Решение об обязании ОАО `Омскоблводопровод` принять меры км восстановлению водопровода



Копия

Дело № 2-817/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Называевск 26 ноября 2010 года

Называевский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи В.А. Шумилиной

при секретаре Золотаревой Н.И.

с участием старшего помощника прокурора Черных Т.А., представителя ОАО «Омскоблводопровод» по доверенности Мещерякова С.А., представителя Министерства имущественных отношений Омской области по доверенности Стороженко В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Называевского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании ОАО «Омскоблводопровод» принять меры к восстановлению водопроводных сетей водопровода,

УСТАНОВИЛ:

Называевский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании ОАО «Омскоблводопровод», Министерства имущественных отношений Омской области принять меры к восстановлению водопроводных сетей водопровода Муравьевка - Старинка Любино-Исилькульского группового водопровода.

В судебном заседании старший помощник прокурора Черных Т.А. заявленные требования уточнила, просила обязать ОАО «Омскоблводопровод» принять меры к восстановлению водопроводных сетей указанного водопровода путем завершения полного цикла необходимых работ и запуска водопроводных сетей в эксплуатацию. От заявленных требований к Министерству имущественных отношений в судебном заседании отказалась. Подачу заявлении мотивировала тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Старинского сельского поселения, в ходе которой установлено, что водопроводные сети <данные изъяты> общей протяженностью 24,3 км. (в том числе водопроводные сети Муравьевка-<адрес> - 3 км.) находятся в доверительном управлении ОАО «Омскоблводопровод» (договор № ДУ-1 от ДД.ММ.ГГГГ), являются казенным имуществом Омской области (свидетельство государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ сер. <адрес>). С ДД.ММ.ГГГГ года участок водопроводной сети <данные изъяты> протяженностью 3 км. не пригоден для эксплуатации. В результате аварии без централизованного водоснабжения осталось население <адрес> (449 чел.), <адрес> (47 чел.), а. <адрес> (140 чел.). Администрацией Старинского сельского поселения в данные населенные пункты организован платный подвоз питьевой воды, являющийся недостаточным для обеспечения населения питьевой водой для бытовых и питьевых нужд. В 2008-2009 годах в д.Осиново, а. Каран-Гарал выкопаны колодцы, вместе с тем, до настоящего времени санитарно-эпидемиологическое заключения на данные источники воды отсутствуют, что не позволяет говорить о соответствии данных источников санитарно-эпидемиологическим нормам. Ввиду ограничения подачи воды, а также ввиду отсутствия других источников водоснабжения, жители вышеуказанных сел не могут в полном объеме пользоваться услугами водоснабжения, а именно удовлетворять свои бытовые нужды, осуществлять поливку приусадебного участка, содержать домашний скот и др. Администрация Называевского муниципального района для решения вопроса ремонта водопроводных сетей для восстановления водообеспечения вышеуказанных населенных пунктов обращалась в вышестоящие инстанции. Вместе с тем, каких-либо действенных мер к решению данной ситуации не принято, население поселения водой в достаточном количестве до настоящего времени не обеспечивается. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района из прокуратуры Омской области поступила жалоба Б по факту не обеспечения населенных пунктов Старинского сельского поселения питьевой водой. ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ОАО «Омскоблводопровод» прокурором района внесено представление с требованием принять меры по ремонту водопроводных сетей. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступил ответ ОАО «Омскоблводопровод», согласно которому собственных денежных средств для восстановления водопроводных сетей предприятие не имеет, вопрос должен решаться в рамках целевой программы. В настоящее время ОАО «Омскоблводопровод» начата работа по восстановлению указанного водопровода, между тем, преждевременно говорить о добровольном исполнении требований прокурора, поскольку в любой момент работы могут быть прерваны в связи с окончанием финансирования работ. С учетом уточненных требований, просит обязать ОАО «Омскоблводопровод» принять меры к восстановлению водопроводных сетей указанного водопровода путем завершения полного цикла необходимых работ и запуска водопроводных сетей в эксплуатацию.

