Дело № 2-252/2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Называевский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи А.Н. Шашлова,
с участием прокурора Заворухина И.В., представителя ответчика администрации Богодуховского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области Некрасова С.В.,
при секретаре Бершауэр Л.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Называевске
30 марта 2011 года
дело по заявлению Называевского межрайонного прокурора Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Богодуховского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области о внесении изменений в решение Совета Богодуховского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области,
УСТАНОВИЛ:
Называевский межрайонный прокурор Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Называевский городской суд Омской области с заявлением к администрации Богодуховского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области о внесении изменений в решение Совета Богодуховского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области № 88 от 26.06.2007 года «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Богодуховского сельского поселения» (далее - Решение), указав, что данное Решение является нормативным актом, было обнародовано путем вывешивания текста на информационных стендах Богодуховского сельского поселения и является обязательным для исполнения для неопределенного круга лиц.
В силу п. 6 указанного Решения, муниципальный земельный контроль включает в себя:
е) проверку выполнения гражданами и юридическими лицами требований по
использованию земельных участков по их целевому назначению, выполнения ими
установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почвот ветреной, водяной эрозии и предотвращению иных процессов, ухудшающих качественноесостояние земель;
ж) проверку своевременного выполнения гражданами и юридическими лицами
обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому
назначению, или по их рекультивации после завершения разработки полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей.
Согласно п. 7 Решения, муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования осуществляется за:
д) своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, изыскательских и иных работ, проводимых с нарушением почвенного слоя, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных и собственных нужд;
ж) своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по
улучшению земель и охране почв от водной эрозии, заболачивания, подтопления,
переуплотнения, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих
качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;
з) выполнения требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и
перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи земли в результате нарушения правил
обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и
окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
л) выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.В силу п. 15 Решения, установлено, что муниципальный инспектор направляет материалы в Отдел в случае выявления признаков, указывающих на наличие следующих видов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями КоАП РФ:
ст. 7.1 КоАП РФ - самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю;
ч. 1 ст. 7.2 КоАП РФ - уничтожение межевых знаков границ земельных участков;
ст. 7.10 КоАП РФ - самовольная переуступка права пользования землей;
ст. 8.5 КоАП РФ - сокрытие или искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;
ст. 8.6 КоАП РФ - самовольное снятие плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
ст. 8.7 КоАП РФ - невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
ст. 8.8 КоАП РФ - использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.
Считает, что в компетенцию органов местного самоуправления в части земельного контроля функции контроля за охраной земель законодателем не включены. В сферу полномочий муниципального земельного контроля входит только контроль за использованием земель, контроль за охраной земель возложен на уполномоченные государственные органы. Осуществление контроля в отсутствие полномочий по привлечению к ответственности и проведения проверок не уполномоченными лицами является незаконным, нарушает права субъектов земельных отношений.
27.01.2011 года межрайонной прокуратурой был принесен протест на данные нормы Решения, который 22.02.2011 года был рассмотрен Советом Богодуховского сельского поселения, согласно протоколу заседания Совета Богодуховского сельского поселения, требования прокурора удовлетворены в части, Администрацией Богодуховского сельского поселения не оспаривается факт, что полномочия по проведению проверок в сфере охраны земли не относятся к полномочиям администрации Богодуховского сельского поселения.
22.02.2011 года решением Совета Богодуховского сельского поселения № 21 «О внесении изменений в Решение Совета Богодуховского сельского поселения от 26.06.2007 № 88 «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Богодуховского сельского поселения» внесены изменения об отмене полномочий в части «охраны земли». Таким образом, п. 15 Решения, предусматривающий направление муниципальным инспектором материалов в отдел в случае выявления признаков, указывающих на наличие административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.5, 8.6, 8.7. 8.8 КоАП РФ в соответствие с действующим законодательством не приведен.
В судебном заседании прокурор Заворухин И.В.заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, уточнив, что просит признать указанные в заявлении абзацы пункта 15 Решения противоречащими действующему законодательству и не подлежащими применению.
Представитель администрации Богодуховского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области Некрасов С.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснив, что прокурором не сделаны ссылки на нормы материального права, нарушенные Советом сельского поселения при принятии указанного Решения, данное Решение принято Советом в рамках его компетенции, действует по настоящее время, не противоречит действующему законодательству, пояснил, что всоответствии с Письмом Роснедвижимости от 20.07.2005 № ММ/0644 "О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля", муниципальные инспектора имеют право: составлять по результатам проверок акты соблюдения земельного законодательства с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков. Полученные в ходе проверки материалы с приложением копии свидетельства о регистрации юридического лица, свидетельства о присвоении ИНН, справки с банковскими реквизитами, документами, подтверждающими право пользования земельным участком, сопроводительной запиской и иными документами, подтверждающими наличие нарушений земельного законодательства, в 5 дневный срок после проведения проверки направляются в Управление (отдел) для рассмотрения и принятия решения.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные документы, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.22 ч.1 п.3 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст.245 настоящего Кодекса.
