Дело № 2-52/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Называевск 16.02.2011
Называевский городской суд Омской области
в составе председательствующего судьи В.А. Шумилиной
при секретаре Золотаревой Н.И.
с участием прокурора Хороль Л.Л., Федоровой Н.А., представителя заинтересованного лица администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Кайгородова А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Называевского межрайонного прокурора в интересах Федоровой Н.А. о признании решения администрации Черемновского сельского поселения Называевского района Омской области об отказе в признании Федоровой Н.А. нуждающейся в жилом помещении незаконным, нарушающим ее жилищные права и право на получение мер социальной поддержки в качестве вдовы ветерана Великой Отечественной войны, предусмотренного Федеральным законом «О ветеранах»,
УСТАНОВИЛ :
Называевский межрайонный прокуроробратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что в январе 2011 года в Называевскую межрайонную прокуратуру поступило заявление Федоровой Н.А. по факту отказа администрацией <данные изъяты> сельского поселения ей как вдове ветерана Великой Отечественной войны (далее ветерана ВОВ) в постановке на учет в качестве нуждающейся улучшении жилищных условий. В ходе проведенной проверки установлено, что Федорова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает одна в одноэтажном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Данное жилое помещение, 1972 года постройки, принадлежит ей на праве собственности в соответствии с договором на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, б/н. Согласно акту обследования технического состояния строительных конструкций <адрес> жилого дома в <адрес> <адрес> <адрес>. ОАО Территориальный проектный институт «Омскгражданпроект», год постройки здания - 1972, отмостка не выполнена, каркасно-насыпные стены промерзают, наружные стены не способны обеспечить теплозащиту обследуемого здания, конструкции пола сгнили и имеют аварийное состояние. Эксплуатация здания допустима только после проведения капитального ремонта и усиления дефектных и ослабленных конструкций и опорных узлов. В доме, согласно техническому паспорту, выданному Называевским отделом ГП Омской области «Омский центр ТИЗ», водопровода с холодной или горячей водой не имеется, отопление местное водяное. ДД.ММ.ГГГГ Федорова Н.А. обратилась в Администрацию <данные изъяты> сельского поселения с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с ветхостью жилья. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией Называевского района составлен акт обследования жилого помещения, в котором проживает Федорова Н.А., по результатом рассмотрения которого дано заключение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта. ДД.ММ.ГГГГлавой <данные изъяты> сельского поселения принято распоряжение № об отказе в принятии на учет Федоровой Н.А., так как не предоставлены документы, подтверждающие право состоять на учете. Прокурор считает доводы администрации <данные изъяты> сельского поселения об отказе Федоровой Н.А. в постановке на соответствующий учет несостоятельными, так как Федорова Н.А. проживает в квартире, состояние которой не отвечает установленным федеральном законодательством требованиям. Кроме того, отсутствие водопровода и централизованного отопления в жилом доме для Федоровой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ лет, являющейся вдовой ветерана Великой Отечественной войны (о чем свидетельствуют удостоверение вдовы ветерана ВОВ), неспособной к самостоятельному обслуживанию, является существенным нарушением прав и законных интересов указанного лица. Кроме того, Федорова Н.А. является больной онкологическим заболеванием - злокачественное новообразование кожи и уточненных частей лица слева, 1 стадия, у самой отсутствует возможность ухаживать за собой. Таким образом, отказ администрации Черемновского сельского поселения в постановке на указанный учет Федоровой Н.А., является незаконным.
В судебном заседании прокурор Хороль Л.Л. заявленные требования уточнила, просила признать Федорову Н.А. нуждающейся в жилом помещении и обязать администрацию Черемновского сельского поселения принять Федорову Н.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Федорова Н.А. в судебном заседании требования прокурора поддержала, просила заявление в ее интересах удовлетворить в полном объеме и показала, что ей 85 лет, проживает в собственном доме одна без мужа с 1983 года, имеет удостоверение вдовы ветерана ВОВ, дети живут за пределами Омской области. Имеет заболевание - злокачественное новообразование кожи и уточненных частей лица, у самой в силу возраста отсутствует возможность ухаживать за собой. Помогать ей кроме соседей некому. Всю жизнь с мужем они прожили в неблагоустроенном доме, где отсутствует канализация и водопровод, отопление печное. Дрова и воду ей приносят соседи. За состоянием дома она также не может следить, так как у нее нет средств на его капитальный ремонт. Просит суд удовлетворить заявление прокурора, так как хочет прожить свою оставшуюся жизнь в благоустроенной квартире, где ей будет легче.
