Дело № 2-289 2010 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Называевский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Щербакова С.М.,
при секретаре Быструшкиной М.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Называевске
14 мая 2010 года
дело по иску Данченко И.В. к ГУ - УПФР в Называевском районе Омской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на льготную пенсию и о признании за ним права на льготную пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью,
УСТАНОВИЛ :
Данченко И.В.обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Омской области о признании за ним права на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, указывая, что, имея необходимый стаж для назначения пенсии, он ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении ему льготной пенсии, но ему в этом было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого медицинского стажа. Ему не были засчитаны в специальный медицинский стаж периоды работы в должности фельдшера медицинского вытрезвителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, фельдшера скорой помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды учебы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его право на пенсионное обеспечение, поскольку он осуществлял в указанные периоды работы лечебную деятельность, на курсы повышения квалификации направлялся по распоряжению администрации. Просит включить спорные периоды в специальный стаж и признать за ним право на досрочное назначение пенсии с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Данченко И.В. свои исковые требования поддержал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему льготной пенсии, но ему в этом было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого медицинского стажа. Ему не были засчитаны в специальный медицинский стаж периоды работы в должности фельдшера медицинского вытрезвителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, фельдшера скорой помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды учебы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его право на пенсионное обеспечение, поскольку он осуществлял в указанные периоды работы лечебную деятельность, на курсы повышения квалификации направлялся по распоряжению администрации. Просит включить спорные периоды в специальный стаж и признать за ним право на досрочное назначение пенсии с момента обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Омской области, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ГУ - УПФР в Называевском районе Малофееева Е.В. иск не признала и пояснила, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Закона) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При этом, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ (пункт 2 статьи 27 указанного Закона). По состоянию на 31.12.2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось ст.ст.81 и 83 Закона от 20.11.1990 года №340-1, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066, которым были утверждены Список и Правила. Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066, в выслугу, дающую право на выслугу лет в вязи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 01.11.1999 года - в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 06.09.1991 года, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами от 22.09.1999 года. С 01.01.2002 года право на досрочное назначение пенсии по старости медицинским работникам определяется на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 вышеуказанного Закона, согласно которому право на досрочную пенсию имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения непосредственно в учреждениях здравоохранения. За периоды, начиная с 12.11.2002 года, применяется Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, утвердившее соответствующие Список и Правила. Указанными Списком и Правилами предусмотрено, что в специальный (медицинский) стаж включается только лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения непосредственно в учреждениях здравоохранения. При назначении истцу трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с учетом постановления Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года его специальный (медицинский стаж) составил 19 лет 8 месяцев 24 дня на момент обращения. Период работы истца в должности фельдшера медицинского вытрезвителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нельзя засчитать в стаж, так как указанная организация не предусмотрена Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Периоды работы истца в должности фельдшера скорой помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были ему засчитаны в стаж. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нельзя засчитать в стаж в связи с разъяснениями от 22.05.1996 года №6, утвержденными Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 года №29, с применением Постановления №516 от 11.07.2002 года. Таким образом, в удовлетворении требований истца следует отказать.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля П. показал, что Данченко И.В. при нем работал фельдшером в медицинском вытрезвители Называевского ГОВД около 3-4 лет на полную ставку, примерно с 14 часов до 02 часов через сутки. Как фельдшер Данченко И.В. оказывал доставляемым в медицинский вытрезвитель лицам всю возможную медицинскую помощь, делал уколы, обрабатывал раны, промывание, в тяжелых случаях вызывал «Скорую помощь» из ЦРБ.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Е. дала аналогичные показания.
Заслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав представленные документы, суд пришел к следующему.
Исходя из копии трудовой книжки, истец работал в Называевской ЦРБ фельдшером скорой помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, фельдшером в Называевском городском отделе внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Об этом же свидетельствует копия выписки из приказа Называевского РОВД от ДД.ММ.ГГГГ, копия приказа Называевского РОВД от ДД.ММ.ГГГГ № л/с, копия справки ГОВД Называевского района от ДД.ММ.ГГГГ, копия справки для начисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выданная МУЗ «Называевская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закона), право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно статье 27 пункта 1 подпункта 20 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При этом, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ (пункт 2 статьи 27 указанного Закона).
Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.
В соответствии с указаниями, содержащимися в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года №25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Как следует из материалов дела, в спорный период работы истца фельдшером медицинского вытрезвителя отдела внутренних дел Называевского района действовали утверждённые Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» и «Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет». Данный Перечень не относил медицинские вытрезвители органов внутренних дел к Списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 18.04.1991 года №1027-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции" и пунктом 7 постановления Правительства РФ от 07.12.2000 года №926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" установлено, что медицинские вытрезвители при органах внутренних дел входят в структуру милиции общественной безопасности.
