Решение по иску прокурора о признании незаконным бездействия в части не принятия мер по установке наружного освещения



<данные изъяты>

Дело № 2-678 2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Называевский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Вакуленко Т.Д.

с участием помощника Называевского межрайонного прокурора Заворухина И.В.

при секретаре Золотаревой Н.И.

рассмотрев в судебном заседании в г. Называевске

16 сентября 2010 года

дело по иску Называевского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Называевска» о признании незаконным бездействие в части не принятия мер по установке наружного освещения территории школы в соответствии с требованиями действующего законодательства и обязать устранить выявленные нарушения

у с т а н о в и л:

Называевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Называевска» о признании незаконным ее бездействие в части не принятия мер по установке наружного освещения территории школы в соответствии с требованиями действующего законодательства и просил обязать принять необходимые меры к устранению выявленных нарушений.

В судебном заседании помощник Называевского межрайонного прокурора Заворухин И.В. исковые требования поддержала в полном объеме и показала, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Называевска». В результате этой проверки было выявлено, что в нарушение требований ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПин 2.4.2.1178-02 территория школы не имеет достаточно наружного освещения в соответствии с установленными нормами. Согласно ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Просит удовлетворить заявленные прокурором требования в полном объеме.

Представитель ответчика МОУ «СОШ № 4 г. Называевска» Федюнин В.С. в судебном заседании требования прокурора в части их бездействия не признал и пояснил что в должности директора МОУ «СОШ № 4 г. Называевска» работает три года. Территория школы освещена перед входом в здание школы, у запасного выхода, со стороны котельной. Понимает, что данных светильников недостаточно для освещения территории в соответствии с установленными нормами, но собственных средств школа не имеет. Каждый год комиссия подписывает акт о готовности школы к учебному году. Никаких претензий никогда не было. В бюджете 2010 г. финансирование на эти цели не предусматривалось. Как школе будут выделены необходимые на это средства, освещение будет установлено в соответствии с нормами СанПин.

Представитель Администрации Называевского муниципального района Омской области Каженец В.П. показал, что он согласен частично с требованиями прокурора. При проверке наличия освещенности территорий школ не приглашались их директора, либо другие должностные лица. По результатам проверки не было вынесено ни акта, ни предписания с указанием реального срока исполнения. В настоящее время формируется бюджет на 2011 год, скоро он будет утверждаться. Были бы акты или предписания, вопрос был бы рассмотрен, сколько необходимо заложить в бюджет средств на эти цели. Район своих доходов не имеет, датируется почти на 90% из областного бюджета.

Представитель Комитета по образованию Называевского района Четвериков В.Д. в судебном заседании пояснил, что Комитет согласен с тем, что территория школы должна освещаться согласно тех требований, которые указаны в СанПине. Чтобы все привести в соответствие, требуются деньги. У школ своих денег нет. В настоящее время закладывается бюджет на 2011 год, а финансирование его начнется только после первого квартала 2011 г. В настоящее время территория МОУ «СОШ № 4 г. Называевска» освещена перед входом в здание, возле запасного входа, со стороны котельной. По <адрес>, где расположена школа, также имеется уличное освещение.

Представитель Администрации города Называевска Мальцев Е.А. в судебном заседании пояснил, что по новой дислокации на весь г. Называевск 250 фонарей уличного освещения. Администрация г. Называевска установить фонарей больше этого количества не может. Все фонари распределены по улицам города. На территориях школ городское поселение не должно устанавливать осветительные фонари. Администрация города понимает, что территории школ должны освещаться по периметру, и имеющихся осветительных фонарей не хватает на всю территорию.

Представитель ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Тюкалинском районе» Куцепина Н.А. в судебном заседании пояснила, что она работает помощником санитарного врача. Ею производилось измерение освещенности территорий общеобразовательных школ в г. Называевске, в том числе и территории МОУ «СОШ № 4 г. Называевска». Измерение проводилось в темное время суток, в результате было установлено, что фонари находятся только у входа в здание, и здесь освещение соответствует норме 10 люкс, а в остальных местах, где отсутствует освещение – ноль. Таким образом, искусственная освещенность территории МОУ «СОШ № 4 г. Называевска» не соответствует СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Заслушав зам. прокурора, представителя ответчика МОУ «СОШ № 4 г. Называевска», представителя Комитета по образованию в Называевском районе, представителя Администрации города Называевска, представителя ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Тюкалинском районе», исследовав представленные документы, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка» целью государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

На основании ч.1 ст. 51 Закона РФ №3266-I от 10 июля 1992 г. «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно п. 2.2.11. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. №44 территория участка общеобразовательного учреждения должна иметь наружное освещение при норме освещенности на земле – 10 лк.( люкс).

Как установлено, здание МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Называевска» имеет общую площадь 1355,60 кв.м., расположено по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении, на основании распоряжения Главы Называевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении недвижимого имущества за образовательными учреждениями Называевского муниципального района», что подтверждается ксерокопией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

В материалах дела имеется ксерокопия лицензии серии А № регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к настоящей лицензии при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников. Лицензия действительна по ДД.ММ.ГГГГ.

Имеется Устав муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», в котором одной из основных задач школы является создание благоприятных условий для разностороннего развития личности обучающегося.

Как следует из п.3 ст. 32 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

В ходе проведенной проверки было выявлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства территория МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Называевска» не имеет наружного освещения в соответствии с установленными нормами.

Согласно протокола измерения освещенности за № Д/ГН от ДД.ММ.ГГГГ филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» искусственная освещенность территории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Называевска» не соответствует санитарным нормам по СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Выявленные нарушения имеют место и должны быть устранены.

Также установлено, что некоторое освещение на территории школы все же имеется, освещен центральный вход в школу, запасной выход, также имеется освещение со стороны котельной. Имелись осветительные фонари на <адрес> в районе школы. Каждый год перед началом учебного года проходит приемка готовности школы к учебному процессу, в том числе и в 2010 г. Никаких претензий у комиссии к школе не было. И говорить о бездействии школы по непринятию мер по установке наружного освещения нет оснований. Никакого предписания на руководителя образовательного учреждения о не соответствии искусственной освещенности территории школы санитарным правилам и нормам не вносилось. Поэтому признавать бездействие МОУ «СОШ № 4 г. Называевска» незаконным нецелесообразно.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Называевского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению частично.

Пункт 4 части 1 ст. 31 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относит: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Суд считает, что Администрации Называевского муниципального района Омской области и Комитету по образованию Называевского муниципального района необходимо оказать содействие муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа№4 г. Называевска» в устранении выявленного нарушения.

Согласно ст. 103 ГПК РФ «Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований».

Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче заявления, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, предусмотренном п. 7 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, двести рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Называевска» принять меры по установке наружного освещения территории школы в соответствии с требованиями действующего законодательства до 01.06.2011 года.

В остальной части иска отказать.

Комитету по образованию Называевского муниципального района и Администрации Называевского района Омской области оказать муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Называевска» содействие в исполнении указанных требований.

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Называевска» госпошлину в доход государства в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке и на него может быть принесен протест в Омский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Называевский городской суд.

Судья- подпись

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 29 сентября 2010 г. на ПК на 4 стр.

В Е Р Н О.

Судья - Т.Д.Вакуленко