенН от Дата обезличена г., то есть в течение 7 лет.

В дело представлена ксерокопия приказа начальника Западно-Сибирской железной дороги от Дата обезличена года Номер обезличенН «Об утверждении на дороге положений и перечней к отдельным пунктам Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации и Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации».

В пункте 2 данного приказа сказано «Начальникам служб, самостоятельных отделов управления дороги, начальникам отделений и линейных предприятий дороги до октября 1994 г. обеспечить тщательное изучение и проверку со всеми работниками, связанными с движением поездов, приложенных к настоящему приказу положений и перечней к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации в соответствии с приказом МПС от Дата обезличена г. Номер обезличенЦ.

Перечня участков с интенсивным движением поездов, являющегося приложением к данному приказу, не представлено.

В дело представлена ксерокопия Приказа начальника Западно-Сибирской железной дороги за Номер обезличенН от Дата обезличена г. «Об утверждении на дороге положений и перечней к отдельным пунктам Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе и Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации».

В пункте 2 данного приказа также сказано об обеспечении полного и глубокого изучения приложений к приказу и провести прием экзаменов у всех работников, связанных с движением поездов.

Пунктом 5 приказа Номер обезличенН от Дата обезличена г. признан утратившим силу приказ начальника Западно-Сибирской железной дороги от Дата обезличена г. Номер обезличенН.

Представлен Перечень участков с интенсивным движением поездов, оборудованных автоблокировкой, на которых уведомление о прибытии, отправлении и проследовании от станции к станции может не передаваться, а поездному диспетчеру передаваться не с каждой станции, являющийся приложением Номер обезличен к приказу Номер обезличенН от Дата обезличена г.

В данном Перечне участков с интенсивным движением поездов указан и участок Называевская –Омск-Пассажирский.

Также представлен в дело Приказ Федерального государственного унитарного предприятия Западно-Сибирская железная дорога за Номер обезличенН от Дата обезличена года «Об утверждении на дороге положений и перечней к отдельным пунктам Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе и Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации».

В пункте 2 этого Приказа также сказано об обеспечении изучения приложений приказу. А пунктом 5 считать утратившим силу с Дата обезличена г. приказ начальника Западно-Сибирской железной дороги от Дата обезличена г. Номер обезличенН.

К данному приказу в качестве приложения Номер обезличен идет Перечень участков с интенсивным движением поездов, оборудованных автоблокировкой, на которых уведомление о прибытии, отправлении и проследовании от станции к станции может не передаваться, а поездному диспетчеру передаваться не с каждой станции.

В данном Перечне участков с интенсивным движением поездов указан и участок Называевская –Омск-Пассажирский.

Представленными в дело Перечнями интенсивности движения поездов, являющимися приложениями к приказам начальника Западно-Сибирской ордена Ленина железной дороги Номер обезличенН от Дата обезличена г. и Номер обезличенН от Дата обезличена г., подтверждается интенсивность движения поездов на участке Называевская - Омск-Пассажирский за 1984, 1985, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993 и 1994 годы.

Отсутствие Перечня интенсивности движения поездов, являющегося приложением к Приказу начальника Западно-Сибирской железной дороги Номер обезличенН от Дата обезличена г., а также отсутствие Приказа начальника Западно-Сибирской ордена Ленина железной дороги Номер обезличенР от Дата обезличена г. «Об утверждении на Западно-Сибирской железной дороге руководящих указаний к отдельным параграфам Правил технической эксплуатации, инструкций по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР» и приложения к нему – Перечня участков с интенсивным движением поездов не дает основания сказать, что в 1978, 1995 и 1996 годах движение поездов на участке Называевск - Омск-Пассажирский было не интенсивное.

В дело представлен Перечень участков с особо интенсивным и интенсивным движением поездов на Свердловской железной дороге в границах Ишимской дистанции пути за период с января 1965 г. по май 2003 года, который был направлен заместителем начальника Свердловской железной дороги начальнику Ишимской дистанции пути Дата обезличена года для сведения.

Из данного Перечня следует, что с июня 1973 года движение поездов на участке железной дороги от станции Вагай до станции Называевская – интенсивное.

А из этого следует, что и на участке железной дороги от станции Называевская до станции Омск-Пассажирский движение поездов также будет интенсивное.

И суд считает, что интенсивность движения поездов в 1978, 1995 и 1996 годах также нашла свое подтверждение.

Исходя из представленных и исследованных в судебном заседании документов суд считает необходимым Никитину Ю.Н. периоды его работы монтером пути в Называевской дистанции пути: с Дата обезличена г. по Дата обезличена г.; с Дата обезличена г. по Дата обезличена года; с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда.

Данный период у истца составляет в общей сложности 11 лет 10 месяцев 11 дней.

Включение в специальный стаж истца перечисленных периодов ( 11 лет 10 месяцев 11 дней) с учетом стажа работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на Дата обезличена года ( 10 лет 21 день), дает основания для назначения Никитину Ю.Н. досрочной трудовой пенсии, поскольку его специальный стаж составляет 21 год 11 месяцев 2 дня, что превышает 12 лет 6 месяцев.

Согласно ст. 19 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации " трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается дата приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Датой обращения Никитина Ю.Н. за назначением пенсии является Дата обезличена года, что не отрицает ни истец, ни представитель ответчика.

Следовательно, истец имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с Дата обезличена года.

Как видно из материалов дела, истец Никитин Ю.Н. при подаче искового заявления уплатила госпошлину 200 рублей.

В соответствии со ст. 98 ч.1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Таким образом, уплаченная истцом госпошлина в сумме 200 рублей при подаче им искового заявления в суд подлежит взысканию с ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Омской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Зачесть Никитину Ю.Н. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда периоды его работы монтером пути в Называевской дистанции пути : с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. ( 10 месяцев 11 дней); с Дата обезличена г. по Дата обезличена года ( 2 года); с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. ( 11 лет 10 месяцев 11 дней).

Признать за Никитиным Ю.Н. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с Дата обезличена года.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Омской области назначить Никитину Ю.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с Дата обезличена года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Омской области в пользу Никитина Ю.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Называевский городской суд.

Судья – подпись

В Е Р Н О.

Судья - Т.Д.Вакуленко