Представитель Министерства имущественных отношений Омской области по доверенности Стороженко В.Ю. в судебном заседании показал, что водовод Лорис-Меликово-Муравьевка, протяженностью 245373.00 м, инвентарный номер №, расположенный по адресу: <адрес> является собственностью Омской области, однако в настоящее время согласно договору № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство имущественных отношений не является владельцем вышеуказанного объекта недвижимого имущества, поскольку водовод по договору и акту приема-передачи передан ОАО «Омскоблводопровод» и в соответствии с п. 2.9. договора доверительный управляющий осуществляет правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. В соответствии с договором на нем лежит обязанность по обеспечению сохранности имущества, эксплуатации инженерных сетей, осуществлению текущего и капитального ремонта соблюдению санитарных и иных норм, установленных законодательством. Учитывая данные обстоятельства, Министерство имущественных отношений Омской области не является надлежащим ответчиком по данному делу. В связи с изложенным, считает требования, заявленные Называевским межрайонным прокурором к Министерству имущественных отношений Омской области не подлежащими удовлетворению.

Представитель ОАО «Омскоблводопровод» по доверенности Мещеряков С.А., в судебном заседании иск не признал, и показал, что водовод <данные изъяты> находится у ОАО «Омскоблводопровод» в доверительном управлении казенным имуществом Омской области на основании договора № ДУ-01 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Министерством имущественных отношений Омской области. На основании распоряжения Правительства Омской области №-рп от ДД.ММ.ГГГГ указанный объект водоснабжения передается в уставной капитал ОАО «Омскоблвлдоправод». В настоящее время идет процедура документального оформления передачи объектов. На сегодняшний день начаты работы по капитальному ремонту водовода <данные изъяты>, их осуществлет ООО «Шанс» на основании договора подряда с ОАО «Омскоблводопровод». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проложено 3100 м. новой трубы диаметром 160 мм. Кроме этого, завезено 8000 м новой трубы, из которых 3000 м подготовлено к укладке. Таким образом, судебного решения для завершения ремонтных работ не требуется, поскольку ОАО «Омскоблводопровод» само заинтересовано в скорейшем завершении ремонтных работ.

Заслушав показания лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд считает необходимым удовлетворить поданное прокурором заявление по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 1 ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

В соответствии с п. 3 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Минсельхозпродом РФ (протокол НТС от ДД.ММ.ГГГГ N 1) утверждены Ведомственные нормы технологического проектирования, нормы расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения ВНТП-Н-97 (Далее - ВНТП-Н-97).

Согласно ВНТП-Н-97 определено удельное среднесуточное водопотребление литров в сутки на человека, проживающего в жилых домах с пользованием питьевой водой из водозаборных колонок, среднесуточное водопотребление составляет 30 литров воды в день на человека, при этом, на питьевые цели, приготовление пищи предусмотрено 6 литров, мытье посуды и овощей предусмотрено 7 литров, личная гигиена - 8 литров, стирка белья - 6 литров. Нормы поения крупнорогатого скота составляют 43 литра воды в сутки. Среднемесячная норма водопотребления (май, июнь, июль, август) на полив картофеля, овощей составляет в среднем 735 куб. воды в сутки.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с договором №ДУ-01 доверительного управления казанным имуществом Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство имущественных отношений передало в доверительное управление ОАО «Омскоблводопровод» недвижимое имущество согласно акту приема-передачи (в том числе водопроводные сети <адрес>, 1 пуск комплекс 3 очереди, протяженностью 24373,00 м., инвентарный номер 7507 - п.77 акта приема-передачи по договору от ДД.ММ.ГГГГ), являющегося казенным имуществом Омской области, а ОАО «Омскоблводопровод» обязуется осуществлять управление казенным имуществом в интересах Омской области в целях устойчивого обеспечения населения Омской области водой для хозяйственных и бытовых нужд, а также поддержания и развития инженерной инфраструктуры Омской области.

