Решение о признании незаконным бездействия должностных лиц



Дело № 2-685 2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Называевский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Вакуленко Т.Д.

с участием заместителя Называевского межрайонного прокурора Хороль Л.Л.

при секретаре Золотаревой Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Называевске

28 сентября 2010 года

дело по иску Называевского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Детскому оздоровительному лагерю «Березка» о признании незаконным бездействие в части не проведения по периметру территории детского лагеря защитной минерализованной полосы и обязать устранить выявленные нарушения

у с т а н о в и л:

Называевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Детскому оздоровительному лагерю «Березка» Называевского района Омской области о признании незаконным его бездействие в части не проведения по периметру территории лагеря защитной минерализованной полосы и обязать устранить выявленные нарушения.

В судебном заседании заместитель Называевского межрайонного прокурора Хороль Л.Л. исковые требования поддержала в полном объеме и показала, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в деятельности Детского оздоровительного лагеря «Березка» Называевского района. В результате этой проверки было выявлено, что по периметру территории Детского оздоровительного лагеря «Березка», расположенного по адресу Омская область Называевский район 8 километр по шоссе <адрес>, отсутствует защитная минерализованная полоса. На территории лагеря в период первой смены находится 211 человек, из них взрослых - 31, несовершеннолетних в возрасте до 16 лет - 180 человек. Указанное нарушение требований пожарной безопасности значительно увеличивает риск возникновения пожара на территории Детского оздоровительного лагеря «Березка», расположенного в массиве хвойного леса, в результате которого возможны значительные человеческие жертвы и материальные потери.

Представитель ответчика директор Детского оздоровительного лагеря «Березка» Школин А.А. в судебном заседании требования прокурора в части бездействия не признал и пояснил, что с восточной стороны вдоль забора территории лагеря имеется распаханная защитная полоса. С северной, южной и западной стороны не возможно сделать защитную полосу, так как там место заболочено, и всегда стоит вода, даже летом. Каждый года 15,16 июня открывается первый сезон в Детском лагере, и каждый год его принимает комиссия, в которую входят заместитель Главы района, представители Комитета по образованию Называевского муниципального района, Госпожнадзора, Роспотребнадзора. По приемке лагеря никогда никаких претензий не было. Имеется акт о приемке, санитарное заключение. На момент открытия лагеря у Госпожнадзора никаких претензий не было. Третий сезон практически закончился, тогда возникли вопросы. В августе 2010 г. была совместная проверка пожарных и прокуратуры. В ходе проверки была претензия, что необходимо по периметру лагеря сделать защитную полосу; осматривали территорию. Вокруг лагеря стоит сосновый лес. В некоторых местах за территорией заболоченность. Он понимает, что такая защитная полоса должна быть, но ее полностью по периметру лагеря сделать невозможно.

Представитель Комитета по образованию Называевского района Четвериков В.Д. в судебном заседании пояснил, что Комитет согласен с тем, что территория Детского оздоровительного лагеря должна быть оборудована по периметру защитной минерализованной полосой. С одной стороны территории она есть, ее расширить можно. Но с других сторон местность заболочена прямо за забором территории. С ДД.ММ.ГГГГ г. существует данный лагерь, и никогда никаких претензий не было, предписаний не выносилось. У лагеря своих денег нет. Кроме того, лагерь в ДД.ММ.ГГГГ г. может закрыться вообще, если не будет финансирования. Бюджет на ДД.ММ.ГГГГ. сформируется только в конце 1 квартала. Будет, нет существовать лагерь, станет известно в апреле 2011 г. Комитет по образованию как учредитель данного детского лагеря согласен с тем, что защитная полоса по периметру территории лагеря необходима, но просит об отсрочке.

Представитель Администрации Называевского муниципального района Омской области Каженец В.П. показал, что не согласиться с требованиями прокурора нельзя. Детский оздоровительный лагерь расположен на земельном участке в 13 га., из них 5 га. особо охраняемая территория. На территории 8 га. лес государственного лесного фонда. И если необходимо по периметру делать защитную полосу, необходимо будет разрешение на вырубку хвойного леса. Большая часть за территорией лагеря заболочена, стоит вода.

Представитель отдела ГПН УГПН МЧС России в Называевском районе Омской области Демьянов В.А. показал, что он совместно с представителем Называевской межрайонной прокуратуры проводили проверку в части пожарной безопасности на территории Детского оздоровительного лагеря «Березка». По периметру территории лагеря должна быть защитная минерализованная полоса. Но ее как таковой нет. Лес находится и на территории лагеря и за его территорией. В случае возникновения пожара к территории лагеря не возможно будет проехать. Действительно часть территории заболочена. Необходимо сделать отсыпку на ширину, чтобы машина могла проехать вокруг территории. Предписание по итогам проверки он не вносил, так как проверка была по заданию прокуратуры.