Представитель администрации <данные изъяты> сельского поселения Кайгородов А.П. в судебном заседании требования прокурора признал полностью и показал, что у администрации сельского поселения нет оснований для принятия Федоровой Н.А. на соответствующий учет. В заявлении она писала о том, что дом, в котором она живет, непригоден для проживания. Между тем, ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией Называевского района составлен акт обследования жилого помещения, расположенного в <адрес>. По результатом рассмотрения акта комиссией дано заключение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в указанной квартире. В данном случае предполагается, что собственник должен сделать капитальный ремонт своего домовладения, но учитывая, что Федоровой Н.А. исполнилось 85 лет, состояние дома в котором она живет аварийное, кроме пенсии других источников к существованию у нее не имеется, кроме того, она имеет заболевание и при этом имеет право на льготы как вдова ветерана ВОВ, ее необходимо признать нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и поставить на учет в указанном качестве. Он сам неоднократно приезжал домой к Федоровой Н.А. и подтверждает, что состояние неблагоустроенного дома требует капитального ремонта.
Выслушав доводы сторон, свидетелей, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Свидетели Ф. и И. в судебном заседании показали, что они живут в одной деревне с Федоровой Н.А., знают ее более 30 лет. Федорова Н.А. после смерти мужа проживает одна в своем неблагоустроенном доме. Имеет онкологическое заболевание, в силу возраста и заболевания ей тяжело ухаживать за собой и следить за состоянием дома. Они помогают ей по домашним делам, приносят дрова, воду, 2 раза в день меряют ей давление. Туалет у нее на улице, бани нет, моется она на кухне в тазу.
Свидетель Л. в судебном заседании показала, что живет в Омске, знает семью Федоровой Н.А. около 40 лет, неоднократно бывала у нее в гостях, и дала аналогичные показания.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Из преамбулы Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон) следует, что настоящий закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В силу ст. 13 Федерального Закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в себя, в том числе получение и содержание жилых помещений.
На основании п.3 ч.2 ст.21 указанного Федерального закона, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсий или заработной платы, меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника ВОВ, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Согласно ст. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как установлено в судебном заседании, Федорова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдова ветерана Великой Отечественной войны, в повторный брак не вступала, имеет право на льготы, предусмотренные п.3 ч.2 ст.21 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается соответствующим удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Федорова Н.А. обратилась с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрацию <данные изъяты> сельского поселения, так как дом, в котором она проживает ветхий, кровля протекает, пол прогнил, стены промерзают. К заявлению было приложено, в том числе заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГлавой <данные изъяты> сельского поселения принято распоряжение № об отказе в принятии на учет Федоровой Н.А., так как не предоставлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Отказ администрации Черемновского сельского поселения в признании Федоровой Н.А. нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет в качестве таковой является незаконным и нарушает право Федоровой Н.А., как вдовы ветерана Великой Отечественной войны на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем по следующим основаниям.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ст. 54 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования, которым должно соответствовать жилое помещение. Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно п. 12 Положения, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие в том числе ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п.33 Положения).
По результатам работы, комиссия, принимает в том числе решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки (п.47 Положения).
Как установлено в судебном заседании, Федорова Н.А., проживает одна в <адрес>, <адрес> сельского поселения <адрес>. Данная квартира принадлежит ей на праве собственности в соответствии с договором на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ б\н, регистрационная надпись от ДД.ММ.ГГГГ, в реестровой книге под №№
Из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, сделанного на основании акта обследования указанного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> принадлежащая Федоровой Н.А. расположена в двухквартирном, одноэтажном <адрес> года постройки. Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь жилого помещения 41,1 кв.м., физический износ здания составляет 45 %, отопление местное водяное, теплоисточник - печь. Централизованная система - электроснабжение (открытая проводка). Газоснабжение баллонное. В доме наблюдается частичное разрушение фундамента под кирпичной облицовкой. На наружной кирпичной облицовке с торца здания наблюдается трещина шириной раскрытия до 3 мм. В спальне у порога имеется прогибание досок пола вследствии разрушения половой лаги. На волнистых асбестоцементных листах кровли имеются трещины, сколы. Для приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными Положением утвержденным Постановлением Правительства от 28.01.2006 №47, требованиями, необходимо провести капитальный ремонт (реконструкцию) жилого помещения. В связи с изложенным, комиссия приняла заключение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта (реконструкции) указанного жилого помещения.