Пунктом 2.10.4 договора установлено, что ОАО «Омскоблводопровод» обязан самостоятельно и за свой счет осуществлять текущий и капитальный ремонт двенадцати процентов переданного в доверительное управление имущества согласно перечню объектов (приложение № к договору), передаваемых в доверительное управление и требующих проведения капительного ремонта, в том числе и водопроводной сети <данные изъяты> (пункт 23 приложения № договора). Местоположение водопровода <адрес> - <адрес>. <адрес>, от ПК 0 до ПК 24,3+73,9.

Как следует из содержания п. 2.9 договора, доверительный управляющий (ОАО «Омскоблводопровод») осуществляет в пределах, предусмотренных законодательством и настоящим договором правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление.

В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ между теми же сторонами, действие договора №ДУ-01 от ДД.ММ.ГГГГ доверительного управления казенным имуществом Омской области продлено на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом вышеизложенного ОАО «Омскоблводопровод» является лицом, на котором лежит обязанность по обеспечению сохранности имущества, эксплуатации инженерных сетей, осуществлению текущего и надлежащего ремонта, соблюдению санитарных и иных норм, установленных законодательством, в связи с чем, по данному делу является надлежащим ответчиком.

Из представления об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, внесенного ДД.ММ.ГГГГ Называевским межрайонным прокурором Омской области на имя генерального директора ОАО «Омскоблводопровод» следует, что в ходе проверки соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Старинского сельского поселения установлено, что участок водопроводных сетей <данные изъяты> - 3 км. являющихся частью водопроводных сетей <данные изъяты>-<данные изъяты> с 2004 года не пригоден для эксплуатации. В результате аварии без централизованного водоснабжения осталось население с. <адрес>. Учитывая, что действенных мер ОАО «Омскоблводопровод» для исправления сложившейся ситуации не принято, прокурор требует рассмотреть представление и принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений.

Согласно акту обследования аварийного участка водопровода <адрес> группового водопровода, протяженность подтопленного участка водопровода составляет 1-1,2 км. Возможность подхода к аварийному участку и работы на нем техники, на момент обследования отсутствует. Обследование провел начальник РЭУ «Называевский» Жирнов В.А.

Суду представлен технический паспорт на сети водопровода и канализации, согласно которому, водовод <данные изъяты> 1 пуск комплекс 3 очереди, протяженностью 24,3 км., имеет инвентарный номер 7507, местоположение Омская область, Называевский район. <адрес>, от ПК 0 до ПК 24,3+73,9. Собственник водопровода Омская область.

В соответствии с информацией администрации Называевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, участок магистрального водопровода с<данные изъяты> является собственностью Омской области. В 2004 году на данном участке водопровода произошли порывы на подтопленном участке местности. В результате аварии без централизованного водоснабжения остались жители <адрес> <адрес>. В целях решения данного вопроса администрация Называевского района обращалась в ОАО «Омскоблводопровод», Министерство имущественных отношений Омской области, к депутату Законодательного собрания Омской области К.Л. Полежаеву. Для решения данного вопроса требуется строительство обводного водопровода полиэтиленовой трубой в обход подтопленного участка по д. <адрес>. Численность населения <адрес> - 426 человек, существующий источник водоснабжения Любино-Исилькульский групповой водопровод.

Аналогичная информация содержится в письме ОАО «Омскоблводопровод» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного Называевскому межрайонному прокурору.

Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> №ж от ДД.ММ.ГГГГ,наиболее экономичный вариант решения данного вопроса - перекладка аварийного участка водопровода протяженностью 1,5 км с устройством временных дренажных сооружений для отвода воды на заболоченном участке. Ориентировочная стоимость данных работ составляет 4,5 млн. рублей.

