Дело № 2- 340/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Называевский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Щербакова С.М.,
с участием прокурора Черных Т.А.,
при секретаре Быструшкиной М.П.,
рассмотрев в судебном заседании в г. Называевске
13 мая 2010 года
дело по иску Называевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Пирман Т.И., Пирман В.А., ИП Пирман О.В. об обязании принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха,
УСТАНОВИЛ :
Называевский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП Пирман О.В., Пирман В.А., Пирман Т.И. об обязанности принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, а именно, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух на магазины, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, и получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании прокурор Черных Т.А. заявленные требования поддержала в полном объеме и пояснила, что межрайонной прокуратурой совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области была проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ИП Пирман О.В., в ходе которой были выявлены нарушения требований действующего законодательства. В целях государственного регулирования вредных загрязняющих воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В ходе проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ИП Пирман О.В. и Пирман Т.И. заключили договор аренды торгового места, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 17 кв.м., используемого для осуществления торговой деятельности. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ИП Пирман О.В. и Пирман В.А. заключили договор аренды торгового места, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, обшей площадью 24 кв.м., используемого для осуществления торговой деятельности. В указанных помещениях магазинов имеется стационарные печи, в ходе эксплуатации которых в атмосферу производятся выбросы вредных веществ (угольной золы, диоксида азота, оксида азота, оксида углерода, диоксида серы (сернистый антидрид), сажи, бенз(а)пирена, взвешенных веществ), образующихся при сжигании топлива. В договорах аренды не определено, кто ответственен за разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и получение разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух. В нарушении ч.1 ст.14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ч.4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», собственники помещения Пирман Т.И. и Пирман В.А. и арендатор ИП Пирман О.В. мер для разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов не принимали, разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух ими не получено. Данные обстоятельства нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, в связи с чем, просит суд обязать собственников помещений Пирман Т.И., Пирман В.А., и арендатора помещений ИП Пирман О.В. принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, а именно, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух на магазины, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, и получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик ИП Пирман О.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она заключила договор аренды торгового места с Пирман Т.И., собственником помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 17 кв.м., используемого для осуществления торговой деятельности, и ДД.ММ.ГГГГ с Пирман В.А., собственником помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, обшей площадью 24 кв.м., используемого для осуществления торговой деятельности. В указанных магазинах имеются стационарные печи для отопления помещений, отопление осуществляется дровами. О том, что необходимо разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух на указанное печное отопление, ей известно не было, платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду она не вносила, в договорах аренды помещения эти вопросы не отражались. В настоящее время они договорились с собственниками помещений, что решать указанные вопросы она будет самостоятельно.
Ответчики Пирман Т.И. и Пирман В.А.в судебном заседании отсутствовали по неизвестной причине, надлежащим образом были извещены о месте и времени проведения судебного заседания.
Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Гусева Л.П. в судебном заседании отсутствовала, надлежащим образом была извещена о месте и времени проведения судебного заседания, в заявлении в суд просила рассмотреть дело без ее участия.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, собственником земельного участка, расположенного в <адрес>, является Пирман Т.И..
Из свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственником земельного участка, расположенного в <адрес>, <адрес>, <адрес>, является Пирман В.А..
ИП Пирман О.В. принадлежат два торговых павильона на праве аренды, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Пирман Т.И. и ИП Пирман О.В., и договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Пирман О.В. и Пирман В.А., копии которых представлены в материалы дела.
Заслушав прокурора, ответчиков, исследовав представленные документы, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
В силу ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защите прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Согласно ст.ст.42,58 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ " Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закона), под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду. Под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь указанных веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.
Согласно п.1 ст.14 Закона, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом девятым «Положения о нормативных выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года №183 «О нормативных выбросах вредных веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере охраны атмосферного воздуха и выдает разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным законодательством (подпункт 8 пункта 10 «Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области», утвержденного Указом Губернатора Омской области № 61 от 15.03.2004 года.
Пунктом 3 статьи 12 Закона предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с п.7 ст.12 Закона, нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Пунктом шестым «Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», утвержденного постановлением Правительства РФ №183 от 02.03.2000 года, установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
В пункте 8 указанного Положения установлено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечиваются юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности.
Согласно Методическому пособию, введенному в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333, стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст.22 Закона, юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно частям 1 и 2 ст.25 указанного Закона, производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
В силу ч.1 ст.30 названного Закона, юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:
обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Как установлено в судебном заседании, Называевской межрайонной прокуратурой совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области была проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ИП Пирман О.В. В ходе проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ИП Пирман О.В. и Пирман Т.И. заключили договор аренды торгового места, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 17 кв.м., используемого для осуществления торговой деятельности. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ИП Пирман О.В. и Пирман В.А. заключили договор аренды торгового места, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, обшей площадью 24 кв.м., используемого для осуществления торговой деятельности. В указанных помещениях магазинов имеются стационарные печи, в ходе эксплуатации которых в атмосферу производятся выбросы вредных веществ (угольной золы, диоксида азота, оксида азота, оксида углерода, диоксида серы (сернистый антидрид), сажи, бенз(а)пирена, взвешенных веществ), образующихся при сжигании топлива. В договорах аренды не определено, кто ответственен за разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и получение разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Называевского межрайонного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку в силу ст.333.36 ч.1 п.9 Налогового кодекса РФ, прокурор освобожден от уплаты госпошлины при подаче заявлений, госпошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, предусмотренном ст.333.19 ч.1 п.7 Налогового кодекса РФ, то есть, в сумме 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ИП Пирман О.В. принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, а именно, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух на магазины, расположенные по адресу: <адрес> и получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ИП Пирман О.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление в кассационном порядке в Омский областной суд через Называевский городской суд Омской области в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Щербаков С.М.
Решение изготовлено судьей в совещательной комнате на ПК на 5 стр.
В Е Р Н О
Судья Щербаков С.М.