Решение по иску прокурора об обязании принять меры по устранению выявленных нарушений требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха



Дело № 2- 339/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Называевский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Щербакова С.М.,

с участием прокурора Хороль Л.Л.,

при секретаре Быструшкиной М.П.,

рассмотрев в судебном заседании в г. Называевске

13 мая 2010 года

дело по иску Называевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП Огурцовой Т.И. об обязании принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха,

УСТАНОВИЛ :

Называевский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП Огурцовой Т.И. об обязанности принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, а именно, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух на пекарню, расположенную по адресу: <адрес> тракт, <адрес>, и получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

В судебном заседании прокурор Хороль Л.Л. заявленные требования поддержала в полном объеме и пояснила, что межрайонной прокуратурой совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области была проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ИП Огурцевой Т.И., в ходе которой были выявлены нарушения требований действующего законодательства. В ходе проверки было установлено, что здание пекарни, принадлежащей ИП Огурцовой Т.И., расположенное по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, общей площадью 402,8 кв.м., используется для осуществления производственной деятельности. В помещении пекарни имеется стационарная печь, в ходе эксплуатации которой в атмосферу производятся выбросы вредных веществ (угольной золы, диоксида азота, оксида азота, оксида углерода, диоксида серы (сернистый антидрид), сажи, бенз(а)пирена, взвешенных веществ), образующихся при сжигании топлива. В нарушении ч.1 ст.14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ч.4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», собственник помещения ИП Огурцова Т.И. мер для разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов не принимала, разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух ею не получено. Данные обстоятельства нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, в связи с чем, просит суд обязать ИП Огурцову Т.И. принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, а именно, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух на пекарню, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, и получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик Огурцова Т.И. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично и пояснила, что является собственником помещения пекарни по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, общей площадью 402,8 кв.м., используемого для осуществления производственной деятельности В указанном помещении имеется стационарная печь для отопления помещений, отопление осуществляется дровами. О том, что необходимо разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух на указанное печное отопление, ей известно не было, платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду она не вносила.

Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Гусева Л.П. в судебном заседании отсутствовала, надлежащим образом была извещена о месте и времени проведения судебного заседания, в заявлении в суд просила рассмотреть дело без ее участия.

Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, собственником нежилого помещения - пекарни, расположенной в <адрес> <адрес> <адрес>, является Огурцова Т.И..

Указанное нежилое помещение продано Барсуковым А.Ю. Огурцовой Т.И., что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого представлена в материалы дела.

Нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, допущенные ИП Огурцовой Т.И., подтверждены актом проверки органом государственного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого представлена в материалы дела.

Заслушав прокурора, ответчиков, исследовав представленные документы, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

В силу ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защите прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Согласно ст.ст.42,58 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ " Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закона), под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду. Под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь указанных веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

Согласно п.1 ст.14 Закона, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Пунктом девятым «Положения о нормативных выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года №183 «О нормативных выбросах вредных веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере охраны атмосферного воздуха и выдает разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным законодательством (подпункт 8 пункта 10 «Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области», утвержденного Указом Губернатора Омской области № 61 от 15.03.2004 года.

Пунктом 3 статьи 12 Закона предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В соответствии с п.7 ст.12 Закона, нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Пунктом шестым «Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», утвержденного постановлением Правительства РФ №183 от 02.03.2000 года, установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

В пункте 8 указанного Положения установлено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечиваются юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности.

Согласно Методическому пособию, введенному в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333, стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст.22 Закона, юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно частям 1 и 2 ст.25 указанного Закона, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

В силу ч.1 ст.30 названного Закона, юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Как установлено в судебном заседании, Называевской межрайонной прокуратурой совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области была проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ИП Огурцовой Т.И. В ходе проверки было установлено, что здание пекарни, принадлежащей ИП Огурцовой Т.И., расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, общей площадью 402,8 кв.м., используется для осуществления производственной деятельности. В помещении пекарни имеется стационарная печь, в ходе эксплуатации которой в атмосферу производятся выбросы вредных веществ (угольной золы, диоксида азота, оксида азота, оксида углерода, диоксида серы (сернистый антидрид), сажи, бенз(а)пирена, взвешенных веществ), образующихся при сжигании топлива. Собственник помещения ИП Огурцова Т.И. мер для разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов не принимала, разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух ею не получено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Называевского межрайонного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку в силу ст.333.36 ч.1 п.9 Налогового кодекса РФ, прокурор освобожден от уплаты госпошлины при подаче заявлений, госпошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, предусмотренном ст.333.19 ч.1 п.7 Налогового кодекса РФ, то есть, в сумме 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ИП Огурцову Т.И. принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, а именно, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух на пекарню, расположенную по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ИП Огурцовой Т.И. госпошлину в доход местного бюджета в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесен представление в кассационном порядке в Омский областной суд через Называевский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Щербаков С.М.

Решение изготовлено судьей в совещательной комнате на 5 стр.

В Е Р Н О

Судья Щербаков С.М.