Согласно пункту 1 «Положения о медицинском вытрезвителе при горрайорганах внутренних дел», утвержденного приказом Министерства внутренних дел СССР от 30.05.1985 года №106, медицинский вытрезвитель является специализированным учреждением милиции общественной безопасности, выполняющим функции пресечения нарушения антиалкогольного законодательства, в частности появления на улицах и других общественных местах граждан в состоянии опьянения, оскорбляющих человеческое достоинство и общественную нравственность, и оказания лицам, находящимся в средней или тяжелой степени опьянения, медицинской помощи.
Во исполнение Постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 года "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции", Правительство РФ издало Постановление №723 от 17 сентября 1992 года, в соответствии с которым на Минздрав России были возложены обязанности по руководству работой медицинских вытрезвителей и установлено, что до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство и решения всех организационных вопросов, связанных с передачей обязанностей милиции другим органам, Министерство внутренних дел России продолжает выполнять функции, указанные в пункте 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции".
Таким образом, в настоящее время МВД России продолжает выполнять обязанности по руководству работой медицинских вытрезвителей, которые соответственно, не отнесены к учреждениям системы здравоохранения.
В Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" №781 от 29 октября 2002 года, учреждение "отдел внутренних дел" не указан, не указан он и в вышеуказанных Списках.
Согласно пункта 5 ранее действовавшего «Положения о фельдшерском здравпункте медицинского вытрезвителя», утвержденногоприказом Министерства внутренних дел СССР от 30.05.1985 года №106, на фельдшерский здравпункт было возложено: определение состояния алкогольного опьянения и его степеней у лиц, доставляемых в медицинский вытрезвитель; вынесение заключения о возможности содержания на вытрезвлении доставленных граждан; осуществление лечебно-профилактической помощи вытрезвляемым гражданам; организация повышения профессиональной подготовки сотрудников здравпункта, осуществление контроля за выполнением в медицинском вытрезвителе санитарно-гигиенических норм и правил; обобщение и внедрение научной организации труда и других современных форм медицинского обслуживания; проведение санитарно-просветительной работы среди личного состава медицинского вытрезвителя и граждан, доставляемых на вытрезвление; осуществление расчета потребностей в медикаментах, оборудовании и инструментарии для здравпункта медицинского вытрезвителя, своевременное представление соответствующих заявок в органы и учреждения медицинского снабжения на местах, обеспечение получения заявленных средств и выполнение установленных правил их учета, хранения и выдачи; укрепление и развитие материально-технической базы здравпункта.В соответствии с п.2.3 ранее действовавшего «Приложения N2. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников здравоохранения РФ», утвержденного постановлением Минтруда РФ от 27 августа 1997 г. N43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации", в обязанности фельдшера входило: осуществление оказания лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; проведение лабораторных исследований; диагностирование типичных случаев наиболее часто встречающихся заболеваний и назначение лечения; использование при этом современных методов терапии и профилактики заболеваний, выписывание рецептов; оказание доврачебной помощи; помощь врачу при операциях и сложных процедурах, принятие нормальных родов; осуществление текущего санитарного надзора, организация и проведение противоэпидемических мероприятий; проведение санитарно-просветительной работы среди населения, включая гигиеническое обучение и воспитание, пропаганду здорового образа жизни.Таким образом, функциональные обязанности фельдшера медицинского вытрезвителя органов внутренних дел не соответствовали в полной мере обязанностям фельдшера учреждений здравоохранения.
Следовательно, период работы истца фельдшером медицинского вытрезвителя отдела внутренних дел Называевского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включён в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения.
Периоды работы истца в должности фельдшера скорой помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как установлено в судебном заседании, включены истцу ГУ-УПФР в Называевском районе в специальный (медицинский) стаж.
Согласно копии справки для начисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выданной МУЗ «Называевская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ, истец обучался на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные периоды подлежат включению в специальный (медицинский) стаж, дающий право на назначение льготной пенсии по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами, или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст.187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе медицинских, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
На курсы повышения квалификации истец был направлен работодателем с целью повышения знаний как медицинского работника, за истцом сохранялась заработная плата, производились необходимые отчисления в пенсионный фонд.
Таким образом, с учетом всех обстоятельств дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Как видно из материалов дела, истец Данченко И.В. при подаче искового заявления уплатил госпошлину в сумме 200 рублей.
В соответствии со ст. 98 ч.1 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Таким образом, уплаченная истцом госпошлина в сумме 200 рублей при подаче им искового заявления в суд подлежит взысканию с ГУ - УПФР в Называевском районе Омской области пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Данченко И.В. к ГУ - УПФР в Называевском районе Омской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на льготную пенсию и о признании за ним права на льготную пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью удовлетворить частично.
Обязать ГУ-УПФР в Называевском районе Омской области зачесть в специальный медицинский стаж, дающийправо на досрочное назначение пенсии по старости Данченко И.В., периоды его учебы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальных заявленных требований отказать.
Взыскать с ГУ-УПФР в Называевском районе Омской области в пользу Данченко И.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 50 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Называевский городской суд Омской области в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Щербаков С.М.
Решение изготовлено судье в совещательной комнате на ПК на 6 стр.
ВЕРНО
Судья Щербаков С.М.