Представитель Называевского Лесхоза Баранов В.Д. показал, что весь лесной фонд относится к Называевскому Лесничеству. По правилам защитная минерализованная полоса вокруг территории лагеря должна быть от 10 до 20 метров шириной. Против низовых пожаров полосу необходимо сделать хотя бы шириной в три метра. На это больших затрат не потребуется.

Заслушав зам. прокурора, представителя ответчика Детского оздоровительного лагеря «Березка», представителей Комитета по образованию в Называевском районе, Администрации Называевского муниципального района, ОГПН УГПН МЧС России в Называевском районе, Называевского лесхоза, исследовав представленные документы, суд пришел к следующему.

В силу ст.3 Конвенции «О правах ребенка» ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. №1559-1 во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

На основании ст.4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» целью государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случае нарушений.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии с п.3 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №313 территории летних детских дач, детских оздоровительных лагерей, расположенных в массивах хвойных лесов, должны иметь по периметру защитную минерализованную полосу шириной не менее 3 метров.

В ходе проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по периметру территории Детского оздоровительного лагеря «Березка», расположенного по адресу Омская область Называевский район 8 километр по шоссе <адрес>, отсутствует защитная минерализованная полоса. На территории лагеря в период первой смены находилось 211 человек, из них взрослых - 31, несовершеннолетних в возрасте до 16 лет - 180 человек.

Указанное нарушение требований пожарной безопасности значительно увеличивает риск возникновения пожара на территории Детского оздоровительного лагеря «Березка», расположенного в массиве хвойного леса, в результате которого возможны значительные человеческие жертвы и материальные потери.

В материалах дела имеется ксерокопия Устава Детского оздоровительного лагеря «Березка» Называевского района Омской области, в котором сказано, что он является оздоровительным учреждением для детей от 6 до 15 лет и создан в целях : развития творческих способностей и интересов детей; укрепления физического и психического здоровья; формирования навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью и окружающей среде; усвоение норм и правил безопасной жизнедеятельности; развития интеллектуального и духовного потенциала учащихся; привлечения детей к организации культурно-массовой работы, туризму, спорту; формирования нравственных качеств и национального самосознания; активное приобщение различным видам деятельности.

Согласно данного Устава директор Детского оздоровительного лагеря «Березка» обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических и противопожарных требований и других необходимых условий по охране жизни и здоровья детей.

Как следует из содержания ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу ст. 38 указанного Федерального закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут : собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Выявленные нарушения имеют место и должны быть устранены.

Также установлено, что частично защитная полоса вокруг Детского оздоровительного лагеря имеется. Каждый год перед началом оздоровительного сезона проходит приемка готовности лагеря к приему детей, в том числе и в 2010 г. Никаких претензий у комиссии к ДОЛ «Березка» не было. И говорить о бездействии Детского оздоровительного лагеря «Березка» по непринятию мер в части не проведения по периметру территории детского лагеря, защитной минерализованной полосы, нельзя. Никакого предписания на руководителя Детского оздоровительного лагеря «Березка» не вносилось. Поэтому признавать его бездействие незаконным нецелесообразно.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Называевского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению частично.

Согласно Уставу Детского оздоровительного лагеря «Березка» учредителем лагеря является Комитет по образованию Называевского муниципального района, который обязан финансировать расходы на содержание, ремонт и пополнение оборудования лагеря.

Суд считает, что Комитет по образованию Называевского муниципального района как учредитель должен оказать содействие Детскому оздоровительному лагерю «Березка» в устранении выявленного нарушения.

Согласно ст. 103 ГПК РФ «Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований».

Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче заявления, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, предусмотренном п. 7 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, двести рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Детский оздоровительный лагерь «Березка» Называевского района Омской области принять меры провести по периметру территории защитную минерализованную полосу в соответствии с требованиями действующего законодательства до ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска отказать.

Комитету по образованию Называевского муниципального района Омской области оказать Детскому оздоровительному лагерю «Березка» содействие в исполнении указанных требований.

Взыскать с Детского оздоровительного лагеря «Березка» Называевского района Омской области госпошлину в доход государства в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке и на него может быть принесен протест в Омский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Называевский городской суд.

Судья- подпись

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 16 октября 2010 г. на ПК на 4 стр.

В Е Р Н О.

Судья - Т.Д.Вакуленко