Решение по иску прокурора об обязании Совета Князевского сельского поселения внести изменения в Решение Совета от 11.04.2006года № 44



Дело № год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Называевский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи А.Н. Шашлова,

с участием прокурора Заворухина И.В., представителя ответчика администрации Князевского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области Некрасова С.В.,

при секретаре Бершауэр Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Называевске

30 марта 2011 года

дело по заявлению Называевского межрайонного прокурора Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Князевского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области о внесении изменений в решение Совета Князевского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области,

УСТАНОВИЛ:

Называевский межрайонный прокурор Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Называевский городской суд Омской области с заявлением к администрации Князевского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области о внесении изменений в решение Совета Князевского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области №44 от 11.04.2006 года «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Князевского сельского поселения» (далее - Решение), указав, что данное Решение является нормативным актом, было обнародовано путем вывешивания текста на информационных стендах Князевского сельского поселения и является обязательным для исполнения для неопределенного круга лиц. Согласно п.6.1 ст.6 указанного Решения, физические и юридические лица и граждане, имеющие в собственности, пользовании или владении земельные участки и (или) объекты, обязаны содержать прилегающие и закрепленные территории, и расположенные на них объекты в чистоте и порядке, отвечающем строительным, эстетическим, экологическим, санитарным и иным требованиям, установленным действующим законодательством. Согласно ст.2 Решения, для объектов, частных домовладений, находящихся вблизи проезжих частей улиц, прилегающей территорией является территория от фасада до проезжей части. Для объектов, не находящихся вблизи проезжих частей улиц, проездов (в том числе, автомобильно-заправочные станции, гаражи, стоянки для автотранспорта, торговые киоски, иные объекты) прилегающей территорией является территория на расстоянии 10 метров по периметру соответствующего объекта. В случае нахождения нескольких объектов на расстоянии менее 20 метров друг от друга территория делится на две равные части. Считает, что принимая данные нормы Решения, Совет Князевского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области в нарушении требований действующего законодательства вышел за пределы своих полномочий, установив для не собственников имущества обязанности по бремени его содержания. 17.01.2011 года межрайонной прокуратурой был принесен протест на данные нормы Решения, который 24.01.2011 года был рассмотрен Советом Князевского сельского поселения и оставлен без удовлетворения. На основании изложенного, просит обязать Совет Князевского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области внести изменения в указанное Решение, устраняющие нарушение закона.

В судебном заседании прокурор Заворухин И.В.заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, уточнив, что просит признать указанные в заявлении статьи Решения противоречащими действующему законодательству и не подлежащими применению.

Представитель администрации Князевского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области Некрасов С.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснив, что прокурором не сделаны ссылки на нормы материального права, нарушенные Советом сельского поселения при принятии указанного Решения, данное Решение принято Советом в рамках его компетенции, действует по настоящее время, не обязывает не собственников нести бремя содержания имущества и не противоречит действующему законодательству. Напротив, в п.6.1 Решения указано, что физические и юридические лица и граждане, имеющие в собственности, пользовании или владении земельные участки и (или) объекты, обязаны содержать прилегающие и закрепленные территории, и расположенные на них объекты в чистоте и порядке, отвечающем строительным, эстетическим, экологическим, санитарным и иным требованиям, установленным действующим законодательством. Таким образом, заявленные прокурором требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. Размер территорий, указанных в Решении, был установлен произвольно, но, как он считает, данные территории принадлежат всем подпадающим под действие Решения лицам на праве собственности. Указанные в заявлении статьи Решения использовались администрацией сельского поселения при вынесении предписаний виновным лицам об устранении нарушений правил благоустройства территории поселения.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные документы, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.22 ч.1 п.3 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст.245 настоящего Кодекса.

В частности, в силу ст.245 ГПК РФ, суды рассматривают дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлению прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ст.15 ч.2 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст.14 п.19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В судебном заседании установлено, что 11.04.2006 года Советом Князевского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области было принято решение №44 «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Князевского сельского поселения», которое было опубликовано путем вывешивания текста на информационных стендах в здании администрации Князевского сельского поселения, в Князевском сельском доме культуры, Кабановском и Дурбетовском клубах, в школе д. Лебяжье в течение 15 дней с 30.05.2006 года по 13.06.2006 года. Данное Решение является нормативным правовым актом, так как принято в установленном порядке представительным органом местного самоуправления, устанавливает правовые нормы, обязательные для исполнения, рассчитано на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли, или прекратились конкретные правоотношения, им предусмотренные, что подтверждается представленными в дело материалами.