В частности, в силу ст.245 ГПК РФ, суды рассматривают дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлению прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ст.15 ч.2 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Статьей 11 Земельного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в областиземельных отношений отнесено резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований Законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со ст. 71 Земельного Кодекса РФ государственный земельный контроль осуществляется за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель, ст. 72 Кодекса определено, что муниципальный земельный контроль осуществляется только за использованием земель на территории муниципального образования.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 "О государственном земельном контроле», к задачам государственного земельного контроля относится обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
В соответствии со ст. 13 Земельного Кодекса РФ, охрана земель включает в себя проведение мероприятий по:
защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и
захламленияземель;
рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Положением о государственном земельном контроле, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689, государственный земельный контроль осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.
К государственному земельному контролю отнесено обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Полномочия государственных органов в сфере государственного земельного контроля за охраной земель в соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ разграничены между федеральными службами и закреплены принятыми Правительством РФ положениями.
В судебном заседании установлено, что 26.06.2007 года Советом Богодуховского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области было принято решение № 88 «Об утверждении Положения «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Богодуховского сельского поселения», которое было опубликовано путем вывешивания текста на информационных стендах в здании администрации Богодуховского сельского поселения, в Богодуховском, Кочковатском, Милютинском сельских клубах в течение 15 дней с 26.06.2007 года по 09.07.2007 года. Данное Решение является нормативным правовым актом, так как принято в установленном порядке представительным органом местного самоуправления, устанавливает правовые нормы, обязательные для исполнения, рассчитано на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли, или прекратились конкретные правоотношения, им предусмотренные, что подтверждается представленными в дело материалами.
В силу п. 15 Решения, установлено, что муниципальный инспектор направляет материалы в отдел в случае выявления признаков, указывающих на наличие административных правонарушении, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.5, 8.6, 8.7, 8.8 КоАП РФ.
С данными доводами нельзя согласиться по следующим основаниям, ст. 8.5, 8.6, 8.7. 8.8 КоАП РФ предусмотрены наказания в сфере действующего законодательства в сфере охраны земли. Проведение проверок в сфере охраны земель не относится к полномочияммуниципальных земельных инспекторов, таким образом, формирования пакета документов по результатам проверки, а именно, истребование копий свидетельства о регистрации юридического лица, свидетельства о присвоении ИНН, справок с банковскими реквизитами, документами, подтверждающими право пользования земельным участком, и иными документами, подтверждающими наличие нарушений земельного законодательства, является незаконным.
В силу ст.249 ч.1 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Представителем органа местного самоуправления в судебном заседании не представлены доказательства, обосновывающие установление Советом сельского поселения оснований наделения муниципальных земельных инспекторов функциями контроля по проведению проверок в сфере охраны земель.
Согласно ч.5 ст.76 Конституции РФ, в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Суд считает возможным признать абзацы 4,5,6,7 п. 15 Положения «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Богодуховского сельского поселения», утвержденных решением Совета Богодуховского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области № 88 от 26.06.2007 года, в части наложения органом местного самоуправления на муниципальных земельных инспекторов функций контроля за охраной земель, полномочий по проведению проверок в сфере охраны земель, противоречащими федеральному закону и недействующими с момента вступления настоящего решения в законную силу, поскольку указанные статьи длительное время (с 26.06.2007 года) применялись до вынесения настоящего решения и на основании их были реализованы возникшие правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные Называевским межрайонным прокурором Омской области требования удовлетворить.
Признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силуабзацы 4,5,6,7 п. 15 Положения «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Богодуховского сельского поселения», утвержденных решением Совета Богодуховского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области № 88 от 26.06.2007 года, в части наложения органом местного самоуправления на муниципальных земельных инспекторов функций контроля за охраной земель, полномочий по проведению проверок в сфере охраны земель.
Обязать Совет Богодуховского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области после вступления решения суда в законную силу довести до сведения населения поселения информацию о решении суда тем же способом, каким ранее был опубликован вышеуказанный нормативный акт, т.е. путем вывешивания информации на информационных стендах в здании администрации Богодуховского сельского поселения, в Богодуховском, Кочковатском, Милютинском, сельских клубах.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в Омский областной суд через Называевский городской суд Омской области в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья подпись
Решение изготовлено судьёй в совещательной комнате с использованием ПК 30.03.2011 на 6 стр.
В Е Р Н О:
Судья А.Н. Шашлов