По результатам обследования технического состояния строительных конструкций указанного жилого помещения в ноябре 2010 года, специалистами ОАО Территориальный проектный институт Омскгражданпроект, установлены следующие дефекты конструкций <адрес>: отмостка вокруг здания отсутствует, полы перекошены и провалились, наружная облицовка кирпичом толщиной 120 м.м. имеет трещины шириной раскрытия 3 мм. Фундамент под кирпичной облицовкой частично рузрушился. В углах дома видны следы промерзания стен в виде потемнения и грибка на внутренней отделке, рамы оконных блоков сгнили, дверные проемы перекошены, деревянные балки и доски пола увлажнены и поражены гнилью, полы перекошенные, вспученные, в отдельных местах имеются следы пролома досок пола, целостность кровли нарушена. Выводы: Каркасно-насыпные стены промерзают, наружные стены не способны обеспечить теплозащиту обследуемого здания в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил (СНиП 23-02-2003), конструкции пола сгнили и имеют аварийное состояние, несущие элементы здания жилого дома находятся в ветхом состоянии. Эксплуатация здания возможна только после проведения капитального ремонта и усиления дефектных и ослабленных конструкций и опорных узлов, также необходимо утепление наружных стен с применением эффективного утеплителя. Жилой дом по <адрес> <адрес> не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №
Кроме того, согласно информации ОАО «Омскоблводоправод» от ДД.ММ.ГГГГ, централизованное водоснабжение в <адрес> осуществляется от Любино-Исилькульского группового водопровода по разводящим сетям, водоразбор осуществляется из 14 колонок, имеется техническая возможность для подключения абонентов к сетям водоснабжения.
Положения Санитарных правил и норм СанПин 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ, устанавливают, что централизованная система питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - это комплекс инженерных сооружений для забора, подготовки, транспортирования и подачи потребителю питьевой воды.
В силу Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 №167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», централизованная система коммунального водоснабжения - комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и подачи потребителю питьевой воды.
Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии с Приказом Госстроя РФ от 21.04.2000 №92 «Об утверждении организационно - методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации», присоединенная тепловая сеть- совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения тепловой энергии и теплоносителя абонентам (потребителям).
Из информации МУП КХ «Тепловик» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в д. <адрес> сельского поселения централизованно отапливаются от котельной № МУП КХ «Тепловик» следующие объекты: школа, здание шестилетней школы, Дом культуры, библиотека.
Исходя из вышеизложенного, Федорова Н.А. проживает в квартире, состояние которой не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, закрепленным в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.
Дом, в котором проживает Федорова Н.А., требует капитального ремонта (реконструкции) и при наличии в д. Фомиха централизованных инженерных систем, в ее квартире водоснабжение и централизованное отопление отсутствует.
Согласно имеющейся в материалах дела выписке из истории болезни Федорова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет заболевание - злокачественное новообразование кожи левой височной области, 1 стадия. Она, учитывая возраст и заболевание, является нетрудоспособной, не в силах провести необходимый капитальный ремонт дома, провести в свою квартиру водоснабжение и подключить централизованное отопление. Проживание Федоровой Н.А. в указанном жилом помещении для нее затруднительно.
Учитывая все вышеуказанные обстоятельства в совокупности, Федорова Н.А. - вдова ветерана ВОВ, проживающая в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, имеет право на признание ее нуждающейся жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Согласно ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14-19 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Следовательно, ввиду отказа администрацией Черемновского сельского поселения в признании Федоровой Н.А. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принятии на учет в указанном качестве, заявительница не была включена в список граждан-получателей субсидий за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем, что нарушило ее право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением как вдовы ветерана Великой Отечественной войны.
При указанных обстоятельствах заявление Называевского межрайонного прокурора в интересах Федорова Н.А. признается судом обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Называевского межрайонного прокурора в интересах Федорова Н.А. удовлетворить.
Признать решение администрации <данные изъяты> сельского поселения об отказе в признании Федорова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным.
Признать Федорова Н.А., проживающую по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признать за ней право на получение меры социальной поддержки, в качестве вдовы ветерана Великой Отечественной войны, предусмотренной Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> принять Федорова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы в Называевский районный суд Омской области.
Решение изготовлено 16.02.2011 судьей В.А. Шумилиной в совещательной комнате на компьютере на 6 стр.
Председательствующий подпись
Верно
Председательствующий В.А. Шумилина