Согласно п.6.1 ст.6 указанных «Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Князевского сельского поселения» (далее - Правил), физические и юридические лица и граждане, имеющие в собственности, пользовании или владении земельные участки и (или) объекты, обязаны содержать прилегающие и закрепленные территории, и расположенные на них объекты в чистоте и порядке, отвечающем строительным, эстетическим, экологическим, санитарным и иным требованиям, установленным действующим законодательством. Статьей 2 Правил установлено, что для объектов, частных домовладений, находящихся вблизи проезжих частей улиц, прилегающей территорией является территория от фасада до проезжей части. Для объектов, не находящихся вблизи проезжих частей улиц, проездов (в том числе, автомобильно-заправочные станции, гаражи, стоянки для автотранспорта, торговые киоски, иные объекты) прилегающей территорией является территория на расстоянии 10 метров по периметру соответствующего объекта. В случае нахождения нескольких объектов на расстоянии менее 20 метров друг от друга территория делится на две равные части.

В указанных нормах Правил содержится возможность возложения на указанных в них лиц, в том числе не собственников имущества (территории) обязанности по выполнению любых по типу, виду, а также финансовым затратам работ по содержанию прилегающей территории и расположенных на ней объектах. Из содержания данных норм усматривается, что их действие распространяется на все земельные участки и объекты, независимо от особенностей их расположения и принадлежности.Содержание территорий и расположенных на них объектов в чистоте и порядке, отвечающем строительным, эстетическим, экологическим, санитарным и иным требованиям, установленным действующим законодательством, относится к мерам, которые предпринимаются собственником или иными лицами для содержания в надлежащем состоянии принадлежащего или используемого ими имущества.

В силу ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст.2 ч.1 ГК РФ, порядок осуществления права собственности, к которому относятся случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.

Как установлено ст.3 ч.1 ГК РФ, в соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, что закреплено также п.«о» ст.71 Конституции РФ. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества не собственником имущества могут быть установлены лишь федеральными законами.

В силу ст.249 ч.1 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Представителем органа местного самоуправления в судебном заседании не представлены доказательства, обосновывающие установление Советом сельского поселения оснований и размеров территорий, доказательства нахождения указанных в Решении земельных участков в чьей - либо собственности, а также доказательства отсутствия у лиц, указанных в данных нормах Решения и не являющихся собственниками имущества, бремени содержания имущества (территории), т.е. не представлены доказательства обоснованности и законности, принятых Советом сельского поселения вышеуказанных норм Решения.

Наложение органом местного самоуправления на собственников, владельцев, пользователей, лиц, осуществляющих эксплуатацию и содержание объектов, бремени содержания имущества (территории), в отношении которого у них отсутствуют какие - либо права, а также произвольное установление границ территорий, противоречит вышеуказанным нормам гражданского законодательства, и свидетельствует о том, что, принимая ст.2 и ст.6 п.6.1 Правил, Совет сельского поселения вышел за пределы предоставленных ему законом полномочий.

Согласно ч.5 ст.76 Конституции РФ, в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Суд считает возможным признать ст.2 и ст.6 п.6.1 «Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Князевского сельского поселения», утвержденных решением Совета Князевского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области №44 от 11.04.2006 года, в части наложения органом местного самоуправления на собственников, владельцев, пользователей, лиц, осуществляющих эксплуатацию и содержание объектов, бремени содержания имущества (территории), в отношении которого у указанных лиц, отсутствуют какие - либо права, а также произвольного установления границ территорий, противоречащими федеральному закону и недействующими с момента вступления настоящего решения в законную силу, поскольку указанные статьи длительное время (с 18.04.2006 года) применялись до вынесения настоящего решения и на основании их были реализованы возникшие правоотношения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные Называевским межрайонным прокурором Омской области требования удовлетворить.

Признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силуст.2 и ст.6 п.6.1 «Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Князевского сельского поселения», утвержденных решением Совета Князевского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области №44 от 11.04.2006 года, в части наложения органом местного самоуправления на собственников, владельцев, пользователей, лиц, осуществляющих эксплуатацию и содержание земельных участков и (или) объектов, бремени содержания имущества (территории), в отношении которого у последних отсутствуют какие - либо права, а также произвольного установления границ территорий.

Обязать Совет Князевского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области после вступления решения суда в законную силу довести до сведения населения поселения информацию о решении суда тем же способом, каким ранее был опубликован вышеуказанный нормативный акт, т.е. путем вывешивания информации на информационных стендах в здании администрации Князевского сельского поселения, в Князевском сельском доме культуры, Кабановском и Дурбетовском клубах, в школе д. Лебяжье.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в Омский областной суд через Называевский городской суд Омской области в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья подпись

Решение изготовлено судьёй в совещательной комнате с использованием ПК 30.03.2011 на 4 стр.

В Е Р Н О.

Судья