Имеющиеся в материалах дела копии обращений, адресованные депутату Законодательного <адрес> ФИО7, заместителю Министра строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес>, председателю Комитета Законодательного <адрес> по аграрной политике, природным ресурсам и экологии, подтверждают сложившуюся ситуацию на указанном участке водопровода.

По результатам рассмотрения обращения в адрес Законодательного <адрес> об оказании содействия в решении вопроса восстановления централизованного водоснабжения <адрес> и <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ из Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> поступил ответ, что при увеличении размера бюджетных ассигнований в рамках целевой программы <адрес> "Обеспечение населения <адрес> питьевой водой" на 2004 - 2010 годы», будет рассмотрен вопрос о выделении Называевскому муниципальному району средств областного фонда муниципального развития для реконструкции водопровода между Муравьевским и Старинским сельскими поселениями.

Однако, каких-либо мер к решению данной проблемы принято не было, в связи с чем, население указанных сел до настоящего времени не обеспечивается в достаточном количестве питьевой водой.

Вместе с тем, ввиду отсутствия других источников питьевого водоснабжения, жители указанных населенных пунктов не могут удовлетворять свои физиологические и бытовые нужды, кроме того, нарушаются санитарно-эпидемиологические нормы в дошкольных образовательных учреждениях.

В соответствии с распоряжением <адрес> №-рп от ДД.ММ.ГГГГ, указанный объект водоснабжения, на основании перечня имущества являющегося приложением к данному распоряжению <адрес>, передан в уставной капитал ОАО «Омскоблводопровод». Как показал в судебном заседании представитель ответчика, в настоящее время идет процедура документального оформления передачи объектов.

Доводы представителя ответчика о начале ремонтных работ водопровода <данные изъяты> подтверждены имеющейся в материалах дела копией письма Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, Министерство имущественных отношений <адрес> сообщило о согласии на проведение планируемых ремонтных работ по капитальному ремонту в 2010 году магистрального водопровода Лори-Меликово-<адрес>.

Суду представлен договор №ПД/2010 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ОАО «Омскоблводопровод» и ООО «Шанс» заключили договор подряда на производство капительного ремонта водопровода <данные изъяты> (от ПК 212+61 до ПК 243+79), <данные изъяты>Богословка (от ПК0 до ПК 92+93), расположенных в Называевском муниципальном районе <адрес> на основании проектно-сметной документации для подачи воды в <адрес>. Пункт 3.1. договора устанавливает, что подрядчик обязуется начать работы в течении 5 дней со дня подписания договора и окончить в течении 30 календарных дней.

Как показал в судебном заседании представитель ответчика ФИО5, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, работы по капитальному ремонту указанного водовода начаты, их осуществляет <данные изъяты>», проложено 3100 м. новой трубы диаметром 160 мм., завезено 8000 м новой трубы, из которых 3000 м подготовлено к укладке.

Вместе с тем, учитывая заявленное требование прокурора, с целью устранения нарушений прав и законных интересов жителей <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, суд считает необходимым удовлетворить уточненные требования и обязать ОАО «Омскоблводопровод» принять меры к восстановлению водопроводных сетей водопровода <данные изъяты>-<данные изъяты> группового водопровода путем завершения полного цикла необходимых работ и запуска водопроводных сетей в эксплуатацию

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Называевского межрайонного прокурора в интересах прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ОАО «Омскоблводопровод» принять меры к восстановлению водопроводных сетей водопровода Муравьевка - Старинка Любино-Исилькуского группового водопровода путем завершения полного цикла необходимых работ и запуска водопроводных сетей в эксплуатацию.

Взыскать с ОАО «Омскоблводопровод» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 (четырех) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы в Называевский районный суд <адрес>.

Решение изготовлено судьей В.А. Шумилиной в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ на компьютере на 6 стр.

Председательствующий подпись

Верно

Председательствующий В.А. Шумилина